Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Право хозяйственного ведения




 

Понятие и история становления. Определение. Субъекты. Объекты. Приобретение. Содержание. Защита. Прекращение.

 

1. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления - особенные вещные права, истоки которых находятся не в загадочное древнеримское время, а в недавней истории государства российского.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления известны только отечественному гражданскому законодательству.

 

Авторитетное мнение

 

Наличие права хозяйственного ведения и права оперативного управления в системе вещных прав является отличительной особенностью отечественной правовой системы, что обусловлено многолетним господством государственной собственности в советский период нашей истории. Необходимость в разработке юридической конструкции оперативного управления была обоснована А.В. Венедиктовым в 1940-х гг. Категория хозяйственного ведения была введена в законодательство на рубеже 1980-1990-х гг. с целью расширить права государственных предприятий.

 

(Д.В. Мурзин)

 

Рассматриваемые виды ограниченных вещных прав, возникшие в период государственно-плановой экономики, были ориентированы на участие в едином промышленном механизме, построенном не на рыночной, а на централизованной, "госплановой" экономике.

Преобразование российского политического и экономического устройства, ориентир на частную собственность и рыночные отношения поставили перед отечественной цивилистикой и законодателем весьма сложную задачу: решить правовую судьбу государственных предприятий, обеспечивающих, в том числе, и общенациональные функции (оборона, природные ресурсы, атомная энергетика и т.п.).

Значительная часть бывших госпредприятий была приватизирована. Те же предприятия, передача имущества которых в частную собственность была неоправданна, включились в гражданские правоотношения в качестве государственных и муниципальных унитарных предприятий с сохранением прав хозяйственного ведения и оперативного управления. Такое решение законодателя оценивалось гражданско-правовой наукой неоднозначно.

 

Авторитетное мнение

 

Не всеми современными учеными признается характер вещных прав за правами хозяйственного ведения и правом оперативного управления. Имущественная обособленность, которую представляют указанные вещные права, недостаточна для полноценного участия в гражданском обороте, основанном на принципах организации рыночного хозяйства, в котором должны действовать собственники.

 

(В.А. Дозорцев)

 

Наделение имуществом унитарных предприятий на правах хозяйственного ведения и оперативного управления есть всего лишь способ осуществления права собственности публичных образований.

 

(Е.А. Суханов)

 

Указанные институты (право хозяйственного ведения и право оперативного управления) могут быть сохранены в ограниченных пределах в определенных областях деятельности государства, в частности, в сфере обороны, образования, здравоохранения и т.д.

 

(И.П. Грешников, В.Д. Петров)

 

Как бы то ни было, унитарные предприятия и в настоящее время участвуют в имущественных отношениях, занимая все большее и большее значение в экономике. И ограниченные вещные права (хозяйственного ведения и оперативного управления) позволяют унитарным предприятиям вступать в гражданские правоотношения и участвовать в них, являются по меньшей мере равными вещным правам других субъектов гражданских прав и обязанностей.

В Советском Союзе, когда с начала 1930-х гг. установилась суперцентрализованная плановая система хозяйствования (по В.И. Ленину - "одна фабрика"), для отдельных частиц этой "фабрики" - государственных предприятий - потребовалось юридическое решение некоторых оперативных хозяйственных вопросов. Тогда-то, в 1930-е гг., и была введена конструкция "права оперативного управления", которая позволяла государственным предприятиям совершать отдельные хозяйственные операции и оформлять плановые задания в виде договоров (такую конструкцию, как ни странно, заимствовали и некоторые крупные зарубежные фирмы и корпорации для организации внутриуправленческой работы).

Когда же в конце 1980-х - начале 1990-х гг. возникла потребность заменить плановую систему хозяйствования товарно-рыночной системой экономики, оказалось, что отдельные предприятия, основанные на праве оперативного управления, даже после принятия новых законов о предприятиях не способны включиться в новые экономические отношения. В этой обстановке в СССР, а затем, после его распада - в России, возникла необходимость расширить права предприятий, чтобы они смогли стать полноправными и эффективными участниками товарно-рыночных отношений. С этой целью была создана категория "хозяйственного ведения" (сначала - "полного хозяйственного ведения"), при этом в законодательных органах началась работа по выработке законов, которые бы наполнили указанную категорию необходимым ("рыночным") содержанием.

Эта работа, однако, не была доведена до конца. Ибо в качестве общей политики приватизации в 1992-1993 гг. была принята программа общего (сплошного) акционирования, когда государственные предприятия "переоформлялись" в отрытые и закрытые акционерные общества. И хотя акционерные общества не приспособлены для приватизации, и в этой связи в хозяйстве и социальной жизни возникли, наряду с положительным эффектом, и серьезные отрицательные явления (громадное имущественное расслоение людей, доминирование олигархов, овладевших контрольным пакетом акций, и др.), сама идея существенного ("рыночного") расширения прав государственных предприятий была отодвинута в сторону. Она не нашла своей достаточной реализации и в последующем, когда 14 ноября 2002 г. был принят Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. В этой связи получилось так, что в настоящее время категории "хозяйственного ведения" и "оперативного управления", закрепленные в ГК РФ и упомянутом Законе 2002 г., хотя и являются вещными правами, в чем-то близкими к праву собственности, не позволяют в связи с многочисленными, "госплановскими" ограничениями в полной мере и эффективно участвовать государственным (и муниципальным) предприятиям в современной товарно-рыночной экономике.

В литературе (Д.В. Мурзин) права хозяйственного ведения и оперативного управления определяются как ограниченные вещные права определенных юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению имуществом, принадлежащим на праве собственности учредителю, но закрепленному учредителем за этими юридическими лицами.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления первоначально были упомянуты в главе "Юридические лица" при характеристике унитарных предприятий как субъектов гражданского права.

2. Приобретается (возникает) право хозяйственного ведения на основании решения публичного собственника: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Публичный собственник в лице компетентного органа в установленном порядке принимает решение о создании унитарного предприятия и о наделении его имуществом. С правовой точки зрения передача унитарному предприятию имущества означает изъятие этого имущества (вещей, имущественных прав и т.д.) из соответствующего бюджета и закрепление его за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения. Общий правовой режим имущества не изменяется - оно остается в публичной собственности.

Право хозяйственного ведения приобретается унитарным предприятием с момента передачи ему имущества от публичного собственника. Плоды, продукция, доходы от использования унитарным предприятием находящегося у него на праве хозяйственного ведения имущества поступают в хозяйственное ведение этого предприятия (и, следовательно, одновременно становятся объектами соответствующего уровня публичной собственности).

3. Субъектами права хозяйственного ведения в силу прямого указания закона (ст. 294 ГК РФ) являются только государственные и муниципальные унитарные предприятия.

 

Судебная практика

 

П. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8.

 

По субъектному признаку (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) право хозяйственного ведения соответственно подразделяется на следующие виды:

а) право хозяйственного ведения федерального унитарного предприятия,

б) право хозяйственного ведения государственного унитарного предприятия и

в) право хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия.

Принципиального отличия между этими видами права хозяйственного ведения по содержанию нет.

4. Объектами права хозяйственного ведения являются любые виды имущества, переданные собственником и приобретенные унитарным предприятием в процессе предпринимательской деятельности. Поскольку правоспособность унитарных предприятий является специальной (неполной), то и объекты хозяйственного ведения должны соответствовать целям создания и деятельности унитарного предприятия.

Исключением из общего правила об объектах права хозяйственного ведения является земельный участок. Гражданское и земельное законодательство не допускают возможности унитарному предприятию (казенному предприятию, учреждению) обладать земельным участком на праве хозяйственного ведения. Унитарные предприятия владеют земельным участком на ином ограниченном вещном праве - на праве постоянного (бессрочного) пользования.

5. Содержание права хозяйственного ведения.

Право хозяйственного ведения является наиболее полным из ограниченных вещных прав, поскольку в его содержании присутствует известная триада правомочий:

право владения,

право пользования и

право распоряжения.

Однако все эти правомочия являются ограниченными, производными, строятся на исходном публичном праве собственности и в том объеме, который определяется и законом, и публичным собственником.

 

Правовой акт

 

П. 2 ст. 295 ГК РФ.

 

Хозяйственное ведение как вещное право основывается на государственной и муниципальной собственности, и характер публичного собственника проявляется в содержании этого права. В частности, публичный собственник сохраняет за собой не только право решать главные вопросы деятельности унитарного предприятия, давать согласие на совершение унитарным предприятием значительного ряда сделок, но и право назначать директора (единоличного и единственного исполнительного органа), согласовывать назначение главного бухгалтера, следить за использованием прибыли унитарного предприятия и т.д.

Публичный собственник имеет право на получение части прибыли от деятельности унитарного предприятия.

Специальный закон об унитарных предприятиях только усилил контрольные функции публичного собственника.

 

Правовой акт

 

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

 

И Гражданский кодекс, и специальный закон об унитарных предприятиях содержат ряд прямых запретов на совершение определенного круга сделок, в частности, унитарное предприятие без согласия собственника не имеет права:

- отчуждать (продавать, сдавать в аренду, передавать в залог и т.д.) недвижимое имущество;

- совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительства;

- получать банковские гарантии;

- уступать требования и переводить долги;

- заключать договоры простого товарищества и др.

Несмотря на существенные ограничения, право хозяйственного ведения сохраняет все свойства вещного права.

6. Защита права хозяйственного ведения.

Несмотря на производность и "подчиненность", право хозяйственного ведения является самостоятельным вещным правом и обладает всеми признаками такового:

а) абсолютность;

б) вещно-правовая защита;

в) осуществление правомочий своими собственными действиями;

д) самостоятельность (без согласия собственника) права распоряжения движимым имуществом и пр.

Вещно-правовой характер права хозяйственного ведения обеспечивает и вещно-правовой характер его защиты не только от всех и каждого, но и от самого собственника государственного или муниципального имущества (ст. 305 ГК РФ).

Собственнику государственного или муниципального имущества по общему правилу запрещено изымать имущество у унитарного предприятия, владеющего им на праве хозяйственного ведения.

 

Судебная практика

 

Абз. 2 п. 40 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8.

 

7. Право хозяйственного ведения обладает свойствами права следования: при переходе права собственности на предприятие как имущественный комплекс к другому публичному собственнику сохраняется право хозяйственного ведения, принадлежащее унитарному предприятию.

Например, при передаче принадлежащего унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения имущества от Российской Федерации субъекту РФ (оба - публичные собственники), право хозяйственного ведения этого унитарного предприятия сохраняется.

8. Прекращение права хозяйственного ведения как ограниченного вещного права подчиняется общим правилам о прекращении права собственности (отчуждение по сделке, гибель вещи, реорганизация и ликвидация юридического лица и т.д.).

Кроме этого, закон предусматривает в качестве специального основания прекращения права хозяйственного ведения правомерное изъятие имущества по решению собственника. Имущество в этом случае по общему правилу возвращается в соответствующую казну.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных