ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОТДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫКЛЮЧИ И ОБРАЗЦЫ ДОСТАТОЧНЫХ ОТВЕТОВ К ЗАДАНИЯМ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ Учебный год РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА Класс I-й уровень. Русский язык (6 заданий = 30 баллов)
1.1. М. В. Ломоносов в «Российской грамматике» упоминает восемь пунктуационных знаков. Названия первых четырех не отличаются от современных: запятая, точка, точка с запятой, вопросительный знак. Как мы называем сейчас ломоносовские «две точки», «удивительный знак», «вместительный знак» и «единительный знак»? (2 б.) Перечислите их основные функции (2 б.). Какой из этих знаков сегодня не относится к пунктуационным? (1 б.) (5 баллов)
1.2 Прочитайте слова: околица, океан, окно, окинуть, окулист. Какое (какие) из этих слов образовано от славянского слова око? (1 б.) Ответ аргументируйте (1 б.). Укажите, от каких слов образованы другие слова (4 б.) (6 баллов).
1.3. В глагольных словосочетаниях главным словом является, естественно, глагол. Слова каких частей речи могут быть зависимым компонентом такого словосочетания? (3 б.) Приведите соответствующие примеры (3 б.) (6 баллов).
1.4. Прочитайте отрывок, определите автора (1 б.) и название произведения (1 б.). Объясните, как изменится смысл высказывания в зависимости от слитного или раздельного написания слов, заключенных в скобки (2 б.). Какой вариант в данном случае вам представляется правильным (какой у автора текста) и почему? (2 б.) (6 баллов). …Ты жил, старик; Тебе есть в мире что забыть! Ты жил! я (так же, также) мог бы жить! Лермонтов М. Ю. Поэмы и повести в стихах: Комментарии и варианты / Коммент. Б. М. Эйхенбаума // Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений: В 5 т. — М.; Л.: Academia, 1935—1937. Т. 3. Поэмы и повести в стихах. — 1935. — С. 555—665. С. 106
1.5. Известному педагогу Василию Сухомлинскому принадлежат слова: «Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет настоящим человеком». Что, по-вашему, означает «быть настоящим человеком»? Что каждый из нас может сделать для того, чтобы в мире стало больше добра? Свой ответ оформите в форме 5 предложений: простого, сложносочинённого, сложноподчинённого, сложноподчинённого, бессоюзного (7 баллов). 5 предложений – 5 баллов Без ошибок – 2 балла 1-2 ошибки – 1 балл
2-й уровень Литература (2 задания = 30 баллов) 2.1. 12 баллов Назовите персонажей, которые выступают с приведёнными ниже обращениями (по 1 б.). Укажите название художественного произведения (1 б.) и его автора (1 б .). (12 баллов).
1. Обращение Ярославны к солнцу. «Слово о полку Игореве». Автор не известен. 2. Обращение князя Олега к своему коню. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». 3. Обращение Тараса Бульбы к запорожским казакам. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». 4. Обращение погибшего безымянного солдата к живым. А. Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом…». 2.2. Назовите два произведения А. С. Пушкина, в которых действует дружина из 33 (!) человек (2 б.). Каковы ее функции? (2 б.) (4 балла) Поэма «Руслан и Людмила»: «33 богатыря» (литературная провокация – «Сказка о царе Салтане»: «30 витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных…»); охранять владения. 2.3. Что такое анапест? (2 б.). Приведите 2 примера (за каждый пример по 2,5 б.) 7 баллов АНА́ПЕСТ – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. - -! - -! - -! - О, весна без конца и без краю - Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! (А. А. Блок) В холода, в холода От насиженных мест Нас другие зовут города, – Будь то Минск, будь то Брест, – В холода, в холода... (В. С. Высоцкий) Возможные примеры: Что ты жадно гладишь на дорогу В стороне от веселых подруг, Знать забило сердечко тревогу, Все лицо твое вспыхнуло вдруг. (Н. А. Некрасов "Тройка") Никогда не забуду – он был или не был Этот вечер. Пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо. И на желтой заре – фонари. (А. Блок "В ресторане"). Я тебе ничего не скажу, Я тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть. (А. Фет) Я убит подо Ржевом В безымянном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком налете. (А. Твардовский) Ни страны, ни погоста Не хочу выбирать. На Васильевский остров Я приду умирать. (И. Бродский) 2.4. Подчеркните средства художественной выразительности, напишите их названия. Номера стоят напротив строк, в которых представлены средства художественной выразительности. Приёмы могут повторяться. Возможен не один правильный ответ (7 баллов).
3-й уровень. Творческое задание (1 задание – 30 баллов: 15 (литература), 15 (язык)) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|