Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Решите лингвистическую задачу (10 баллов).




В левой колонке приведены слова чешского языка, а в правой – их значения в произвольном порядке. Учитывая родственные связи чешского и русского языков, приведите в соответствие слова и их значения (5 б.); обоснуйте свой ответ (5 б.).

(Справка: в чешском языке сочетание букв ch обозначает звук, похожий на русский звук [х], буква h – такой же звук, как в словах ого, ага; буква y обозначает звук, похожий на русский [ы]; č - звук, похожий на русский [ч]; ž – звук, похожий на русский звук [ж]).

Слова чешского языка Значения этих слов Комментарий
dorost dotyk dovažek dráha hlína hnilička holota hrabivost chapadlo chrup перезрелая груша прикосновение довесок молодежь сброд корыстолюбие зубы щупальце земля трамвай  

Ответ:

Слова чешского языка Значения этих слов Комментарий
dorost молодежь Ср. русск. рост, расти, росток, отросток и т. п.; Идея роста стала в чешском языке выражением идеи юности, молодости.
dotyk прикосновение Ср. русск. ткнуть, тыкать, которые также выражают идею прикосновения, хотя и несколько иного характера.
dovažek довесок Ср. русск. важный, вага ‘вес, тяжесть’, ‘большие весы на торговой площади’, ‘толстое тяжелое бревно, используемое как рычаг для подъема тяжестей’; в славянские языки слово пришло из немецкого Wage ‘весы’.
dráha трамвай Ср. русск. дроги ‘погребальная повозка, колесница’.
hlina земля Ср. русск. глина.
hnilička перезрелая груша Ср. русск. гнить (гнилой, гниль) ‘разрушаться, портиться, разлагаться’.
holota сброд Ср. русск. голытьб а ‘беднота, оборванцы’.
hrabivost корыстолюбие Ср. русск. грабить ‘отнимать силой в разбойном нападении, разорять поборами, взятками, взысканиями’, грабеж, грабитель.
chapadlo щупальце Ср. русск. хапать ‘хватать’
chrup зубы Ср. русск. хрупат ь ‘есть, раскусывая или разгрызая с треском’.

1.4.

Какие значения слова двор можно вывести на основании его производных? Сгруппируйте слова в соответствии с выделенными вами значениями (5 баллов).

Гостинодворец, дворик, дворище, дворник, дворняжка, дворовая (постройка), задворки, однодворец, подворная (перепись), подворье.

Ответ:

Слова, производные от многозначного слова, соотносятся с ним строго в одном значении. Поэтому, анализируя значения производных слов, можно составить представление о семантике мотивирующего слова. Однако не все значения слова могут найти отражение в производных словах.

1) От слова двор в знач.1 «Участок земли при доме, огороженный забором или стенами зданий» образованы слова дворик, дворник, дворняжка, дворовая (постройка), задворки (задняя часть двора).

2) От слова двор в знач. 2 «Крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками; отдельное крестьянское хозяйство» образованы слова дворище, однодворец, подворная (перепись), подворье.

3) От названий учреждений, заведений (гостиный двор, монетный двор, постоялый двор и т.п.) образовано только одно слово – гостинодворец.

1.5. Сколько сложных предложений в тексте? (1 б.) Выделите основы в каждом сложном предложении. (2 б.) Составьте схему первого сложного предложения. 2 б.) (5 баллов).

В тексте четыре сложных предложения. (За правильный ответ по 0,25 балла, т.е. 1 балл, за выделение основы по 0,5 б. за предложение, т.е. 2 балла)

Мой дом

Мой дом везде, где есть небесный свод,

Где только слышнызвуки песен,

Всё, в чём естьискра жизни, в нём живёт,

Но для поэта онне тесен.

До самых звёзд он кровлей достигает,

И от одной стены к другой

Далёкий путь, который измеряет

Жилец не взором, но душой.

Естьчувство правды в сердце человека,

Святое вечности зерно:

Пространство без границ, теченье века

Объемлет в краткий миг оно.

И всемогущим мой прекрасный дом

Для чувства этого построен,

И осуждён страдать я долго в нём,

И в нём лишь будуяспокоен.

Схема первого предложения: (2 балла)

[ … ], (где…), (где…), [ мест. (в чём…) … ], но […]

 

2-й уровень Литература (5 заданий = 30 баллов)

2.1. Проанализируйте стихотворение М. Цветаевой «Окно». Почему М. Цветаева не использовала в этом стихотворении ни одного глагола? (9 баллов).

ОкноАтлантским и сладостным Дыханьем весны — Огромною бабочкойМой занавес — и —Вдовою индусскоюВ жерло златоустое,Наядою* сонноюВ моря заоконные… 5 мая 1923 Вопросы и задания 1. Настроение, тональность стихотворения (1 б.). 2. Проблематика стихотворения (1 б.). 3. Предложите интерпретацию стихотворения, проведите параллели (3 б.). 4. Характерные поэтические средства стихотворения (4 б.).

Ответ

1. Медитативного характера.

2. Слово «атлантский» может быть соотнесено с мифологическим понятием «атлант» (гигант, силач) или с географическим «Атлантика» М. Цветаева изображает картины, проходящие перед мысленным взглядом героини, картины воображения. Человек у открытого окна — образ, с помощью которого ставится вопрос об отношениях человека (лирической героини) и мира. Героиня стремится к свободе, ей тесно в обстоятельствах ее жизни, она желала бы раствориться или затеряться в безграничном пространстве мира.

3. Х арактерные поэтические средства стихотворения.

Безглагольность текста можно интерпретироваться различным образом: а) она создает впечатление невысказанной, тайной мысли; б) она подчеркивает, что никакое действие еще не совершилось, что все они суть мечта, представление; в) она заставляет читателя «додумывать» образ, дорисовывать картину.

С безглагольностью гармонирует эллипсис подлежащего (пропуск «я» во второй строфе) и других членов предложения, отрывочный синтаксис.

В обеих строфах использован синтаксический параллелизм. Бабочка прочитывается как символ души и знак весны. Во второй строфе героиня представляет себя сначала сгорающей на костре (имеется в виду легендарный индийский обычай сжигать вдову на погребальном костре мужа), затем — бросающейся в море и превращающейся в русалку (наяду).

2.2. В каких произведениях ХIХ встречаются сцены бала или маскарада? Назовите не менее четырёх художественных произведений (2 б.) и их авторов (2 б.) (4 балла).

а) «Сельцо Грешнево стоит на низовой Ярославско-Костромской дороге… барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства».

б) «В Баден-Бадене и в Париже, где он провел большую часть последних двадцати лет жизни, его по-прежнему волновали перипетии кипевшей на родине политической борьбы, последствия освобождения крестьян в 1861 г., вопрос о современном состоянии и будущем России».

в) «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и свое отношение к ней».

Ответ

А.С. Грибоедов «Горе от ума»,

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»,

М. Ю. Лермонтов «Маскарад», «Герой нашего времени»,

Л.Н. Толстой «Война и мир».

2.3. Определите имя писателя (поэта) по историко-биографическим или историко-литературным сведениям (3 балла):

Ответ

а – Н.А. Некрасов; б – И.С. Тургенев; в – Л.Н. Толстой.

2.4.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных