Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Монархии в зарубежных странах




Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия, как правило, на неопределенный срок.

Исторически монархия была доминирующей формой правления. Например, до 1914 года в Европе существовало только 4 республики – Франция, Португалия, Швейцария, Сан-Марино. В настоящее время монархии существуют в Норвегии, Швеции, Дании, Бельгии, Нидерландах. Однако, несмотря на архаичность монархии, она продолжает оставаться одной из ключевых форм правления, а некоторые страны вообще возвращались к ней, преобразовавшись из республики в монархию (например, Испания).

Известно множество различных видов монархий. Прежде всего, они подразделяются на абсолютные и конституционные либо ограниченные (при этом необходимо учитывать, что в абсолютных монархиях тоже может быть конституция). В свою очередь последние, включают в себя дуалистические и парламентские монархии.

Абсолютная монархия характеризуется следующими признаками.

1. полновластие монарха во всех областях государственной жизни;

2. отсутствие разделения властей;

3. отсутствие представительных органов власти избираемых народом;

4. октроированная конституция, которая носит формальный характер.

5. наличие некоторых совещательных органов, действующих при монархе.

Так, согласно конституции Омана 1996 г., действует двухпалатный совещательный орган Совет Омана, состоящий из Совета шуры (83 члена) и Государственного совета (48 членов). Совет шуры назначается султаном из числа избранных в 59 провинциях кандидатов сроком на три года с правом переизбрания на последующие сроки. Состав Государственного совета назначается султаном также на три года. Государственный совет наделен только совещательными функциями. Прерогативой Совета шуры являются рекомендации по пересмотру законов, относящихся к социальной и экономической сферам

В настоящее время в чистом виде абсолютных монархий не существует, близкая к ним форма правления установлена в Омане, Саудовской Аравии, Катаре.[88] Хотя некоторые авторы Оман, Саудовскую Аравию признают абсолютными монархиями.[89]

Конституционная (ограниченная) монархия традиционно характеризуется наличием акта, как правило, конституции и парламента, ограничивающего полномочия монарха. Конституционная (ограниченная) монархия подразделяется на два вида – дуалистическую и парламентскую.[90]

Дуалистическая монархия является переходной формой правления от абсолютной монархии к парламентской.

Дуалистическая монархия характеризуется определенными признаками:

1. при этой форме правления существуют одновременно два политических учреждения – монарх и парламент;

2. дуализм власти, монарх ограничен в сфере законодательства;

Дуализм власти выражается в том, что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Наличие этого признака подвергается критике со стороны некоторых исследователей.

Вообще под дуализмом власти понимается равновесие между исполнительной и законодательной властью, когда ни одна из них не может «пересилить» другую и они обе вынуждены «сосуществовать», уравновешивая друг друга. Дуализм свойственен президентским республикам, но не так называемым «дуалистическим монархиям», в которых монарх может распустить парламент, делает вывод В.В. Маклаков.[91]

3. монарх назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним;

4. отсутствие института парламентской ответственности правительства;

5. ограниченность монархом законодательных полномочий парламента (право вето, право назначения некоторых членов парламента и др.);

6. наличие у монарха права роспуска парламента.

Дуалистическая монархия сохраняется в настоящее время в Марокко, Монако, Иордании.

Парламентская монархия в настоящее время существует в целом ряде развитых стран (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Люксембург).

Признаки парламентской монархии следующие:

1. ограничение власти монарха только в области законодательства;

2. юридически за монархом сохраняется право назначения главы исполнительной власти, но фактически существует парламентский способ формирования правительства; фактически обычно состав правительства определяется парламентским большинством.

3. формально министры считаются слугами монарха, а само правительство – правительством монарха, но ни министры, ни правительство никакой ответственности (индивидуальной или коллегиальной) перед монархом не несут;

4. наличие института парламентской ответственности правительства;

Первоначально в парламентских монархиях правительство несло ответственность и перед монархом, и перед парламентом. В последствии, в связи с утратой монархами своих полномочий, подобные монархии стали преобразовываться в монистические, и правительство стало нести ответственность только перед парламентом. Именно монистическая разновидность понимается в настоящее время под парламентской монархией.

5. наличие института контрасигнатуры (подписания акта главы государства курирующим министром или премьером);

В парламентарной монархии монарх обычно лишен каких-либо дискреционных полномочий. Все исходящие от него акты приобретают юридическую силу только в том случае, если они контрассигнуются соответствующим министром (главой правительства).

Парламентская монархия существует во многих развитых государствах современного мира – Бельгии, Дании, Испании, Швеции, Великобритании, Японии, Норвегии, Люксембурге и др.

Объем полномочий монарха в различных странах зависит от исторической эволюции отношений монарха и парламента, от соотношения политических сил в момент принятия конституции и т.д. Многие полномочия монарха на практике реализуются правительством. Политическая и юридическая ответственность монарха отсутствует; ответственность за акты, подписанные монархом, ложится на конртрассигнирующего министра.

Контрассигнация (от лат. contra – против и signare – подписывать; буквально «подписывать рядом») – скрепление акта главы государства подписью министра (главы правительства), означающие, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепившее его лицо.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных