Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовое регулирование создания и деятельности политических партий в зарубежных странах




 

Юридическая институционализация[84] политических партий проявляется в двух взаимосвязанных процессах: конституционализации, т.е. включении в конституции основных принципов их статуса, и законодательной институционализации, в результате которой правовое положение партий определяется законом достаточно детально.[85]

В ряде государств действуют законы, регулирующие практически весь круг вопросов, относящихся к политическим партиям – Австрия, Португалия, Испания. Но некоторые страны стремятся законодательно прописаться лишь отдельные аспекты деятельности партий, в первую очередь речь идет о финансировании. Такой подход характерен для таких стран как Италия, Франция, Швеция.

Создание политических партий основа на конституционном политическом праве граждан на создание политических партий. Так, ст.51 Конституции Португалии 1976 г. провозглашает, что свобода объединений включает право на создание и на членство в объединениях и политических партиях и демократическое соперничество при формировании народной воли и организации политической власти.

Как указывает А.С. Автономов, с точки зрения порядка приобретения организациями статуса партии страны можно разделить на 4 группы:

1. Государства, в которых для признания организации партией достаточно того, что она объявляет себя партией (Австралия, Новая Зеландия).

2. Страны, законодательство которых не требует формальной регистрации партий в каком-либо государственном органе, но связывает приобретение организацией статуса партии с предоставлением в компетентный орган строго определенных документов (ФРГ).

3. Государство, законодательство которых предписывает обязательную регистрацию партий (Испания, Италия).

4. Страны, в которых законодательно закрепляется возможность легальной деятельности только для четко указанных одной или иногда нескольких партий (Вьетнам).[86]

В конституционном тексте может закрепляться свобода деятельности партий, прописываться их функциональное предназначение. Например, Конституция Франции 1958 г. ст.4 гласит: «Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и демократии».

Допускается конституционное оформление целей деятельности партии. Так, ст.21 Основного закона ФРГ 1949 г. гласит, что партии содействуют формированию политической воли народа. А ст.6 Конституции Испании 1978 г. провозглашает, что: «…Политические партии в соответствии с принципом политического плюрализма содействуют формированию и выражению народной воли и являются основным инструментом политического участия…».

Тексты конституций могут содержать и ограничения, связанные с деятельностью политических партий.

Так, Конституция Алжира 1996 года провозглашает, что право на создание политических партий не должно сопровождаться покушением на основные свободы, фундаментальные ценности и составляющие национальную идентичность, национальное единств. Безопасность и территориальную целостность, независимость страны и суверенитет народа, а также демократический и республиканский характер государства (ст.42). А ч.4 ст.11 Конституции Болгарии 1991 г. определяет, что не могут быть образованы политические партии на этнической, расовой или религиозной основе, а также партии, целью которых является насильственный захват государственной власти.

Конституционное законодательство охватывает и аспекты финансирования политических партий.

В первую очередь, речь идет об источниках финансирования партий. Денежные средства партии формируются из членских взносов, средств, поступаемых от государства (например, по итогам избирательной кампании), пожертвований.

В отношении пожертвований политическим партиям устанавливаются ограничения – по размерам и субъектам. Так, запрещены пожертвования партиям от органов публичной власти, иностранцев и др.

Законодательно могут быть определены сроки и порядок финансовой отчетности политических партий. Контроль же за финансами политических партий также может возлагаться на избирательные органы, правоохранительные органы и т.д.

Организационное построение политических партий в зарубежных странах целесообразно начать с рассмотрения таких явлений как устав и программа политической партии.

Программа политической партии – это важнейший партийный документ, в котором определяются цели деятельности, способы их достижения, тактика партийной борьбы, формы и метода деятельности и др.

Устав партии – это документ, определяющий внутреннюю организацию и деятельность политической партии. Именно в уставе отражается внутреннее устройство партии. Ведь помимо рядов членов в партии присутствуют и различные руководящие и иные органы.

Традиционно в партии выделяется высший руководящий орган партии – съезд, общее собрание, конференции и т.п. Он работает в сессионном порядке. Сессии проводятся ежегодно, либо в иной период (например, республиканцы и демократы в США собираются на съезды 1 раз в четыре года).

Центральными руководящими органами (исполнительное бюро, политические комитеты и др.) действуют в межсессионный период высших руководящих органов, они воплощают в жизнь партийные планы, занимаются текущей партийной работой.

Во главе партии всегда стоит лидер (председатель, генеральный секретарь) партии. На лидера, как главное лицо партии, возлагается множество функций – от представительной до руководящей (управленческой).

Базисом деятельности любой парии является ее аппарат, который включает множество подразделений – контрольно-ревизионные органы, аналитические и исследовательские центры и др.

Низовым звеном партии являются местные партийные органы, которые строятся по территориальному принципу или территориально-производственному.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных