Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие формы правления




 

Термин «форма правления» содержится во многих современных конституциях.

Зачастую определение категории «форма правления» ограничивается «набором» центральных органов государственной власти – парламент, глава государства, правительство. Например, В.В. Маклаков пишет, что «…под формой правления пронимается система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти».[87]

В государственноведческой литературе существует два подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица — главы государства (монарха или президента); с точки зрения широкого подхода в понятие формы правления включается отношение между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы.

Таким образом, под формой правления подразумевается характеристика государства, определяющая условия образования и структуру высших органов власти, а также распределение полномочий между ними.

Применительно к конкретному государству под формой правления можно определить установленную конституцией юридическую модель организации и взаимодействия высших органов государственной власти.

Следует назвать критерии, по которым различаются формы правления:

1. Юридический источник суверенитета.

2. Полномочия и политическая роль представительного органа власти.

3. Состав полномочий и политическая роль государства.

4. Условия ответственности главы государства.

5. Тип политико-правовой связи между государством и личностью, иными словами, гражданство или подданство оформляют отношения между государством и политически правоспособными лицами.

Классификация форм правления, осуществляется следующим образом.

По способу участия народа в принятии законов различаются:

а) формы правления с непосредственным участием народа в законодательстве (обычно республиканские формы правления);

б) формы правления, при которых в государстве действуют выборные представительные органы власти (республика, ограниченная монархия);

в) формы правления, при которых не предусмотрено участие народа в законодательстве (абсолютная монархия, некоторые особые формы правления).

В зависимости от организации принципа разделения властей:

а) формы правления с «жестким» разделением властей (президентские республики);

б) формы правления с «гибким» разделением властей (парламентские республики);

в) формы правления, основанные на принципе единства власти.

Такие формы правления, при которых вся власть (законодательная, исполнительная, реже судебная) сосредотачивается в руках одного субъекта (органа), получили наименование «правления собрания» или «правления парламента». Директоральное правление (le régime directoral) характеризуется главенствующим значением центрального представительного органа, решения которого обязано полностью выполняться правительством.

По положению парламенту в механизме государства выделяются:

а) парламентские формы правления, устанавливающие верховенство парламента (парламентские республики и монархии);

б) внепарламентарные формы правления (абсолютная монархия).

Традиционная классификация форм правления выделяет – монархию и республику. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.). Встречаются и гибридные, нетипичные формы правления (выборная монархия, республики с пожизненными президентами).

Основное различие между двумя основными формами правления, существующими в зарубежных государствах – монархией и республикой – состоит в способе замещения должности главы государства и порядке формирования, а также ответственности правительства (высшего органа исполнительной власти). Некоторые исследователи добавляют к этим двум признакам еще и возможности роспуска представительного органа государства (парламента или одной из его палат). Вместе с тем в современных условиях наблюдается тенденция стирания различий форм правления, и ниже мы подробнее остановимся на специфических формах правления.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных