ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сроки проведения исследованияИсследование было проведено в период с 1 ноября по 30 декабря 2014 года.
Заказчик и Исполнитель исследования Исследование проведено Центром гуманитарных технологий и исследований «Социальная Механика» по заказу Самарской региональной детско-молодежной общественной организации Центр молодежных инициатив «Успех» в рамках проекта «Городские сообщества Самары: структура и ценности», реализованного на средства гранта из бюджета городского округа Самара. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
...Более разумен сельскохозяйственный подход: создайте хороший климат, обеспечьте соответствующую подкормку и предоставьте людям расти самим по себе. Вот тогда они вас удивят. Дуглас Mакгрегор
1. Наличие в городе множества сообществ различной направленности (в зависимости от трактовки термина - от трехсот до нескольких тысяч), в которые вовлечены десятки тысяч жителей Самары, их влияние на общественное мнение и городскую жизнь, требуют самого внимательного отношения со стороны городских властей. 2. Каждое неформальное сообщество является репером наличия социального запроса на самореализацию личности, активность в данной сфере. Разнообразие видов и типов городских сообществ отражает палитру интересов горожан. 3. Наиболее часто встречающиеся направления деятельности сообществ - культура и искусство, хобби/рукоделие, спорт, духовное развитие. Следующая группа сообществ – взаимопомощь (на дорогах, в трудных жизненных ситуациях) и благотворительная помощь (нуждающимся, детям, бездомным животным). Решение проблем территории – предмет непосредственного и осознанного внимания третьей, небольшой по своему составу части сообществ. 4. Важнейший фактор, определяющий деятельность сообщества, его лидер. Это человек с развитыми социальными компетенциями: способный организовать взаимодействие, увлечь своей идеей, создать систему коммуникации и т.д. Лидерская часть сообществ представлена наполовину людьми до 30 лет, на четверть – 31-45 лет. Более четверти лидеров – студенты. Сферами занятости работающих лидеров чаще всего является культура, искусство и образование. Статус большей части опрошенных – фрилансер (самозанятость), специалист, руководитель среднего звена или предприниматель. 5. Причины, по которым городские активисты ищут себя в организации деятельности сообществ, лежат чаще всего в их системе ценностей (свобода, творчество, желание быть востребованным). Люди, вовлеченные в неформальные объединения это - активная часть населения, имеющая высокий уровень мотивации. Они, источник энергии, новых форм, идей и подходов. Мотивация деятельности принявших участие в исследовании городских сообществ позитивно направлена, ярко проявлена и может быть важным стабилизационным элементом жизни города. 6. Разнообразие форм деятельности городских сообществ демонстрирует высокий уровень свободы и социальной активности горожан. Такие характеристики благоприятны для формирования позитивного образа города, повышения инвестиционной его привлекательности. 7. Результаты исследования позволяют предположить существование значимых отличий между сообществами по интересам и территориальными сообществами. Отличия проявлены как в мотивации, так и в организации деятельности и особенностях включенности участников в деятельность. 8. Городские сообщества являются автономными, мобильными и самодостаточными объединениями. Они влиятельны в своих целевых группах. 9. Наблюдаются три типа отношения лидеров к власти: «постоянная готовность к сотрудничеству», «неизбежное взаимодействие», «взаимное невмешательство». 10. Основными факторами, определяющими готовность к взаимодействию с властью, являются совпадение направления деятельности сообщества с объектами внимания отраслевых ведомств, предшествующий опыт взаимодействия с органами власти, сложившийся образ власти и наличие доступных каналов коммуникации. 11. Что дают сообщества горожанам? a) Включение в работу сообществ имеет для их участников социально-терапевтический эффект - эффект переключения на области созидательной деятельности, снижающей уровень стресса, снимающей накопившееся психологическое напряжение, реализующей потребность в активности в конструктивном ключе; b) Наличие разнообразных городских сообществ позволяет снизить существующий дефицит полей для самоидентификации, то есть позволяет найти, создать круг людей со сходными интересами; c) Сообщество предоставляет любому горожанину возможность реализации неиспользованного потенциала. Обычно сообщества имеют невысокий порог «вхождения»: необходимость затрат времени, общность интересов и взглядов; d) В ходе исследования был обнаружен «закон попутной пользы», который говорит о том, что участники сообществ получают дополнительные возможности саморазвития, самозанятости, дохода; e) Включение в деятельность сообществ повышает социальный статус, чувство собственной востребованности, защищенности, улучшает социальное самочувствие участников. 12. Что дают сообщества городу? a) Городские сообщества генерируют отношение доверия между людьми. Участие в сообществе создает чувство сопричастности к городу. Меняется отношение к городу к своему месту в нем. Сообщества активизируют, развивают, воспитывают граждан, задают образцы поведения, инициируют активность. b) Деятельность городских сообществ помогает создавать иные сценарии жизни в городе, отличные от традиционных сценариев перемещения «дом»-«работа»-«дом», формировать новые социальные коды, позитивно маркирующие городское пространство. Сообщества делают жизнь в городе интереснее, вносят в него разнообразие и наполняют различными новыми событиями и смыслами; c) Широкая сеть городских сообществ позволяет канализировать имеющуюся социальную активность в позитивное русло и снизить социальную напряженность; d) Городские сообщества имеют потенциал социального предпринимательства; e) Большая часть членов городских сообществ является носителями «самарского патриотизма», что также является основой для формирования позитивного образа города.
РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Городские сообщества следует рассматривать как элементы гражданского общества, самоорганизовавшиеся и компенсирующие не заполненные другими институциями ниши рынка — потребности людей. 2. Содействие развитию городских сообществ, объединенных интересом к сохранению своей территории проживания и насыщению жизни города созидательной активностью, может стать одной из задач городского развития и муниципалитета. 3. Целесообразно изменить подход при работе с сообществами с традиционной работы с населением (встреча, просьба о решении проблемы, воздействие на проблему имеющимися методами, рапорт о решении проблемы) на создание условий для проявления гражданами инициативы и демонстрации своих возможностей (создание сети «третьих мест», сотрудничество через посредников, обсуждение имеющихся барьеров и генерация простых решений и идей, реализация модели «динамического событийного центра» и т.п.). Попытки активно руководить сообществами в традиционными методами административного управления будут обречены на неуспех. 4. Для развития сотрудничества власти и городских сообществ необходимо освоение новой управленческой парадигмы - «управления мотивированной инициативой». Она предполагает наличие в данном случае как минимум 3-х обязательных элементов и может быть условно названа «ПИПЛ»: 1. П - Помещения/Пространство. Создание условий для проведения событий, организуемых городскими сообществами. Например: a) создание сети «третьих» мест (места, предназначенные одновременно для общественной работы и общения, которые называются «третьими» в том смысле, что они – не дом и не работа); b) организация возможностей проведения мероприятий/событий/текущих встреч на базе учреждений дополнительного образования и т.п. 2. И – Информация. Активная и компетентная информационная поддержка городских сообществ. Например: a) информационное сопровождение событий, проводимых сообществами, в общем ряду городских событий: освещение не только деятельности сообществ, но и персоналий: интервью с лидерами, очерки о жизни и истории сообществ, возможно, участие представителей власти на открытиях различных мероприятий; b) введение нематериальных наградных номинаций как знака оценки и признания со стороны власти: за вклад в развитие города, культурной жизни и т.п., что означает признание их деятельности легитимной; c) проведение неформальных встреч с представителями городских сообществ в различных «третьих» местах; создание он-лайн справочника городских сообществ и тп. 3. П – Посредники. Создание сети организаций - трансляторов и координаторов взаимодействия сообществ и власти. Например: a) создание общественных пространств в образовательных учреждениях; b) создание нормативных и организационных условий благоприятствующих для сотрудничества НКО и неформальных объединений; c) определение координационных центров для организации сотрудничества с сообществами, возможно из числа НКО и бюджетных учреждений. 4. Л – Люди. Опора на гуманистический аспект управления. Использование персонального и группового лидерских ресурсов активистов. Например: a) целенаправленное выделение лидеров сообществ, целевое взаимодействие с ними; b) выявление интересов лидеров, интересов сообществ. Индивидуализированная работа по их удовлетворению; c) нематериальная мотивация активистов, предоставление им статуса, демонстрация уважительного отношения, моральной поддержки инициатив. 5. Целесообразно рассмотреть возможности включения городских сообществ в качестве целевой группы для развития идей социального предпринимательства. 6. Лидеры городских сообществ являются влиятельными персонами в своем окружении, харизматическими и организационными лидерами, выявленными социумом. Не стоит упускать их из внимания, поскольку они могут нести как возможности, так и угрозы для местной власти. 7. Отдельного исследования требует изучение деятельности территориальных сообществ, особенно в связи с актуализацией на федеральном уровне такого направления деятельности, как жилищный контроль. Учитывая стабилизационный и предпринимательский потенциал городских сообществ, целесообразно также обсуждение дальнейших направлений их изучения.
В целом наличие развитой системы городских сообществ – это одно из условий эффективной капитализации территории. Капитализация является объективной потребностью местной власти, заинтересованной в увеличении объема используемых ресурсов. Городские сообщества – потенциальный ресурс и готовый инструмент адекватной обратной связи. Это объясняется тем, что в сообщества объединяются самые «продвинутые» горожане, которые могут помочь в решении городских проблем, адаптировать и транслировать идеи власти. Городские сообщества выступают примерами настоящей самоорганизации граждан. Потенциально система этих сообществ может стать еще одной визитной карточкой города, равной Грушинскому фестивалю и символизирующей Самару как социальное пространство свободной реализации интересов. В этом контексте, сообщества – это потенциал для позиционирования Самары в конкурентной среде российских территорий. Для выявления потенциала сообществ, для формирования такого образа Самары необходимо специальное исследование и дальнейшая проектировочная работа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|