Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Несовершенная конкуренция




 

Монополия (чистая монополия). Данный тип рыночной структуры характеризуется тем, что существуют входные барьеры, в отрасли – только один производитель или же всего одна фирма выступает продавцом продукта, на который нет близких заменителей. Монополия ограничена в своей деятельности условиями рыночного спроса. Монополист может влиять на цену продаваемой продукции, изменяя объем производства.

Рынок в условиях монополии выступает как равновесный: монополия находит комбинацию цены и объема производства, дающую максимальную прибыль, а покупатели приобретают то количество товара, которое могут себе позволить при данной цене. Тем не менее этот рынок не будет эффективным. Потери эффективности проявляются через следующие основные формы:

1. Перераспределение потребительского излишка в пользу монополии при ценовой дискриминации. На разных рыночных сегментах, характеризующихся разным уровнем платежеспособности в отношении данного товара, монополист будет продавать такое количество продукции, которое максимизирует его прибыль в каждом сегменте рынка.

2. Извлечение монопольной прибыли.

3. Потери от неэффективного размещения ресурсов. Это могут быть потери в виде выбора неоптимального размера, методов производства и комбинаций факторов. Форма их различна: излишние расходы на рекламу, излишние производственные мощности, раздутый управленческий штат и т. д.

В то же время, не все экономисты разделяют мнение относительно неэффективной структуры производства, которую монополия компенсирует рыночной властью. Так, Й. Шумпетер говорил о том, что величина потерь, обнаруженная эмпирическим путем, сравнительно невелика, а НТП может быть более быстрым в условиях монополии.

Существует ряд отраслей, в которых монополия неизбежна, и перед государством стоит задача регулирования цен и объемов производства в интересах общества. Эти естественные монополии (например, коммунальное хозяйство, телекоммуникации и др.) характеризуются большим положительным эффектом масштаба. Понижение издержек с ростом объемов производства при естественной монополии означает, что одна фирма всегда производит товар с меньшими затратами, чем несколько фирм.

В целом, образование монополии может обусловливаться несколькими причинами: естественными условиями (например, уникальные природные условия или местоположение), технологическими особенностями (например, установка дает лишь определенное количество продукта, достаточное для удовлетворения спроса) или же факторами, связанными с особенностями самого продукта (качество, товарная марка, фирменный стиль, упаковка и т. д.).

Монопсония. Такой тип рыночной структуры, когда имеется много производителей и один покупатель, товар однороден. Монопсония выступает как монополия со стороны потребителя, когда не продавцы, а покупатели способны влиять на цены. Подобная ситуация может складываться на рынках факторов производства. Например, крупные автомобильные компании обладают монопсонической властью как покупатели запасных частей и комплектующих, а значит, могут рассчитывать на более низкие цены по сравнению с мелкими покупателями.

Олигополия. Рынок состоит из небольшого числа продавцов однородного товара, очень чувствительных к ценообразованию и маркетинговой стратегии конкурентов. Доступ на олигополистический рынок для новых производителей (продавцов) затруднен, методы привлечения покупателей варьируются от ценовых до неценовых, причем на зрелом рынке упор делается на неценовые методы конкуренции. На нём побеждают активно и комплексно использующие маркетинг производители. Олигополия – наиболее распространенный вид отраслевой структуры в современной промышленности. Эта разновидность рыночной власти определяет взаимозависимость фирм: принимая решения, каждый олигополист вынужден учитывать возможную реакцию конкурентов. Отсюда возможные варианты поведения: договориться о сотрудничестве и создать монополистический союз или вести конкурентную борьбу.

Одним из вариантов такого взаимодействия является картель. Так называется организация, созданная независимыми фирмами для того, чтобы получить преимущества монополиста. Картели координируют действия своих членов, ограничивая производство, поднимая цены и получая, таким образом, монопольную прибыль. Однако картелированию противодействуют два вида факторов.

Во-первых, когда картель поднимает цены, это непременно ведет к тому, что предельные доходы каждой фирмы, входящей в картель, превышают ее предельные издержки. У фирмы возникает стимул нарушить картельный сговор, снизив цены на свою собственную продукцию, чтобы увеличить объемы продаж и собственную прибыль. Прибыли картеля также оказываются под угрозой, когда его участники используют неценовую конкуренцию (качество услуг и пр.), что ведет к увеличению издержек.

Во-вторых, успех картеля стимулирует вхождение в отрасль других фирм. Поэтому в долгосрочном периоде выгоды картелирования зависят от его способности ограничить вторжение новых конкурентов. В противном случае прибыль картеля в долгосрочном периоде может исчезнуть совсем.

Модель формирования ломаной кривой спроса олигополии. Ломаная кривая спроса образуется вследствие особенности конкуренции на этом типе рынка. Если какое-либо предприятие решит увеличить продажи и введет ценовые скидки, то его конкуренты станут действовать аналогичным образом. Если же данное предприятие решит повысить цены, то остальные откажутся действовать так же и отнимут часть доли сбыта на рынке этого товара.

Монополистическая конкуренция. Этот тип сочетает черты монополии и рынка чистой конкуренции. Имеется много покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком ценовом диапазоне. Продукт различается с точки зрения покупателей, которые готовы платить за различные товарные варианты различную цену. Именно в этой рыночной структуре начинает широко использоваться маркетинг, производители делают упор не только на ценовые, но и на неценовые характеристики предложения. Продовольственные магазины, автозаправочные станции и многие другие предприятия розничной торговли действуют в условиях монополистической конкуренции.

Каждая фирма продает продукцию, на которую существует много заменителей, дифференциация может быть связана с самим товаром, с местонахождением фирмы и т. д. В результате у каждого производителя или продавца складывается кривая спроса на его продукт. Фирмы, производящие аналогичные товары или их субституты, будут входить в отрасль до тех пор, пока будет возможным получать прибыль, поскольку входные барьеры на рынок отсутствуют. В результате кривые спроса всех фирм будут сдвигаться влево к началу координат до тех пор, пока в долгосрочном периоде экономическая прибыль каждой фирмы не окажется равной нулю.

Все названные виды рыночных структур представляют собой варианты монопольной власти. Каким образом можно количественно измерить степень монопольной власти и через какие рыночные рычаги она прежде всего реализуется?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных