ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
V. Идея справедливости…§ 266. Хотя чувство справедливости и идея справедливости тесно связаны между собой, однако их легко отличить друг от друга. Накопление отдельных случаев нарушения справедливости приводит нас к идее о том, что для каждой деятельности должен существовать предел, за который ей не следует переходить. Так как виды деятельности многочисленны и разнообразны, то уразумение природы предела, общего для всех случаев, достигается весьма медленно; нужно указать еще на замедляющее влияние войн и воинственной организации общества, требующей дружелюбия внутри племени и враждебности при внешних сношениях. § 267. Идея справедливости, по крайней мере, человеческая идея справедливости, заключает в себе два элемента: положительный, вытекающий из сознания каждым человеком своих прав на беспрепятственную деятельность, вытекающий из признания известных ограничений, налагаемых на нашу деятельность присутствием других людей, имеющих подобные права. Это приводит нас к следующему. С одной стороны, принимая во внимание неравенство сил и способностей среди людей, мы видим, что принцип, гласящий, что каждый должен нести хорошие и дурные последствия своего поведения, ведет к признанию неравенства; с другой стороны, мысль о сферах деятельности, ограничивающих друг от друга, заключает в себе идею равенства. Неправильная оценка этих двух факторов человеческой справедливости привела к сознанию разноречивых нравственных и социальных теорий, которые мы теперь и должны рассматривать. § 268. Среди первобытных людей справедливость весьма часто понимается так, как понимают ее стадные животные. Далее, если мы желая познакомиться со взглядом древних греков на справедливость, просмотрим сочинения Платона и Аристотеля, то увидим, что среди них в концепции справедливости идея неравенства играла господствующую роль, а идея равенства – весьма незаметную, причем это неравенство предполагалось не как естественный результат большого вознаграждения за большие заслуги, а как результат искусственно установленного соответствия между заслугами и вознаграждениями. Это было неравенство, установленное главным образом самой властью; гражданская организация была подобием военной организации, а идея справедливости соответствовала общественному устройству. Это была идея справедливости, свойственная воинственному типу общества вообще, как это мы видим на примере средневековой Европы с ее бесчисленными неравенствами. Таким образом, пока среди обществ ведется деятельная борьба за существование, чисто животный элемент справедливости весьма мало смягчается человеческим элементом. § 269. Все движения совершаются ритмически; социальные движения и сопровождающие их учения не составляют исключения из этого правила. Поэтому после преобладания того взгляда на справедливость, в котором чрезмерно господствовала идея неравенства, появился взгляд, в котором чрезмерно господствовала идея равенства. Примером подобных взглядов может служить этическая теория Бентама, провозгласившего принцип: «каждый должен считаться за одного, и никто не должен считаться более чем за одного». Здесь принцип неравенства совершенно отрицается; далее, мы замечаем здесь сознательно уничтожение того основного различия между этикой семьи и этикой государства, на которое мы настоятельно указывали. § 270. Все вышеизложенные учения о справедливости характеризуются тем, что в них идея неравенства вполне исключают друг друга. А мы постараемся гармонически сочетать эти идеи, указав для каждой из них область ее приложения. Равенство должно поддерживаться относительно взаимно ограничивающих сфер деятельности; принцип неравенства касается результатов, которых может достигнуть каждый, работая в своей сфере. § 271. Нельзя рассчитывать на то, чтобы подобная идея справедливости приобрела теперь более или менее обширный круг приверженцев. Эта идея соответствует конечному состоянию общества и может только отчасти поддерживаться при переходных состояниях, ибо господствующие идеи, говоря вообще, соответствуют существующим рядом с ними учреждениями и деятельности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|