Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирование и институационализация политологии




Термин «политология» происходит от греч. politike (т.е. государственный, общественный) и logos (т.е. знание, учение); отсюда в непосредственном понимании политология – это наука о политике. В отношении политологии как научного знания сама политика – скорее искусство, чем наука. В принятии политических решений конкретным государственным лицом в конкретной ситуации интуиция, личный опыт, предвидение превосходят по значимости системы расчетов, научных данных. Процесс формирования политологии приходится на кон. Х1Х–нач. ХХ вв., ее выделение в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины – на 40–60-е гг. ХХ столетия. Именно в этот период вводится преподавание политологии как самостоятельной учебной дисциплины в вузах.

Сложности процесса оформления политической науки в самостоятельное звено научного знания первоначально были связаны с невыраженностью ее принадлежности в альтернативе – естествознание и обществознание. В конце Х1Х века выделенные отличия между естествознанием и обществознанием сводились к разграничению того, что в естественных науках господствует критерий действия закономерностей, строгих причинно-следственных связей, а в обществоведческих науках – дух индивидуальности, неповторимости, обращенный к гуманитаризации познавательно-исследовательских процедур. Условность такого деления поставляет собой больше проблематизаций, нежели ответов на конкретные вопросы. Современная научная мысль проводит различение между обществознанием и гуманитарным знанием, объединяя их в единый – социально-гуманитарный блок научного знания.

Вопрос о различении обществознания и гуманитарного знания сводится к вопросу о специфике гуманитаристики, предметом которой выступает внутренний мир человека, неповторимость, избыточность, а также понятия, связанные с категорией «личность». Подавляющую часть гуманитаристики составляет гуманистическая (морально-этическая, нравственная) философия. Социальные науки, объединенные в обществознание, специализируются на выявлении закономерностей общественной жизни, изучении структурных, функциональных элементов бытия. Строгих границ между тем, какие именно дисциплины отнести к обществознанию, а какие к гуманитарному знанию, нет. Такое разделение возможно, но оно условно. Политология, наряду с правом, историей, входит в число общественных наук, хотя в них и присутствует дух гуманитаристики. Классическим примером гуманитарного типа научного знания выступают герменевтика и лингвистика, несмотря на то, что они отчасти включают в себя модели исследования, почерпнутые из точных (естественных) наук. Философию, психологию с очевидностью нельзя отнести ни к какому из типов научного знания; особые споры сегодня ведутся по поводу культурологии.

В развитии политологии ХХ века наблюдается фактическое столкновение двух традиций – позитивистской, наиболее ярко отраженной в американской научной мысли, и континентально-европейской, стремящейся к учету не только эмпирического факта, но также культурного, духовного и так называемого ценностного измерения политики. Со времен О. Конта позитивизм – это направление в науке, которое исходит из непосредственно данного, фактического, несомненного. Факт – понятие, лежащее в основе позитивизма, утвердившего свое господство в политологии англосаксонских стран, особенно в США. Социологический позитивизм – ведущее направление в социологии Х1Х века. В современной социологии представлен как неопозитивизм. Методологическая установка – на использование в процессе научного исследования строгих, точных методов научного анализа, сближающихся с методами, применяемыми в естественнонаучных дисциплинах, использование количественных, статистических методов, ориентация на проверку истинности научных данных, освобождение от ценностей.

Развиваясь в рамках позитивизма и претендуя на статус точной науки, политология англосаксонских стран стремилась утвердить себя в одном ряду с естественными науками; факт, опыт, эксперимент становились ключевыми понятиями в исследовании политических феноменов. Использование математических методов, ориентация на количественные и статистические методы научного исследования, построение отвлеченных от живой реальности моделей, отказ от ценностного, субъективно окрашенного подхода определяли методологический климат в политической науке.

С 30-х гг. ХХ в. успех в политической науке обретает бихевиористский подход, предмет изучения которого - поведенческие механизмы, наблюдаемое поведение человека в сфере политики, различные формы политического участия. Популярность в политической науке обретает и теория рационального действия, организующаяся вокруг способов и методов математического моделирования.

Теории игр, рационалистические концепции, а также бихевиористское направление в политической науке были востребованы временем, внутри которого разворачивалась борьба институциональных структур, в частности, политических партий, общественно-политических организаций, за собственное сохранение и укрепление в системе власти. Острая потребность в наличии собственного стабильного электората со стороны политических институтов требовала учета общественного мнения, общего социально-психологического климата в обществе, настроения масс, их позиции по ключевым вопросам общественной жизни. Такая информация обеспечивалась бихевиоризмом, рационалистическими теориями личности.

Использование в политической науке методов естественных наук обнаружило свою несостоятельность, главным образом, в том, что открытые (т.е. человеческие) системы рассматривались как системы завершенные, замкнутые, а не открытые – т.е. постоянно развивающиеся. Человеческие, социальные системы искусственно помещались в счетно-учетную модель, к которой широко применялись понятия закона, закономерностей, исключающие динамику свободного творчества, инаковости, обстоятельственной модели развития. Также множество категорий политической науки объективно не измеряемы системой формализованных, математических показателей, не могут быть выражены количественно.

Центр изучения и перспективы гуманитаристики – человек, который в качестве субъекта политических отношений, политических процессов не может не быть включен в область политической науки. Живая, очеловеченная реальность, адекватно не поддающаяся условиям схематизации, математизации, грубой теоретизации, не поддается измерению строго научным (каковым считается естественнонаучный) анализом.

Понимание этого привело к распространению в политической науке культурологических методов научного анализа, появлению в ней культурно-антропологического направления. Политико-культурный подход раскрывает национальную, системно-структурную, культурную специфику страны, дает понимание сообразности (несообразности) заимствования, перенесения, применения культурных образцов, политических моделей одной страны к другой.

Разработанный в 30-х гг. ХХ века системный анализ, первоначально использовавшийся в естественных науках (биология, физиология), стал использоваться и в социально-гуманитарных дисциплинах: работы социологов Т. Парсонса, Р. Мертона, политологов Д. Истона, Г. Алмонда. С 50-х годов структурный функционализм становится в политической науке ведущим методологическим направлением, разрабатывавшимся в рамках системного анализа политики. Общество, система рассматриваются как социальные образования, состоящие из комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, каждый из которых имеет свое строго определенное место и назначение. Вводится и объясняется такое понятие, как равновесие системы, решаются актуальные задачи сохранения и поддержания стабильности политической системы. В 60-е годы структурно-системные разработки стали доминирующими в политологических исследованиях. Успех структурного функционализма объяснялся теоретико-методологическим дефицитом в политической науке, порожденным неосновательностью позитивизма, использования методов естественных наук. Именно системный анализ политики способствовал созданию общей теории политики. Переход от эмпирических показателей к теоретическим обобщениям, который был предпринят представителями структурно-системного подхода, стал основой построения так называемых теорий «среднего уровня», обладающих высокой степенью абстракции.

Системный подход фундаментализировал в политической науке само понятие политическая система, более того, заложил основы в изучении таких тематических направлений в политологии, как политическая коммуникация, политический процесс, политическая социализация, политическое поведение, политическое участие.

Из столкновения позитивистской и континентально-европейской традиций в политической науке, по сути, образуются две модели развития – сциентистская (полагает имеющий смысл проблемы как научно разрешимые) с применением инструментальных научных подходов и гуманитарная, отстаивающая значение антропологического, культурологического научных подходов. Сциентизм и позитивизм стали ведущими тенденциями в американской политической науке, которая, в свою очередь, определяла – до 40-х годов – общий климат развития мировой политической науки.

Утверждение о том, что политическая наука относительно молодая дисциплина в строгом смысле справедливо; современная политическая наука обнаруживает свои корни в истории политических учений – в трудах Аристотеля, Платона, но политическая наука и история политических учений прямо не тождественны. Политическая наука имеет дело с политикой как выделенной, самостоятельной политической подсистемой общества, в то время как история политических учений складывается с формированием государства.

Вопрос о формировании политологии как научной дисциплины относится к вопросу о наличии в ней собственной методологической базы, выделении в ней четкого предмета и объекта исследования. Как сфера бытия научного знания, или познания, политическая наука может характеризоваться более широко, в контексте политического мышления. Как понятие наука включает в себя и научное знание, и научную дисциплину. По своим характеристикам знание – понятие более широкое, чем понятие наука.

Вплоть до ХУШ столетия ученый рассматривал себя не столько как специалиста в конкретной, узко сориентированной области знания, сколько как приверженца процесса поиска знания, истины, мудрости. Сегодня ученый – это, прежде всего, представитель специализированного знания, который призван обладать необходимыми личностно-профессиональными навыками. Политолог – человек, профессионально занимающийся вопросами политической жизни общества. Выделяясь в кон. Х1Х–нач. ХХ вв. в самостоятельную область обществознания, политология была еще дисциплинарно слабо выражена; шли споры по поводу ее целесообразности как самостоятельного звена научного знания вообще, теоретико-методологическая база была крайне размыта. До начала ХХ столетия наблюдались первоначальные возражения по поводу выделения политологии как специальной науки о политике. Сторонники такого мнения утверждали, что все общественные науки, в большей или в меньшей степени, имеют политический контекст. Политическая наука завоевывала признание себя как таковой на мировой арене. Середина ХХ века была ознаменована качественным прогрессом в развитии политической науки, связанным с фундаментализацией дисциплинарной структуры политологии и изменением ее статуса в мировом научном сообществе.

Собственной методологии в политической науке еще не сложилось, причины чего лежат в специфике ее становления и развития. Основные проблемы, встающие на пути политологии как науки, связаны с вопросами построения теоретико-методологического базиса. Современная политология включает в себя методы эмпирического (описание, констатация фактов, регистрация данных) и теоретического (объяснение, теоретизация, концептуализация) уровней; в предметном приложении - математические, социологические, культурологические и близкие к ним методы.

Проблемы и особенности развития современной российской политологии лежат, во-первых, в скачкообразном развитии отечественной политической науки, связанном с радикализацией смены базисно-нормативных стандартов, национально-ценностных ориентиров, отказом от богатого прожитого в пользу не укладывающегося в рамки традиции нового. Как показывает история, доказывает наука опыт механического переноса одной цивилизационной специфики на другую не может быть эффективен. Не вполне успешный опыт перенесения цивилизационной специфики западного мира на почву отечества сказался и на развитии политической науки, связавшей себя с трудностями адаптации к себе западных моделей, образцов. Во-вторых, в произошедших в 90-х гг. в жизни страны изменениях, которые потребовали от научной мысли принципиального обновления имевшегося интеллектуального капитала. В-третьих, в ставшем уже традиционным недостатке финансирования со стороны государства научно-исследовательских разработок, слабости системных связей между научными центрами, в слабой заинтересованности и разработанности ряда предметно-тематических отраслей политологического знания.

Научное осмысление вопросов политики, политической жизни общества относится к временам Античности (Платон, Аристотель, Цицерон). Основное внимание уделялось проблеме власти, властных отношений. В рамках античной мысли мир политического, однако, еще не выделился в самостоятельную реальность, в особый предмет познания. В Античную эпоху понимание человека как животного политического было равнозначно его пониманию как животного общественного, который обязан был подчиняться нормам полиса; специального «политического измерения» выработано еще не было.

В эпоху Нового времени выделяется проблема политического как специфической сферы жизни людей. Шло стремление свести политику к науке, разрешать возникающие в политике проблемы научными способами. Исходя из этой базовой установки, развивалась тенденция к рационализации звена научности; наука о политике стала рассматриваться в терминах причинно-следственных связей, закономерностей, что было обусловлено поиском в живой реальности действия законов и закономерностей, не уступающих по степени точности естественным наукам.

В период второй половины ХУШ–начала Х1Х вв. были обозначены подходы и направления, послужившие базисом для создания политических концепций современности. Благодаря усилиям классиков западной политической мысли (В. Парето, Г. Моска, М. Вебер, Р. Михельс), отечественных исследователей (И. Ильин, П. Новгородцев, М. Острогорский, Б. Вышеславцев) политическая наука обрела свое самостоятельное звучание. В их работах были заложены и раскрыты проблемы государства и права, государственной и политической власти, активизировалось понятие человек политический.

Период рубежа Х1Х – ХХ вв. – период оформления в большинстве развитых стран мира политических и государственных институтов (институтов власти, политических партий, партийной и избирательной систем), послуживших эволюции политической науки. Выделяется политическая подсистема как относительно самостоятельная наряду с социальной, экономической. Само понятие политическая наука становится более понятным, очерченным, в то время как до начала ХХ столетия ее значение было крайне неопределенным, разделялось с философией, историей, правом; шли дискуссии по поводу возможности существования политической науки как таковой. Политология рассматривалась как дочерняя дисциплина таких фундаментальных наук, как философия, история, юриспруденция. По мере оформления в духе ХХ столетия сферы политического бытия, связанного с четким разделением властей, утверждением парламентаризма, института политических партий, системы выборов политическая наука обретает самостоятельность, укрепляет свое положение среди обществоведческих дисциплин.

Развитие политической науки после второй мировой войны ознаменовано новым этапом своего развития, связанным, прежде всего, с процессом институционализации политологии как науки и учебной дисциплины. Процесс институционализации политологии в качестве специальной дисциплины и формирование профессиональной группы ученых – политологов – на международном уровне относится к периоду 1948-1949 годов.

В 1948 году на созданном под эгидой ЮНЕСКО в Париже международном коллоквиуме по вопросам политической науки был принят соответствующий документ, который послужил попыткой выделить и систематизировать составные элементы политологии по следующим направлениям: политическая теория; политические институты; партии, группы и общественное мнение; международные отношения.

В 1949 году в рамках ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политических наук, призванная осуществлять координацию политологических исследований во всем мире. Общий климат в политической науке, особенно с начала 50-х годов, продолжали задавать американские ученые, которые положили начало и внесли большой вклад в разработку бихевиористского направления в политической науке, структурно-функционального, политико-культурного, психо-культурного, культурно-антропологического подходов. Свидетельством расцвета политической науки в США служили создание научных и учебных Центров, появление специализированных журналов по вопросам политической науки.

Советская ассоциация политических наук была создана в 1962 году. С 1989 года в нашей стране начинают присваивать ученые степени по политическим наукам. С 1991 года в вузах России введено преподавание политологии.

Институционализация политической науки – процесс, выходящий за рамки официальных регистраций; политическая наука огосударствлена, входит в систему власти, властных отношений. Отношения, складывающиеся между ученым и властью, носят важный идеологический, политический характер. В отличие от политики как сферы практической деятельности политическая наука сильна своей теоретической надстройкой над реальностью, теоретико-методологическим базисом, способным не только давать научные объяснения происходящим событиям, но также обладающим необходимым авторитетом. Именно авторитет является одним из важнейших источников сохранения стабильности, укрепления власти, которая обращается за поддержкой к научному, в частности – гуманитарному знанию. Теория способна выполнять множество функций в отношении реальности, в которых сама реальность (власть, государство) нуждается, обращаясь к теории системами запросов и ожиданий. Наиболее эффективно теория политической науки помещается в догматизированные сферы бытия мысли, системы отношений – в политическую идеологию, в политическую пропаганду. Именно заинтересованность власти в знании научного типа объясняет феномен социальных «заказов», нередко значительные финансовые капиталовложения в разработку научных проектов, программ.

В современном мире популярность обретает сфера прикладной политологии, занимающейся, в частности, вопросами предвыборных кампаний. Власть, по существу, подчиняет себе политическую науку, манипулируя проблемами, одни из которых специально оглашаются, другие, напротив, умалчиваются. Власть инициирует круг проблем, актуально требующих своего научного дискурса, направляет решение проблем в нужное ей русло. В современном мире политическая наука – это нечто большее, чем научное знание как таковое; она имеет реальное влияние, осуществляемое посредством власти, на умы людей, на сферу общественного, массового, научного сознания.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных