ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Контрольные тесты по теме1. Что из перечисленного является элементом политической системы общества? А. Профсоюзные организации. Б. Государство. В. Религиозные организации. Г. Политические идеи, теории, концепции. Что из перечисленного представляет собой форму государственного устройства? А. Федерация. Б. Монархия. В. Республика. Г. Демократическое государство. 3. Назовите один из видов формы государственного правления: А. Унитарное государство. Б. Конфедерация. В. Тоталитарное государство. Г. Монархия. 4. К категории «политический режим» относится: А. Олигархия. Б. Монархия. В. Авторитарное государство. Г. Федерация. Какой из перечисленных органов осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации? А. Администрация Президента РФ. Б. Федеральное Собрание. В. Правительство РФ. Г. Администрация предприятия. Глава 8. Государство как основной институт политической системы Происхождение государства, его сущность, признаки, Структура Государство представляет собой центральный институт власти. Эволюция государства – сложный и многообразный процесс, опосредованный историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (древневосточных, греко-римской, средневековой на Западе, на Востоке и в России), общественно-экономических формаций и другими факторами. Сегодня в мире около 200 государств государственных образований различных типов и форм. Исследование проблем государства, его места и роли в политической системе общества имеет важное значение для развития политической теории и практики, и чтобы глубже понять природу и сущность государства как основного института политической системы общества, целесообразно рассмотреть вначале его происхождение. Государство - явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным. Одновременно происходила дифференциация социальной структуры общества, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникали новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. Появилась частная собственность. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности. Проблема возникновения и развития государства имеет несколько подходов. Основные из них это: а) историческая эволюция государства; б) концепция происхождения государства. Схема исторической эволюции государства состоит из трех этапов. 1 этап. На ранней стадии становления государства сохранились остатки первобытной (военной) демократии, чередовались республиканские и монархические (в античной Европе) деспотические режимы и формы правления. Общество, формирование которого еще не завершилось, резко дифференцировалось не столько на классовые структуры, сколько свободных и несвободных членов. Свободные граждане – это члены общества (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины, представители мира искусства – скульпторы, художники, поэты и т.д.), очевидно делящиеся на правящую верхушку и подчиненные низы (в Риме это патриции и плебеи). Несвободными были рабы, а также различные категории полусвободных (отпущенники и пр.). Общество еще не сложилось, поскольку экономическая деятельность (основное производство, часть торговли и ремесел) была уделом несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских, ни политических прав людей. Четко различались две функции государства – устройство «общих дел» в сообществе свободных (это не исключало регулирования социальных и классовых отношений) и господство по отношению к порабощенным. Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в монархических и имперских формах, которые продолжают существовать и на следующем этапе развития государства. 2 этап. В средние века и в начале Нового времени (XVI в.) господствует сильная монархическая власть с преобладавшими отношениями господства и владения: страна и подданные (народ) являлись собственностью монарха («государевы люди в России»). На протяжении последних трех столетий этого периода постепенно формировались предпосылки и основы государства Нового времени. Его развитие определялось концентрацией власти на расширявшейся социальной и экономической основе, вплоть до заполнения всего пространства политических отношений. Этот процесс в свою очередь базировался на установлении власти государства над принадлежавшей ему территорией (устранение феодальной разобщенности провинций, собирание земель), централизации и концентрации власти и замене отношений личной вассальной преданности монарху организованным государственным аппаратом управления, в котором ведущую роль играли не отношения личной зависимости, а служебные функции, т.е. политическая организация власти. Как в западных странах, так и на Руси государство строилось на экономической, политической и социальной основе. Возникла государственно-территориальная пространственная организация общества с институциональной, а не личной дисциплиной. К XVI в. процесс новой политической организации общества зашел уже достаточно далеко. К этому времени относится и появление самого термина «государство», роль которого прежде всего выполняли понятия владения, земли, княжества, королевства, империи и т.п., а в западной научной литературе – термина «республика». 3 этап. В то время как на Востоке закрепились монархические и деспотические формы государства и стабилизировались архаические общественные структуры со значительной долей личной (рабской или крепостной) зависимости, неэкономическим принуждением, военно-феодальными политическими структурами власти, а на значительных пространствах и у многих народов еще не существовало развитых форм государственности, в Европе завершался процесс образования и общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран. Концептуальный подход к происхождению государства имеет несколько версий. Наиболее распространенными из них являются следующие: 1. Теологическая концепция государства, в соответствии с которой государство трактуется как священный и неприкасаемый институт, дарованный Богом для организации жизни людей. В этой концепции нашли отражение некоторые реальности, связанные с теократическими формами первых государств. 2. Теория общественного договора. Наибольшее распространение она получила в XVII-XVIII вв. в трудах Г.Гроция, Д.Локка, Т.Гоббса, Ж. Ж. Руссо. Согласно этой теории, возникновение государства есть результат своеобразного договора (пакта) индивидов в целях обеспечения правопорядка, который гарантирует пользование естественными правами и собственностью. Атрибуты власти передаются суверенному монарху или иному институту власти. 3. Теория «насилия» или «захвата». Существенный вклад в ее обоснование и развитие внесли Е.Дюринг, Л. Гумплович, К.Каутский. В основе возникновения государства, считали они, более сильным и организованным для закрепления своих побед и удержания в повиновении завоеванных народов победители и создают государство. 4. Социально-экономическая, или марксистская, концепция государства. По этой концепции государство возникает как результат общественного разделения труда и появления классов, находящихся в антагонизме. Для поддержания господства одних классов над другими и создается специальный аппарат насилия, другие институты, которые и составляют государство. Несмотря на существование различных, зачастую противоречивых концепций и теорий возникновения и эволюции государства, в этом процессе можно определить, что гражданская, культурная, экономическая консолидация и унификация общества оставались господствующими. Понимание государства связано также с представлением о государственности – такой организации совместной жизни людей, которая возглавляется и управляется централизованной властью, направляется ее политикой. Государственность – это политическое достояние народа, который пришел к созданию своего государства, способность общества сплотиться, обрести единство, защищать его. Путь к созданию государства был для всех народов долгим и противоречивым. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что государство представляет собой механизм реализации власти, осуществляющий управление обществом, защиту его экономической и социальной структуры. Выступая в качестве такого механизма, государство имеет свои существенные признаки. К ним относятся, прежде всего, следующие. Во-первых, наличие особой системы органов и учреждений власти, образующих механизм государства. К таким органам относятся административно-управленческий аппарат, суды, армия, правоохранительные органы и т.д. Именно они составляют структуру механизма реализации власти. Структура публичной власти и институтов, призванных обеспечить совместное политическое, экономическое и духовное бытие людей. Она предполагает легитимность государственной власти; ее верховенство и независимость, в том числе и от власти других государств; монополию на принуждение в отношении населения; суверенное право на установление и взимание налогов и сборов с населения, формирование общенационального бюджета; право и возможность осуществления внутренней и внешней политики, в том числе и военной; сохранение экономической и социальной структуры общества. Во-вторых, наличие права, то есть обязательных правил поведения, устанавливаемых государством и определяющих как взаимоотношения между членами общества, так и порядок взаимодействия различных общественных организаций и институтов. Следует иметь в виду, что право возникло не в одночасье. Ему предшествовал длительный период, в течение которого отношение в обществе регулировалось моральными нормами (на уровне поощряемых и запрещенных поступков, различного рода «табу»). Такой характер регуляции имел место при первобытнообщинном строе. Осознанные всеми членами племени эти нормы, традиции, обычаи становились официально закрепленными. В силу этого можно говорить о том, что эти регуляторы отношений в племени являлись как бы прообразом разветвленной системы законодательства в более поздних системах общества. Говоря о значении права в современном обществе, необходимо заметить, что оно становится не формальным, а фактическим регулятором отношений между членами общества, поведения членов общества лишь тогда, когда это право легитимировано самим обществом. В противном случае законодательство является «мертвой» структурной единицей государства. Таким образом, право как бы становится уже возведенной в закон волей большинства членов общества, что само по себе означает прогрессивный сдвиг в развитии государства. В-третьих, важным признаком государства является наличие определенной территории, пределами которой ограничивается его власть. Понятно, что если не будут определены территориальные пределы государства, то осуществления управления обществом просто будет невозможным. В-четвёртых, важнейшим признаком государства является наличие суверенитета, т.е. независимости его от какой-либо иной власти. Отсутствие суверенности превращает властные структуры в средство осуществления иностранной политики в пределах формально самостоятельного (а фактически зависимого) государства. И, наконец, в-пятых, население (народ) как этническая общность, проживающая на данной территории и подчиняющаяся созданным органам власти. Население государства может состоять преимущественно из одной этнической общности или быть многонациональным. Определение признаков государства имеет не только теоретический, но и важный практический смысл. Например, только наличие признанных международным правом признаков позволяет государству считаться субъектом международного права с соответствующими полномочиями. Часто государство понимают в самом широком смысле слова как общность людей, объединенных общими интересами и властью и проживающих на определенной территории. В этом смысле понятие «государство» употребляется как тождественное понятиям «общество», «страна» (Франция, Германия, Россия и.т.д.). В контексте политической системы государство рассматривается в узком смысле слова как основной субъект осуществления власти в обществе. Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Государственный механизм представляет собой комплекс специальных органов и учреждений, наделенных властными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями для решения задач управления обществом и защиты его основных интересов. В различных типах государств складываются и достаточно разные по структуре и содержанию государственные механизмы. И все же впроцессе исторического развития сложилась достаточная устойчивая структура государства, которая включает: представительные (законодательные) учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, контрольно-надзорные органы, органы охранного правопорядка, институты безопасности и разведки, вооруженные силы, государственные средства массовой информации. Одним из основных элементов механизма организации и осуществления власти является глава государства. Это может быть либо монарх, либо президент. В качестве главы государства может также выступать и определенный коллективный орган (например, Государственный Совет во Вьетнаме или Камбодже). Глава государства осуществляет координацию деятельности государственных органов и управление этой деятельностью на основе существующей системы законодательства. Кроме этого, он, как правило, представляет государство в процессе межгосударственных взаимодействий, в контактах, которые осуществляются на высшем уровне. Важное место в структуре государства занимает государственный аппарат, чиновничество. Содержание деятельности государственного аппарата во многом зависит от социального происхождения его представителей, моральных качеств, уровня образования и профессиональной подготовки, образа жизни, методов выдвижения на соответствующие должности, политической ориентации и форм связи чиновников с различными слоями общества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|