ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблемы формированияНа первый взгляд, словосочетание «правовое государство» может показаться некорректным, избыточным, так как обязательным признаком любого государства является наличие права. Но в понятии «правовое государство» вкладывается иной, более глубокий смысл, чем просто наличие права. Исторически процесс образования правового государства состоял в распространении принципа суверенности на право. Он проходил три этапа: 1.Признание суверенитета власти. 2.Завоевание суверенитета народа. 3.Борьба за суверенитет права, точнее, за приоритет права перед властью, волей гражданина, общества или какой-либо его части, большинства или меньшинства. Паритет (равенство) и приоритет означают установление зафиксированных законом отношений между всеми сторонами, особенно сложных между властью и правом, и не только в силу суверенитета власти (государства) и традиции попирать закон, но и потому, что само право создаётся властью (от имени народа либо без этого), обладающей преимущественным правом законотворчества. Таким образом власть должна ограничивать свои права и свободы ею же созданными законами. Ситуация самоограничения представлялась противоестественной и остаётся таковой поныне, что отражается в традициях, хорошо известных в терминах всевластия, своеволия, самоуправства, беззакония и т.п. Негативное отношение власти к праву, стремление к привилегиям, желание стать выше закона привели к тому, что противоправная практика власти оказалась еще трудней преодолимой, чем аналогичная практика граждан, пытавшихся действовать вне закона. Потребовалось глубокое преобразование общества и его правосознания, чтобы коренным образом изменить отношение к праву в государстве, а также большая конструктивная работа по преобразованию его политической системы в политико-правовом отношении. Её центральным моментом стала разработка конституционных документов и борьба за введение конституционного правления, занявшая более трёх столетий. Всё это не означает, что в истории политико-правовых отношений прежде не модифицировалось право и не устанавливался высокий статус введенных законов, особенно записанных в религиозных текстах, по которым до сих пор живут, например, некоторые мусульманские страны. Всегда был высок престиж обычного права (права, установленного традицией, обычаями страны) в малоэволюционировавших общества, и оно не устанавливало правового равенства, о котором шла речь выше. Решающими событиями в истории преобразования политико-правовых отношений стали разработанная Дж. Локком концепция правового государства и сформулированная им в 1690 г. антиабсолютистская концепция («Два трактата о государственном правлении»). Ему же принадлежала и попытка практически реализовывать проект правового государства в конституции английской колонии Каролина в Америке. В дальнейшем конституционном и политико-правовом творчестве приняли участие крупнейшие мыслители – И. Кант, В. Гумбольдт и др. Значительными событиями на пути к правовому государству стали в XVIII в. Конституции французской революции (она, правда, так и не была реализована на практике) и США (оказавшаяся одной из самых ранних и самых стабильных). Анализируя эволюцию государства как политико-правовую систему, можно определить сущность правового государства. Она заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву. К основным признакам правового государства относят следующие: · Государство самоограничивает себя законом, прежде всего Конституцией, через которую не может переступить никто, в том числе и само государство. · Равенство всех перед законом. · Ответственность государства перед каждым гражданином, и наоборот. Человеку полностью гарантируются права и свободы, защита от любого произвола власти. В то же время государственная власть защищает само государство от покушений на него любого гражданина или иного социального субъекта. · Государство располагает стабильной Конституцией и системой законодательства. Стабильность законодательства – важное условие осуществление права, уважения к закону со стороны граждан. Если законодательство подвергается постоянным и непрогнозируемым изменениям, то к нему падает уважение как самих властных структур, так и граждан. В устойчивом в правовом отношении обществе, где уважают закон, как правило, не происходит бегства капиталов, утечки мозгов, начинается эра стабильности, а значит, и процветания общества. · Обязательное верховенство Конституции и законов над всеми другими правовыми актами, а тем более над разовыми распоряжениями и указаниями властей. · Наличие отлаженного механизма, способного обеспечить выполнение и защиту права, в том числе наличие эффективной системы правоохранительных органов (суд, прокуратура, следствие, арбитраж, конституционный суд и др.), подчиняющихся только закону. · Наличие гражданского общества, устойчивое правовое сознание граждан, их уважение к закону, признание его верховенства со стороны общества. Выполнение в полной мере столь высоких требований не может сегодня обеспечить ни одно государство мира. Поэтому о правовом государстве можно говорить лишь как о некоем идеале, к достижению которого следует стремиться. Процесс формирования правового государства, особенно приоритета права над властью, шел очень долго и болезненно. Традиции попрания закона в первую очередь самой властью очень давние («Прав тот, у кого больше прав»). Истоки такого правового нигилизма коренятся в суверенитете и силе самой власти, а также объясняются тем, что право (законы) создаётся этой самой властью. Проблема ограничения власти самой себя долго выглядела противоестественной. Потребовались столетия, формирование устойчивого правосознания и убежденности в необходимости верховенства закона как важной меры стабильности и процветания общества. Разработка конституционных документов (в первую очередь конституций), введение конституционного правления, признание верховного статуса принятых законов постепенно продолжили путь к созданию и укреплению правового государства. Пути формирования правового государства. Об этом в теории говорится не менее, чем о самом правовом государстве. Каковы же пути его достижения? Для этого необходимо следующее: · Совершенствование существующего законодательства. Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения законов с подзаконными актами в пользу первых. Данная проблема особенно актуальна для стран, меняющих господствующую идеологию, переходящих из одной системы социальных координат в другую, например для России. · Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур и органов самоуправления, расширения компетенции последних. · Немаловажное значение для формирования устойчивого стремления граждан к соблюдению законов имеет также их легитимность, признание со стороны всего общества. · Строгое выполнение существующего законодательства, создание эффективного механизма его соблюдения. Обеспечение такого процесса развития общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень политической культуры населения, его правовую грамотность. · Формирование устойчивого правового сознания граждан и должностных лиц, всего общества. Мало создать разумные законы, четко сформулировать и прописать права и обязанности. В обществе должны быть сформированы устойчивое отношение и привычка к правовой дисциплине, к пониманию необходимости соблюдения закона как гаранта и основы собственного благополучия власти и самих граждан. Правовое государство – объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им. Примечательно, что послепетровская Россия направлялась к созданию правовых договорных отношений общества и монархического государства одновременно с наиболее развитыми странами Запада и даже имела шанс обогнать некоторые из них на пути к правовому государству. Речь идет о памятном эпизоде зимы 1730 г., когда после безвременной кончины юного Петра II в ночь с 18 на 19 января российское дворянство, столкнувшись с новой династической проблемой, сделало попытку ограничить самодержавную власть в пользу дворянства. Эгоизм членов Верховного тайного совета, олигархии двух наиболее знатных фамилий (Долгоруких и Голицыных) помешал тогда основной массе московских дворян, крайне увлеченных идеями свобод и вольностей, выступить сплоченно и подчинить воле права только что избранную на царство новую императрицу Анну Иоанновну. Впоследствии безрезультатно закончились и попытка самоограничения монархии сверху (проект императора Павла I, намеревавшегося учредить сословно представительное собрание) и другие конституционные искания той поры. Так или иначе история вела Россию к правовому государственному строю, но на этом пути страна запаздывала, и опоздание сказывалось еще на многие годы. В 1895 г. в работе «Значение государства» В.С. Соловьев писал: «Воплощаемое в государстве равновесие противоположных сил и интересов не есть постоянное, оно подвижно и изменчиво». Правовое государство – это и правовое общество, здесь правовые отношения объединены с гражданскими. Такие отношения формируются совместно, хотя, может быть, не одновременно и разными темпами. Их связь и есть сочетание политического общества с гражданским. Гражданское общество – не альтернатива какому-либо иному обществу (социалистическому, капиталистическому) и не результат произвольного выбора. Оно не вводится декретами или конституционными актами. Его становление оказалось весьма длительным и не завершилось по сей день, хотя его формирование уже дало ощутимые результаты. Этот процесс был связан с длительной и тяжелой социальной борьбой, с разрешением глубоких противоречий между государством и обществом, классами, обществом и человеком, борьбой за политические и социальные права, экономическое и культурное развитие. Исторически идея гражданского общества возникла в Древней Греции и античном Риме, в политико-юридическом учении того времени, в частности в творчестве Цицерона, когда сложились представления о гражданстве и гражданине и появилось понятие общества как совокупности граждан. Представление об особых правах и обязанностях гражданина в Древнем Риме было весьма развито: это был лично свободный человек (не раб), подданный Римской империи (не иноземец), житель Итальянского полуострова (а не провинций, точнее колоний) и т.д. Римлянин имел гражданские обязанности (служил в армии, участвовал в народных собраниях, в политике и т.п.) и права, даже привилегии – его нельзя было предать позорной казни распятием на кресте. Однако лишь в середине XVII в. Т. Гоббс в трудах «О гражданине» (1642) и «Левиафан» (1651) изложил принципиально новую концепцию гражданского общества и гражданина. Они возникают при переходе от природного (естественного) состояния первозданных, необузданных страстей, всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства, водворяющего в стране мир и порядок. При этом человек превращается в гражданина не по признаку подданства (римские граждане), а потому, что он становился развитой, целостной и активной личностью. Вместе с ним изменяется и общество со всеми присущими ему отношениями. Гражданское общество – это союз индивидуальностей, коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества. Впоследствии концепция гражданского общества со всеми его проблемами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.) разрабатывалась плеядой виднейших мыслителей – Дж. Локком, Ж. Ж. Руссо, И. Кантом, Г. – В. – Ф. Гегелем, К. Марксом (в его ранних работах), А. Грамши и др. Гражданское общество было задумано как интернациональное явление. Возникновение глобальных проблем и потребность в новой глобальной цивилизации расширили и сферу гражданского общества до планетарных масштабов. Этот процесс протекает, конечно, неравномерно. В одних обществах он сосредоточен на освоение его основных форм и классических концепций, в других – на новых, неклассических теориях формирующейся мировой цивилизации, «нового», «простого», «истинного» мира, нового мирового порядка. Становление гражданского общества стало признанной общественной целью. Во второй половине XX в. движение к нему сопровождалось бурным экономическим и научно-техническим развитием, подкрепленным взлетом общественной мысли – новыми экономическими, социальными, культурологическими учениями об общественном развитии (кейнсианские и посткейнсианские антикризисные теории полной занятости населения, создания и распределения коллективных и индивидуальных благ), концентрацией внимания общественно политической мысли на человеке. В этом потоке возникли идеи модернизации (первоначально они были предназначены для слаборазвитых стран, затем стали общей концепцией осовременивания мира и человека), концепции роста (экономического, социального, культурного), реабилитирующие идею общественного прогресса, и прогностические концепции нового, развивающего общества (постиндустриального, информационного, технотронного и т.п.), а также теории глобальных процессов, в первую очередь антивоенных и экологических, в которых проблемы человека и общества заняли центральное место. Анализ постепенно складывающейся концепции гражданского общества позволяет ему дать более или менее полное определение. Гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Таким образом, основами гражданского общества являются: 1. Децентрализация властных полномочий. 2. Разделение властей. 3. Доступ граждан к участию в государственных и общественных делах. 4. Демократическое законодательство. 5. Верховенство закона и равенства во всех перед законом. Независимый суд. 6. Политический плюрализм. 7. Обеспечение прав человека во всех сферах социальной, экономической, политической, муниципальной и личной жизни. 8. Развитая многоукладная экономика. 9. Разнообразные формы собственности. 10. Регулируемые рыночные отношения. 11. Свобода совести. 12. Цивилизованность отношений, высокая духовность, нравственность. Качество гражданского общества определяется соотношением идеального проекта и реально достигнутого состояния общества, которое осуществляет такой проект. Это бесспорный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни, процесс достижения свободы, равенства, справедливости и других социальных, моральных и культурных ценностей. Этот путь, по-видимому, суждено пройти человечеству в целом, хотя в разные сроки и в различных формах очень несходных с уже реализованным на Западе прототипом. Ошибочно считать гражданским всякое общество, состоящее из граждан, т.е. населения или подданных. Гражданское общество-это общество с развитыми экономическими, культурными, политическими, правовыми отношениями, коллективистскими началами ассоциативной жизни, экономическими, социальными и политическими свободами и правами. Его граждане наделены особыми качествами развитой культурной личности - такими, как осознание своих прав и своего долга, дисциплинированность и ответственность, чувство собственного достоинства и уважения к согражданам, способность жить с ними в мире и согласии. Сама эволюция социальной жизни сформировала механизм формирования гражданского общества. Государство по существу создает гражданское общество или, как это следует из концепции Гоббса, закладывает его основы. Оно устанавливает порядок, цивилизует общество и его членов. Идея создания нового общества властью, средствами политики стала одной из ключевых в общественной и политической теории. Противоречия подобного пути представляются достаточно ясно. Государство формирует гражданское общество. Но общество создает государство, передавая ему свои права. Значение взаимных отношений общества и власти было переосмыслено современниками. Гоббс разрабатывал концепцию их взаимодействия. Народ и государство связаны договором и доверием, основанными на трех началах государственной политики и проведения общества: моральном порядке, знании и праве. Единство этих начал предопределяет и единство государства и общества. Тем самым разрешалось противоречие естественного (в человеке) и разумного (в политике). Государство охраняет естественные права граждан; общество сдерживает естественные побуждения власти к господству; власть обуздывает природные инстинкты человека. Государство, общество, человек и политика образуют новое единство. Условием такого развития оказались равновесие, равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех составляющих гражданского общества – человека, общества и государства; индивидуальность личности, коллективность совместной жизни людей, организованных в общество. Доминирование одной из составляющих не создает гражданского общества, а разрушает его. Если это первенство государства, подчиняющего общество (как полагал Гегель), или коллективного начала общественного процесса (в соответствии с практикой социализма), или общества, растворяющего государство и политику (в концепции Маркса), либо господство антиколлективистского индивидуализма, то гражданские отношения не возникают. И наоборот, все стороны гражданских отношений-человек, общество и государство - формируются и уживаются при их паритете, образуя устойчивое единство, способное развивать и преодолевать внутренние и внешние кризисы и конфликты. Гражданское общество не сплачивается против государства, ибо само государство составляет его часть. Все вероятные и реальные конфликты между ними, как и отношения с индивидом, регулируются не дисциплиной страха и господства, а правовыми отношениями и политикой, которая сама подчинена созданным ею законам. Для современного социально-политического состояния российского общества характерны следующие направления развития и формирования гражданского общества: 1. Создание института (коллективных и индивидуальных) владельцев средств производства, разнообразие форм собственности, развитие экономической концепции, активности, самостоятельности хозяйствующих субъектов. 2. Ликвидация основ монополии любой политической власти, децентрализация и перераспределение властных полномочий. 3. Раскрепощение сознания личности, укрепление чувства собственного достоинства, веры в себя, преодоление пассивности в решении общественно-политических вопросов, активизация способности и готовности самостоятельно ставить и решать политические проблемы. 4. Согласование национальных интересов, реализация естественного права каждого народа на самостоятельное достойное существование, сохранение его самобытности, языка, культуры, традиций, включенности в мировую цивилизацию. Гражданское общество - одновременно и цель, и средство общественного развития, неизбежная историческая необходимость. Его формирование обеспечивает перспективы общественного развития, демократический процесс, социальную и экономическую стабилизацию общественного порядка, исполнение законов – все то, без чего невозможно создание правового государства. Исторически правовое государство и гражданское общество формируется совместно, это две стороны целостного общественного развития.
План семинарного занятия на тему 1. Содержание исторического и концептуального подходов происхождения государства. 2. Сущность, признаки, структура государства. 3. Типы и формы государства. Специфика становления российской государственности. 4. Механизм реализации публичной власти государства. 5. Правое государство, проблемы формирования и совершенствования. 6. Генезис и перспективы развития гражданского общества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|