Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Типы и формы государства. Механизм реализации




Публичной власти

Эволюция государств в истории развития общества зависела от различных обстоятельств, связанных как с социальным опытом народов, так и с общецивилизационными тенденциями. Факторами, определяющими особенности становления и развития различных государств, являются: наличие или отсутствие угрозы со стороны соседей, возможность захвата территории; влияние (заимствование) чужих образцов при формировании своей государственности; этнический состав населения, его однородность или разнородность; господствующий способ производства; географические условия и природная среда.

В основе понимания типов государств лежат такие критерии, как форма правления, государственное устройство, политический режим и государственный механизм.

Форма правления. Это способ организаций высшей государственной власти и система её взаимоотношений с населением. В соответствии с этим определением в современных государствах различают следующие формы правления.

1. Монархия – формальным источником власти здесь выступает монарх. Власть передаётся по наследству и не является производной от какого-либо органа или населения.

Монархии бывают абсолютные и конституционные (т. е. с ограниченной, а то и просто номинальной властью монарха). Ныне абсолютных монархий среди цивилизованных стран практически уже не сталось (Саудовская Аравия). А конституционных монархий, в том числе и на территории Европы, немало. Это, например, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания, Дания. Сам монарх здесь выполняет в основном представительные функции. Монархия сегодня – это не только дань многовековым традициям, но и не редко достаточно эффективный способ сплочения нации.

2. Республика– другая, более популярная сегодня,чем монархия, форма государственного правления. В республике формальным источником власти является воля народного большинства. Глава государства сменяем. Его власть производна от населения или от представительного органа власти.

Различают республики парламентские и президентские. Главное отличие их состоит в том, кто в конечном счете руководит страной – президент (одно лицо, избранное на данный пост населением страны) или парламент (коллективный орган, также выбираемый населением).

Формы государственного устройства. Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация государства. В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства

1. Унитарное государство – единое государственное образование, разделенное на административно-территориальне единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Для такого государства характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая правовая система. Административно-территориальные единицы, однако, самостоятельны в хозяйственной, социальной и культурной сферах. Унитарными государствами являются, например, Франция, Польша, Португалия.

2. Федерация – союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и т.п.), наделенные определенными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра. Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и республиканской), а также двойной правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего попалатно интересы субъектов федерации и общенациональные интересы в целом. В российском парламенте это Совет федерации и Государственная Дума. Субъект федерации лишен права самостоятельного выхода из состава федерации.

Образование единиц федерации может осуществляться как по административному принципу (США, ФРГ), так и по национальному (Россия, Индия). История показывает, что федеративное устройство государств по национальному принципу часто оказывается весьма неустойчивым. Построенная таким образом федерация способна разрушиться, как только ослабевает власть центра или скрепляющей её идеологии.

3. Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель подобного объединения – проведение единой политики, решение совместных задач в области экономики, обороны, транспорта и т. п. Для проведения согласованной политики создаются совместные органы управления. Однако их решения вступают в силу только после утверждения государствами, входящими в состав конфедерации. Страны такого союза – самостоятельные субъекты международного права.

В современной истории примеров конфедерации немного. Среди них – ОАР (Объединенная Арабская Республика – союз Сирии и Египта, 1958-1961 гг.), Сенегамбия (Сенегал и Гамбия, 1982-1989 гг.) и некоторые другие. Швейцарская конфедерация по существу является федерацией, так как в ведение центральных органов переданы функции обороны, дипломатического представительства и др.

Конфедерация, пожалуй, самая неустойчивая из всех форм государственного устройства в силу слабого характера взаимосвязей и отсутствия сколько-нибудь серьезной ответственности сторон за выход из состава союза.

В последние десятилетия мир переживает тягу к мирному сосуществованию, объединению и интеграции стран не только в военном, но и в тесном политическом и экономическом планах. Так, новая объединенная Европа с такими составляющими, как Совет Европы, Европейская парламентская ассамблея, бестаможенные безвизовые границы, совместные проекты, единая валюта, открывает пути к широчайшему и перспективному сотрудничеству между государствами. Добровольное объединение в рамках такой новой интеграции способствует изживанию фактического неравенства государств, их более быстрому развитию.

Таким образом, государство как механизм организации и осуществления политической власти имеет довольно сложную структуру. Различные элементы, ее составляющие, предназначены для выполнения вполне определенных функций. Их принято разделять на внутренние и внешние. Рассмотрим эти функции.

К внутренним функциям относятся: политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная.

1. Политическая функция связана с осуществлением политической власти, поддержанием порядка в стране, обеспечением политической стабильности, установлением отношений с политическими партиями, профессиональными союзами, другими общественными организациями по вопросам формирования государственных структур, проведения выборных кампаний, регулированием межнациональных отношений. Подавление различных социальных сил, покушающихся на захват политической власти неконституционным путем, либо стремящихся к разрушению определенных структур механизма реализации власти. Несмотря на отмеченную нами тенденцию сужения пределов необходимости реализации государством этой функции, она еще имеет место и, вероятно, в несколько трансформированном виде сохранится и в будущем.

2. Правовая функция охватывает разработку и принятие общегосударственных законов, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения, поведение граждан, осуществление контроля за исполнением законодательных актов и применение мер воздействия к нарушителям законов со стороны государственно-правовых и административных органов.

3. Организаторская функция государства состоит в применении соответствующих рычагов для осуществления властных полномочий, реализации выработанной политики, информационного обеспечения хода и результатов политических мер, формирования и исполнения кадрового корпуса управленцев. Организация исполнения государственных решений всегда была и остается одним из уязвимых в деятельности государственного аппарата. Бюрократизация чиновников, отрыв их от непосредственных нужд людей, работа на себя, как правило, вызывают недовольство населения.

4. Экономическая функция государства выступает стержнем в развитии производительных сил страны, повышении его национального богатства. В современных условиях участия государства в экономике проявляется в формировании бюджета на определенный период, в рациональном распределении кредитов по отраслям и сферам жизнедеятельности общества, в выработке и осуществлении налоговой политики, в использовании экономических стимулов (или санкций) для развития отраслевой экономики, в непосредственном влиянии на развитие транспорта, энергетики, коммунального хозяйства.

5. Социальная функция государства включает удовлетворение потребностей людей в рабочих местах, в обеспечении их жильем, поддержании здоровья населения, осуществлении социальной защиты престарелых, пенсионеров, инвалидов, молодежи, безработных, в развитии системы страхования жизни, здоровья, собственности.

6. Образовательная функция государства заключается в создании и развитии всех видов качественного образования подрастающего поколения и формирования системы повышения квалификации и переподготовки требующихся в процессе трудовой деятельности. Государство формирует систему высших учебных заведений, обеспечивает демократизацию образования, его непрерывность, предоставление людям равных возможностей его получения, может гарантировать последующее трудоустройство специалиста, разрабатывает и реализует научную политику, поддерживают деятельность научных коллективов.

7. Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности. Механизмами государственного воздействия на сферу культуры является соответствующее финансирование учреждений культуры, строительство и предоставление им зданий и помещений, обеспечение льготного налогового обложения, предоставление возможностей для широкого обмена культурными ценностями с творческими коллективами других государств.

Наряду с внутренними функциями государство выполняет еще и ряд внешних функций. Реализация этих функций решает ту же задачу, что и реализация функций внутренних, а именно создание условий для стабильного и уравновешенного развития общества. Однако деятельность государства в этом случае осуществляется, как правило, в направлении других государств.

Внешние функции государства связаны с защитой и неприкосновенностью границ, сохранением целостности территории страны (функции национальной безопасности); с обеспечением политики сдерживания потенциального агрессора, в случае его нападения-отражения агрессии (оборонная функция); с поддержанием и развитием межгосударственных отношений с другими странами (дипломатическая функция). Важное значение имеют также осуществление внешней торговли, координация совместной деятельности с другими государствами в различных сферах (миротворческие акции), участие в блоках, союзах.

Все вышеперечисленные элементы внешней функции государства можно свести к трем важнейшим направлениям:

Во-первых, это защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами. Такая защита осуществляется путем целенаправленного проведения государством своей внешней политики, основанной как на законах этого государства, так и на межгосударственных договорах, имеющих силу закона после ратификации их договаривающимися сторонами. Кроме этого, защита интересов государства осуществляется через его членов в различных международно-политических, экономических, военно-политических и других организациях (НАТО, ЕЭС, ООН, ОАГ и мн.др.). Наконец, защита интересов государства может осуществляться путем использования им собственных военных сил и средств.

Во-вторых, обеспечение военной безопасности государства и общества. В современных условиях это важнейшая функция государства. В течение длительного времени многие государства уделяли пристальное внимание развитию и совершенствованию органов, предназначенных для выполнения этой функции. В результате в государствах были созданы мощные армии, оснащенные современной боевой техникой и средствами массового уничтожения. Возможности этих органов государства сегодня настолько велики, что они уже не адекватны объективно складывающимися условиями взаимодействия государств.

Однако военные возможности открыто противостоявших ранее (а также противостоящих сегодня) государств сами приобрели характер опасности (а точнее сказать, сами стали опасностью) для всей цивилизации. Они как бы оторваны сегодня в определенном отношении от практики межгосударственных взаимодействий.

В-третьих, развитие сотрудничества с другими государствами. Эта функция в современных условиях занимает постепенно ведущее положение в системе внешних функций государства. Ее реализация призвана обеспечить создание благоприятных условий для развития общества. Государство может эффектно выполнять эту функцию, если оно отличается стабильным развитием. Такое развитие определяется эффективностью экономики, уровнем жизни членов общества, наличием определенных демократических прав и свобод в данном государстве.

В этом случае развитие сотрудничества с другими государствами способствует внутренней стабилизации рассматриваемого общества. Если же общество внутренне не стабильно (не располагает эффективно функционирующей экономикой, сложившейся системой государственной власти, переживает потрясение в силу обострения множества социальных конфликтов), то сотрудничество с другими государствами, как правило, не становятся благом для данного государства. Такое государство очень быстро может стать объектом экономической, финансовой (а зачастую и военной) экспансии со стороны других государств. Поэтому можно сказать, что государство должно быть подготовленным для выполнения рассматриваемой функции. В противном случае оно либо не сможет ее выполнять, либо очень скоро окажется в зависимости от своих «партнеров», от которой потом будет очень трудно избавиться.

Рассмотрение сущности, структуры и основных функций современного государства позволяет сделать вывод о том, что последнее представляет собой механизм организации и осуществления политической власти в обществе. Наметившееся изменение исторической роли государства привело к тому, что в его деятельности на первый план выходят функции, направленные, с одной стороны, на «мягкое» регулирование состояния общества на определенных этапах его развития, а с другой - на обеспечение способности к адаптации самого государственного механизма в условиях интенсивного процесса развития общества.

 

 

8.3. Правовое государство и гражданское общество






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных