Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ




Любой метод обучения, пока он существует лишь в нашем представлении, пока мы

анализируем его достоинства и недостатки на бумаге – в учебнике, в конспекте, -

это ещё не метод.

Метод появляется тогда, когда есть мастер. Наилучшим, наиболее эффективным будет тот метод, в который вы вдохнете свой ум, свою живую мысль.

Цель лекции: сформировать понятия о системе методов обучения биологии, дать характеристику отдельным методам обучения и принципам их выбора.

 

План лекции:

Метод – это способ достижения цели, то есть совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели. Учебный метод (по Н.М. Верзилину, В.М. Корсунской) – способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися.

В практике сложились различные методы обучения биологии, которые можно сгруппировать по наиболее существенным общим признакам: источник получения знаний, характер деятельности учителя, характер деятельности учащихся в процессе обучения.

На основе этих признаков выделены три группы методов обучения: словесные (источник знаний - слово), наглядные (источники знаний – слово и наглядность) и практические (источники знаний – слово, объект изучения, практическое обследование предмета).

К группе словесных методов относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция. Здесь деятельность учителя выражается в виде слова, а деятельность учащихся – преимущественно в виде слушания, осмысления, устных и письменных ответов.

Группу наглядных методов представляют демонстрации опытов и наглядных пособий, показ предметов и явлений в натуральном виде или в изображении (рисунок, схема, муляж, модель). Учитель словом организует наблюдение, рассмотрение изучаемого объекта, а ученики, наблюдая, осмысляют его, делают выводы и таким путем приобретают знания.

Группу практических методов в биологии представляют работы с изучаемым объектом или учебником. Их используют во время лабораторных работ на уроке или практических занятиях, на экскурсии, в уголке живой природы, на школьном учебно-опытном участке.

Слово участвует во всех группах методов обучения, но в словесных его функция – это источник знания, в наглядных и практических слово – организатор наблюдения и практической деятельности учеников.

Вариативность методов обучения обеспечивается различными методическими приемами, с помощью которых они осуществляются. Методические приемы – это элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения.

Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская разделили методические приемы на три группы: логические, организационные и технические и соотнесли их по группам методов. Логическими приемами интеллектуальной деятельности являются: сравнение, обобщение, выявление признаков, выводы, постановка проблемы, доказательство. Организационными приемами учитель направляет внимание, восприятие и работу учащихся, к ним относятся: запись плана, ответ по плану, ответ у доски, ответ с места и т.п. К техническим приемам относится использование различного оборудования, подсобных средств и материалов, улучшающих познавательную работу школьников.

Использование разнообразных методических приемов на уроках биологии, особенно в их взаимосочетании, свидетельствует о творческой инициативе и педагогическом мастерстве учителя, то есть служит показателем качества его работы.

Один из первых методистов-биологов, который сделал попытку классифицировать методы обучения, был Б.Е. Райков. В своей классификации (таблица 1). Он хотел показать разнообразие методов и то, как они взаимосочетаются между собой образуя парные комбинации – бинарная номенклатура методов.

Таблица 1. Система методов обучения

Метод  
По характеру восприятия По направлению логического процесса  
А.Иллюстративный (утверждающий) Б.Исследовательский (открывающий)  
I. Словесный Словесно-иллюстративный Словесно-исследовательский
II. Наглядный Наглядно-иллюстративный Наглядно-исследовательский
III. Моторный Моторно-иллюстративный Моторно-исследовательский

В методике продолжается поиск более совершенных методов обучения, ориентированных на развитие личности ученика и его творческих способностей.

55. Многообразие средств обучения биологии как отражение сложности и многоаспектности содержания учебного предмета.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

9.1. Система средств обучения. 9.2. Наглядные пособия по биологии, их виды и классификация.

9.1. СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Средства обучения - разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения. В связи с этим можно выделить три основных вида средств обучения: реальные (натуральные) объекты и процессы, знаковые (изобразительные) заместители реальных объектов и процессов, словесные, или вербальные, средства.

Выделение этих трех видов соответствует концепции теории познания (теории отражения) и стадиям развития мышления. На первой стадии ведущим является наглядно-действенное, практическое мышление, которое осуществляется в конкретной ситуации в процессе непосредственных практических действий с реальными объектами. На второй стадии преобладает наглядно-образное мышление, которое позволяет решать задачи на основе оперирования уже не реальными предметами, а образами восприятий и представлений, накопленными опытом учащихся. На третьей, высшей, стадии ведущая роль в мыслительной деятельности принадлежит отвлеченному, абстрактно-теоретическому мышлению. Оно выступает здесь в форме отвлеченных понятий и рассуждений, в вербальной форме, в форме слова.

Все средства обучения представляют собой те или иные способы выражения фиксации содержания биологии и организации учебно-познавательной деятельности.

Реальные, или натуральные, объекты - это микропрепараты, организмы живые или фиксированные, большие или маленькие и надорганизменные биосистемы (лес, озеро и пр.), с которыми ученики знакомятся непосредственно на уроке или во время экскурсии, используют их и общаются с ними. Реальные свойства изучаемых объектов могут восприниматься не только зрением, но и органами обоняния, слуха, осязания.

Знаковыми, или изобразительными, заменителями реальных объектов и процессов являются таблицы с изображением, например, строения клетки, организмов, экосистем, круговорота веществ и пр. Сюда же относятся схемы, фотографии и материализованные модели разных объектов и процессов, например модель ДНК, модель работы сердца, муляжи ископаемых животных и телевизионные изображения. Как особая группаизобразительных выступают компьютерные мультимедийные (многоканальные) средства обучения.

Словесные, или вербальные, средства - это книга, в том числе учебник, слово учителя, дикторский текст, сопровождающий теле-или кинокадры, программное обеспечение для работы с компьютером (видеокадры, модели, программы действий и контроля за достижениями), тесты и рабочие тетради.

Непосредственное восприятие учащимися реальных объектов или их изображений обеспечивает путь познания в виде наблюдений или практических действий с ними. А восприятие вербальных средств обучения позволяет направить путь познания, проникнуть в сущность изучаемых предметов и явлений, обеспечить эмоциональное и аксиологическое раскрытие учебного содержания. Н. А. Рыков всегда подчеркивал большое значение слова учителя.

Средства обучения, которые фиксируют учебное содержание, обычно используются для реализации принципа наглядности в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Практика работы школы и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается. Эта закономерность уже давно выражена в дидактическом принципе наглядности, в обоснование которого педагоги и методисты-естественники Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.В. Половцов, Б.Е. Райков, Л.В. Занков, С.Г. Шаповаленко внесли существенный вклад.

Я. А. Коменский обосновал "золотое правило дидактики": привлекать к обучению все органы чувств. И. Г. Песталоцци показал важность использования наглядности в развитии формируемых понятий. К.Д.Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи учащихся. В.В. Половцов обосновал роль наглядности в выборе методов обучения. Б.Е.Райков создал первую классификацию средств обучения биологии. Варианты возможных сочетаний слова и наглядности для активизации развития учащихся показал Л.В. Занков1, а С.Г. Шаповаленко2предложил делить средства обучения не по внешним атрибутам, а с учетом их роли в учебном процессе.

Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Однако будущий учитель биологии должен дифференцированно подходить к пониманию термина "наглядность", так как его используют для выражения разных педагогических понятий. Различают такие понятия, как принцип наглядности, наглядность как средство обучения и наглядное пособие.

Термином "наглядность" обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения биологии. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Наглядность как средство обучения предназначена для создания у учащихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие "средство наглядности" (наглядное средство) очень близко по содержанию с понятием "наглядное пособие", но значительно шире по объему. Так, например, опыт по испарению, телепередача, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями.

Наглядные пособия - это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие биологическое содержание изучаемых предметов и явлений - основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование - вспомогательные.

К средствам обучения, помогающим повысить эффективность наглядного обучения, относятся приборы и реактивы, нужные для выполнения практических и демонстрационных работ: увеличительная техника (микроскопы, лупы), лабораторное оборудование (штативы, нагревательные приборы, посуда и др.), препаровочный инструментарий (пинцеты, препаровальные иглы, лупы и пр.), а также различную аппаратуру, называемую техническими средствами обучения (ТСО). Важное место среди них для обучения биологии занимают кинопроектор, диапроектор, эпидиаскоп, кодоскоп, телевизор, компьютер и др. К средствам наглядности относят также звукозаписывающие и воспроизводящие звук приборы (магнитофон, видеотехника и др.)

Среди технических как особую группу часто выделяют аудиовизуальные средства, в том числе средства статической экранной проекции (учебные диафильмы, диапозитивы или слайды, графопособия, кодограммы и др.), динамической (учебное кино,

телевидение), а также звуковые (учебное радио, звукозапись). Все эти аудиовизуальные средства обучения имеют преимущество перед обычными печатными пособиями, так как позволяют показать изучаемые явления и процессы во всех стадиях и в нужной последовательности. Быстрая смена кадров создает впечатление динамичности, но в некоторых случаях изображение (кадр) может быть удержано на экране сколь угодно долго. Использование телевидения для обучения биологии во многом расширило возможности изучения живой природы на уроке в условиях класса. В школах появилась возможность самим делать видеозаписи интересных природных явлений, создавать в кабинете биологии нужную для обучения видеотеку, приобщать к такой работе школьников.

С внедрением в школу обучающих машин - компьютеров, особенно машин высокого уровня, т.е. компьютеров последних поколений с их многоканальными средами воздействий на ученика, принятое разграничение технических средств на основные и вспомогательные потеряло свое значение, так как это техническое средство позволяет учащимся самим манипулировать в объеме обучающих программ, самостоятельно осваивать учебное содержание, иллюстрировать его виртуальными примерами природных явлений и контролировать степень усвоения знаний. К сожалению, пока еще не все школы страны имеют компьютерные классы.

Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но и при других форма обучения биологии.

Все многообразие средств обучения биологии отражено на рис. 9.

1 Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М., 1960.
2 Шаповаленко С.Г. Вопросы теории и практики создания и использования системы учебного оборудования в общеобразовательной школе. - М., 1973.

9.2. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ ПО БИОЛОГИИ,
ИХ ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Средства наглядности на основании их характера и значения в обучении биологии можно разделить на две группы: основные ивспомогательные. Среди основных различают реальные (натуральные), знаковые (изобразительные) и вербальные (словесные) средства, а среди вспомогательных - технические средства обучения (ТСО) и лабораторное оборудование (ЛО).

В свою очередь, натуральные (реальные) наглядные пособия, используемые на уроках биологии, разделяют на живые и неживые, илипрепарированные. Изобразительные (знаковые) делят на плоскостные (рисованные) и объемные.

Натуральные пособия. Натуральными живыми пособиями служат специально подобранные растения (комнатные и принесенные со школьного участка или с экскурсии), животные в аквариумах, инсектариях, террариумах и клетках в уголке живой природы.

К натуральным препарированным пособиям относятся гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, скелеты позвоночных животных и отдельные их части, чучела, раздаточный материал для практических работ и др.

Демонстрация живых растений и животных в качестве раздаточного материала требует заблаговременной их подготовки. Выбор этих объектов определяется программой, местными условиями и требованиями по охране природы. Кроме сбора объектов в природе, растения можно специально высеять на участке, чтобы приготовить раздаточный материал, а вредителей, поселившихся на растениях учебно-опытного участка, собрать для коллекций, для использования в качестве раздаточного материала по зоологии.

При работе с гербариями и коллекциями следует учитывать, что этот материал дает неполное представление о живых организмах. Поэтому его следует использовать в комплексе с другим оборудованием, помогающим понять свойства изучаемых организмов.

Кроме высушенных натуральных объектов - гербариев, коллекций (семян, соцветий, плодов, шишек) - в курсе 6 класса и коллекций насекомых, отдельных частей тела животных (перья, кости, чешуя, раковины) - в курсе 7 класса используют влажные биологические препараты, которые монтируют между двумя стеклянными пластинами и опускают в склянку с консервирующей жидкостью. Приготовленные таким образом влажные препараты позволяют изучить внутреннее и внешнее строение организмов в их натуральных размерах. Среди них можно назвать следующие препараты: "Корни бобового растения с клубеньками", "Развитие лягушки", "Развитие насекомого", "Аскарида", "Внутреннее строение речного рака" и др. С помощью этих препаратов изучают внутреннее строение животных, фазы развития насекомых и др.

Объекты, опущенные в фиксирующую жидкость, часто теряют естественную окраску и в таком случае их используют на уроке в сочетании с другими пособиями, отображающими естественную окраску этих объектов и их местоположение в целостном организме.

Одним из важнейших видов натуральных учебных пособий являются микропрепараты. Они не заменимы в познании клеточного строения организмов, а также других микроскопически малых природных объектов (бактерии, плесневые грибы, споры грибов, мхов и папоротников, пыльца растений, клетки крови и пр.).

Микропрепараты есть постоянные, изготовленные фабричным путем специально для обучения, и временные, приготовленные учителем для урока или на уроке самими школьниками. Постоянные микропрепараты представляют собой тончайшие срезы тканей организмов, их органов. Клетки в большинстве своем не имеют окраски и потому, даже при большом увеличении микроскопа, бывает трудно рассмотреть внутриклеточные структуры, в том числе ядро. В связи с этим клеточные микропрепараты окрашивают специальными красителями для придания им большей наглядности. Учителям обязательно надо предупреждать детей о том, что цвет не является естественным для микроструктур. Чтобы можно было разобраться в изучаемом микропрепарате, его используют в комплексе с изображением - микрофотографией или таблицей. Для этого студией "Диафильм" выпущены серии диапозитивов, представляющих фотографии микропрепаратов по курсу "Растения. Бактерии, Грибы и Лишайники".

Временные препараты так называются потому, что не сохраняются долго. После ознакомления с микрообъектом временный препарат смывается с предметного стекла. Приготовление микропрепарата - один из обязательных видов умений, формируемых в курсе биологии, начиная с 6 класса.

На уроках биологии часто используют коллекции, которые представляют монтаж натуральных объектов, объединенных определенной тематикой. Например, коллекции могут быть использованы при изучении внешнего строения организмов или их частей ("Коллекция плодов и семян", "Представители отрядов насекомых" и др.). Такие коллекции называются морфологическими. Их используют для сравнения объектов, выявления черт схожести и различия. Для изучения роли животных в природе существуют другие учебные коллекции: "Насекомые - опылители луговых растений", "Насекомые - вредители хлебных культур", "Повреждения хвойных деревьев короедами и лубоедами" и т. п. Выяснять взаимосвязи в органическом мире, рассматривать онтогенетическое развитие организмов, прослеживать общебиологические закономерности помогают общебиологические коллекции. Например, "Развитие тутового шелкопряда", "Развитие майского жука", "Защитные приспособления у животных" и др.

Технологические коллекции демонстрируют продукты, получаемые из природных материалов, например, "Каменный уголь и продукты его переработки", "Зерновые культуры и крупы, получаемые из них" и др.

Для изучения строения позвоночных животных на уроках используют препарированные скелеты (рыбы, лягушки, ящерицы, змеи, курицы и кошки) и их отдельные кости. Используются также чучела животных (щука, ящерица, голубь, кролик, суслик и др.). Следует заметить, что чучела животных необходимо содержать в особых коробках или в застекленных шкафах, иначе они быстро приходят в негодность - пересыхают и становятся очень ломкими, покрываются пылью, теряют свою естественную окраску

и форму. Их достают из хранения только для демонстрации на уроке. Существующая практика использовать чучела животных для украшения кабинета не считается удачной.

Многие натуральные материалы необходимы для проведения лабораторно-практических работ во всех курсах биологии с 6 по 11 классы: растения, отдельные их части, ткани, клетки, культуры бактерий, грибы шляпочные и плесневые, водоросли, одноклеточные животные, мелкие домашние животные (хомячки, мыши, рыбки, моллюски, дафнии и др.).

Обеспечить все уроки натуральными объектами не представляется возможным не только потому, что надо бережно относиться к природным ресурсам, но и в связи с тем, что не все можно принести в класс и не все можно увидеть на живых объектах. Раскрытие процессов, закономерностей живой природы требует включения в учебный процесс специально разработанных изобразительных пособий. Они выполняют большую и очень важную роль.

Изобразительные пособия отличаются очень большим разнообразием. К ним относятся объемные - муляжи и модели; рисованные - таблицы (рисованные и монтировочные), географические карты, репродукции картин, портреты ученых, дидактический раздаточный материал.

Муляжи - это пособия, которые точно копируют натуральные объекты. Фабрично изготовлены следующие муляжи: "Набор плодов гибридных и полиплоидных растений с исходными формами", "Плодовые тела шляпочных грибов" и др. Они показывают форму, размеры, окраску природных объектов. Их используют в тех случаях, когда нет возможности применить натуральный объект или натуральный объект по какой-либо причине не дает учащимся полного представления о нем.

Модели являются изображениями натуральных объектов, но они не копируют объект, а представляют его самые главные свойства в схематизированном виде.

Модели могут быть плоскостные и объемные, статические и динамические, например плоскостная модель, демонстрирующая работу клапанов сердца, или аппликативная модель внутреннего строения жука. Объемная модель сердца фабричного изготовления дает возможность детально ознакомиться с особенностями его внешнего и внутреннего строения. Многие статические модели разбираются. Это позволяет изучать внешнее и внутреннее строение органа (например, модели строения цветка, глаза, уха, почки человека и др.)

Динамические модели, как правило, знакомят с процессами, протекающими в организме. К ним относятся магнитные модели "Биосинтез белков", "Законы Менделя", "Цикл размножения мха", "Модель биогеоценоза" и др. Наиболее часто в обучении биологии используютсятаблицы. Они могут быть рельефными и печатными.

Рельефные таблицы - красочные изображения животных, представляющие барельефы из пластика. Неглубоким рельефом выделены контуры организма, системы органов, части органа. Такие таблицы долговечны, легко моются, но для их хранения нужно значительно больше места, нежели для печатных таблиц.

На уроках биологии используют карты: зоогеографические, карты растительности, охраняемых территорий, экологические карты региона и др. Их применяют для ознакомления учащихся с районами распространения определенных объектов, при изучении вопросов охраны природы. Использование карт в учебном процессе связано с проблемой их размещения в кабинете.

В целях эстетического воспитания учащихся на уроках биологии необходимо использовать репродукции картин. Этот вид оборудования, к сожалению, учитель применяет не часто. На уроках используются портреты выдающихся ученых-биологов, нередко такие портреты украшают кабинет биологии.

Из вербальных средств на уроках биологии часто используется дидактический материал. Этот вид учебного оборудования представляет собой печатное пособие, по которому учащиеся самостоятельно выполняют задания преподавателя. Многие издательства выпускают специальные пособия, содержащие разного рода карточки-задания для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома, например "Дидактические карточки по курсу биологии 6 класса", их материал полностью соответствует содержанию программы и учебника. Карточки-задания, различные тесты, рабочие тетради помогают учителю осуществить дифференцированный подход в обучении на уроках биологии.

Использование дидактического материала положительно влияет на эффективность усвоения учебного содержания, способствует повышению интереса к биологии и экономит время на проведение самостоятельных работ.

Как правило, школы испытывают потребность в изобразительных пособиях. В этих случаях учитель привлекает хорошо рисующих школьников для создания пособий по рисункам из книг. Н. М. Верзилин и В. М. Корсунская в книге "Общая методика обучения биологии" предлагают два способа изготовления таблиц методами копирования рисунков из книг: "На рисунок в книге слегка наносят карандашом сетку из квадратов. Чем сложнее рисунок, тем мельче делают квадраты. Для сохранения книги рисунок покрывают пергаментной прозрачной бумагой, на которой и чертят сетку. Такую же сетку с таким же количеством квадратов, но увеличенного размера намечают на большой лист бумаги, на который постепенно, из клетки в клетку, перерисовывают сначала общие контуры, а затем и детали. Другой способ еще проще. Рисунок проектируется эпидиаскопом на большой лист белой бумаги, прикрепленной к доске (стене). Изображение обводят карандашом и раскрашивают рисунок красками, тушью.

Такими способами возможно воспроизвести рисунки при любом увеличении, причем соразмерность будет правильной".

Не только таблицы, но и модели, муляжи могут изготавливать сами учащиеся. В школах почти весь гербарный материал, коллекции собраны и хорошо оформлены учениками. Особенно интересными являются изготовленные учащимися раздаточные материалы к разным урокам.

Все названные виды наглядных пособий широко используются в школе. С их помощью в учебно-воспитательном процессе раскрываются основные понятия биологии. Поэтому такие средства наглядности считаются основными.

Важными для уроков биологии являются вспомогательные средства обучения, в том числе различные приборы. Изучать микропрепараты невозможно без микроскопа. Хорошо, если в школе имеются микроскопы разных конструкций и степеней увеличения (монокулярные и бинокулярные). Приборы используют для ознакомления с методами биологических исследований, для проведения опытов по физиологии организмов. Так, с помощью приборов можно показать всасывание воды корнем, газообмен в процессе дыхания, механизм вдоха и выдоха и др.

На многих уроках используются разные технические средства обучения: кинопроектор, эпидиаскоп и др. Школьники их не изучают, но применение такой техники позволяет раздвинуть рамки наглядности через показ природных объектов средствами кино, слайдов, диафильмов, телевидения и пр.

По ряду тем бывают нужны определенные химические вещества, например йод - для окрашивания микропрепаратов и постановки опытов; свежая известковая вода - для демонстрации опытов по изучению газообмена; пероксид водорода - для выявления фермента каталазы в живых клетках растений и животных; удобрительные смеси - для подкормки растений уголка живой природы; некоторые ферменты - для опытов по пищеварению в курсе "Человек". Нужны также: физиологический раствор, марганцовокислый калий, глюкоза, крахмал, растительное масло, едкий натр, раствор медного купороса, соль поваренная, мука - для проведения опытов и лабораторных работ.

Приборы, химические реактивы, технические средства обучения обеспечивают более эффективную демонстрацию изучаемых предметов и процессов, но сами они, исключая микроскоп и лупу, не являются предметом изучения, так как выполняют вспомогательную роль в обучении биологии. Такие средства обучения можно назвать вспомогательными. Впервые в методике естествознания систематизированная характеристика наглядных пособий дана В. В. Половцовым в 1907 г. Он называет: "расходные коллекции" (т.е. раздаточный материал), модели, таблицы и рисунки на доске, сделанные учителем. Усложнение содержания школьного предмета, стремление учителей активизировать учебно-воспитательный процесс привели к расширению перечня учебных пособий. С этим связана необходимость их систематизации и классификации.

Так, Б.Е. Райков все многообразие учебных пособий делил на три группы: 1. Натуральные наглядные пособия; 2. Искусственные пособия; 3. Лабораторное оборудование. Обсуждая вопрос об учебных пособиях, так Райков называл средства обучения, он в специальной главе1достаточно подробно, с использованием хороших иллюстраций характеризует многие учебные средства для начинающего учителя. В учебных книгах по методике обучения биологии, изданных позже, раздел о средствах обучения отсутствует, а характеристика наглядных пособий дается при описании кабинета биологии. Таким образом, понятие "наглядные пособия" фактически переводится из категории "средства обучения" в категорию "материальная база обучения". В данном учебном пособии, как у В. В. Половцова и Б.Е. Райкова, материалы о наглядных средствах обучения представлены в особой главе.

Главное назначение наглядных пособий В.В. Половцов и Б.Е.Райков видели в их способности реализовать принцип наглядности в обучении и познакомить школьников с методами научного исследования. В середине 20-х годов XX в. С.А. Павлович и В.А. Герд отмечали разную роль наглядных пособий в изложении нового материала и проверке знаний и предлагали на этом основании делить наглядные пособия на две функциональные группы. С. А. Павлович создал целую систему самодельных наглядных пособий и обучал этому преподавателей. Многие из его "самоделок" легли в основу изготовления наглядных пособий фабричным способом.

В середине 50-х годов основные усилия методистов были направлены на доказательство целесообразности комплексного использования наглядных пособий для активизации учебно-воспитательного процесса. Разработка этого вопроса значительно обогатила теорию и практику системы средств обучения биологии. С.А.Павлович, И.В.Козырь, П.И. Боровицкий, Н.М.Верзилин, Н.А.Рыков, М.Я.Цузмер создали очень много интересных пособий по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека, которые входят в обязательный перечень оборудования для школы. В теории средств обучения этими учеными была сформулирована главная идея - при обучении биологии преимущественное место среди наглядных пособий должны занимать натуральные наглядные пособия.

С развитием и совершенствованием проекционной техники в 70-х годах в школу входят экранные средства обучения. Н. М. Пожарицкая, Н.А. Пугал, А.М. Розенштейн и И.М. Машаров разработали методику их применения на уроке, во внеурочной работе, на внеклассных занятиях. Особое внимание уделяется комплексному применению различных средств наглядности.

В 80-е годы в школу стали внедряться обучающие машины, появились первые компьютерные классы (например, в Екатеринбурге - класс В.Ф. Шелоховича). Вводятся информатизационные средства обучения, а на пороге новые - мультимедийные средства наглядности, весьма перспективные для обучения биологии в школе.

Вопросы для самопроверки. На какие группы делят средства обучения?

Какие виды наглядности называют основными?

Какие виды наглядности называют вспомогательными?

Укажите различие между понятиями - принцип наглядности, средство наглядности и наглядное пособие.

В какую группу средств обучения входит учебник?

Какие виды реальной наглядности применяются в обучении биологии?

Какие аудиовизуальные средства применяются в обучении биологии?

Почему средства наглядности имеют большое значение для обучения биологии?

Почему методика обучения биологии придает такое большое значение живым средствам наглядности?

Зачем нужны изобразительные средства наглядности при обучении биологии?

56. Материальная база обучения биологии.

Большая часть учебной деятельности по овладению школьной программой по биологии связана с кабинетом биологии. Школьный кабинет биологии - особое учебное подразделение школы, оснащенное учебным оборудованием, которое содействует активной познавательной деятельности учащихся на уроках, во внеурочной, внеклассной работе по предмету "Биология". Кабинет биологии - это специально оборудованное помещение для организации учебно-воспитательного процесса по биологии. Первые кабинеты естествознания представляли собой музей, в котором хранились гербарии растений и чучела животных в застекленных шкафах. Позднее с внедрением экспериментальных методов кабинет становится классом-лабораторией. Появились стеклянная и фарфоровая посуда, микроскопы, были выделены комнаты для живых растений и мелких животных (уголок живой природы). Наряду с таблицами использовали "волшебный фонарь", а затем и кинопроектор. В середине 50-х годов XX в. при переходе школы на кабинетную систему по всем дисциплинам кабинет биологии в основных чертах сохранился как класс-лаборатория в сочетании с подсобным помещением для размещения и хранения оборудования: наглядных пособий, аппаратуры, инструментария, библиотечки.. В кабинете биологии осуществляется процесс обучения, воспитания и развития учеников, для чего предусмотрено особое оборудование. Удобные рабочие столы и стулья, которые при проведении групповых практических работ можно сдвигать вместе. Большая и хорошо освещенная классная учебная доска, мел и смоченная губка для протирки доски всегда должны быть на месте. Стол учителя и доска используются для демонстрации наглядных пособий на уроке. На стене (или доске) размещают экран (в свернутом виде - над доской), сбоку на высокой подставке - телевизор, а в глубине кабинета на специальной тумбе - кинопроектор.

В кабинете должен быть водопровод с раковиной. Вода нужна постоянно для практических работ, демонстраций, для ухода за растениями и животными. При отсутствии водопровода воду держат в больших сосудах, ведре или пластиковых бутылях.

Кабинет, как правило, оснащен небольшой библиотекой. В кабинете биологии находится система наглядных пособий:

- натуральные объекты (комнатные растения, гербарии, мелкие живые животные, коллекции, чучела, скелеты, влажные препараты, микропрепараты и пр.); - изображения натуральных объектов (таблицы, схемы, рисунки, модели, фотографии, слайды, диафильмы, видеокассеты и пр.); - раздаточный материал и дидактические карточки; - приборы и приспособления для демонстрации технических средств (кинопроектор, телевизор, эпидиаскоп, компьютер и пр.); - лабораторное оборудование: лупы, микроскопы, посуда и инструментарий для лабораторных работ (пинцеты, препаровальные иглы, предметные, покровные и часовые стекла, пробирки, пипетки и пр.) и для практических работ в природе и кабинете (гербарные папки, копалки, лопаты, секаторы и пр.); - химические вещества; - небольшая аптечка для оказания первой помощи. Так же имеет место быть учебно-опытный участок находящийся на территории двора школы, на котором дети могут знакомиться с разными растениями и насекомыми, изучать их и ухаживать.

40. Организация и применение пришкольного учебно опытного участка.

В практике обучения биологии школьному учебно-опытному участку отводится особая роль. Здесь школьники знакомятся с садовыми и огородными растениями, полевыми и техническими культурами, сорняками, вредителями, овладевают умениями и навыками по уходу за растениями. С этой целью предусматриваются делянки для отдельных культур в открытом грунте, парники и теплицы для растений закрытого грунта.

Важной задачей является ознакомление школьников с культурными растениями и сельскохозяйственными процессами. Для этого на участке выращивают коллекции разных культурных растений и производят опыты по повышению урожайности, выявлению оптимальных условий выращивания, интродукции, сортоиспытанию и др.

На школьном участке рекомендуется выращивать растения, изучаемые по программе предмета "Биология".

Учащиеся, работая на участке, закрепляют свои знания о развитии растений, получают представления о главных агрономических приемах возделывания культурных растений и навыки работы с ними в определенной системе, по определенному плану.

Учебно-исследовательская деятельность с живыми объектами на пришкольном участке обеспечивает формирование нравственных качеств учащихся, воспитание любви и бережного отношения к природе; уважения к трудовой деятельности. Длительные и разнообразные работы способствуют формированию такого волевого качества, как стремление довести опыт до конца, вовремя произвести наблюдения и зафиксировать их. На участке проводят уроки и экскурсии по ботанике, зоологии и общей биологии для 6-11 классов. Кроме того, здесь осуществляют внеурочную деятельность, внеклассные занятия, юннатскую, природоохранительную и опытническую работы. Результаты постановки опытов и выращивания коллекции растений в течение осени, весны и лета используют для заготовки демонстрационного и раздаточного материалов для уроков, лабораторных работ и кружков юннатов.

На участке могут организовываться общешкольные внеклассные мероприятия ("Праздник урожая", "День сада", "День птиц"), выставки, экскурсии для младших школьников, для родителей, проводиться конкурсы и т. п. Такое многостороннее использование учебно-опытного участка требует соответствующего подбора и расположения посадок и посевов растений. В связи с этим в структуре школьного участка должны быть определенные сектора и делянки, парники и теплица. Правильная организация различных видов деятельности на учебно-опытном участке способствует: - совершенствованию биологических знаний и умений по их применению на практике; - формированию умений и навыков по выращиванию культурных растений с учетом биологически обоснованной агротехники; - развитию знаний и умений по экспериментированию над растениями и животными; - совершенствованию умений: наблюдать биологические явления, устанавливать фенологические фазы, описывать их, фиксировать наблюдения, сравнивать опытные и контрольные объекты, формулировать доказательные выводы на основе применения простейших расчетов, формировать умения интерпретировать полученные данные в зависимости от состояния погоды и от изменения условий эксперимента; - формированию и совершенствованию умений использовать приборы для фиксации погодных явлений и состояния растений.

В опытническом отделе располагают делянки для типовых опытов на полевых и овощных культурах с соблюдением всех норм и требований к растениеводческим опытам сортоиспытания для определения влияния внешней среды или по другой тематике. Основная работа на учебно-опытном участке осуществляется в весенний и осенний периоды. Для работы на участке создаются бригады из 4-5 школьников. На каждом отделе учебно-опытного участка дети заняты одинаковыми видами деятельности: обрабатывают почву, выращивают коллекции.

41. Применение инновационных технологий обучения на уроках биологии.

Инновационные технологии сегодня завоевывают все большее признание и применяются в преподавании различных предметов в школе. Педагоги внедряют в практику такие инновационные технологии, как технологии дифференциации и индивидуализации, технологии проблемного обучения, проектные технологии, интерактивные и информационные технологии. Инновационные технологии в преподавании биологии включают в себя применение компьютера. Урок с применением ИКТ(информационно компьютерные технологии) и мультимедийных технологий – это качественно новый тип урока. Учитывая специфику преподавания предмета биологии, психологические и возрастные особенности школьников, на уроке должно присутствовать большое количество наглядности. Как правило, использование плакатов и таблиц с иллюстративным материалом уже неактуально, поэтому наличие компьютерных программ является очень большим подспорьем для педагога при подготовке и проведении современных, нестандартных и интересных уроков биологии.

Обычно учебные презентации, интерактивные рисунки, видеофильмы, анимации, компьютерные тесты позволяют учащимся быстро и непринужденно усвоить материал. Применение информационных и коммуникационных технологий обеспечивает: - быстроту получения необходимой информации; - проведение качественно нового, динамичного и информативного, типа урока; - широкий спектр наглядных пособий; - повышение интереса к предмету; - качественную проверку знаний при помощи тренажеров; - ускорение учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию педагога с учащимися.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Вместо наглядных пособий можно использовать анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации. Часто в практической деятельности учащихся встречается необходимость некоторые наглядные пособия показать не сразу, а в определенный момент - компьютер позволяет выполнить видеоряд эффективно и в самый важный для учителя момент. При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Компьютер дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

57. Учебник биологии - главный компонент комплекса средств обучения, его роль и функции в учебном процессе.

1.3.Научно-методическое обеспечение школьного предмета ( биология). учебник

 

Современный учебник биологии.

1. Учебник – понятие. История учебника

2. Функции учебника

3. Содержание образования и учебник

4. Модель учебника биологии

 

История учебника

начинается в глубокой древности. Шумерийские глиняные таблички с учебными текстами насчитывают 4,5 тыс. лет. В античном мире некоторые сочинения древних авторов содержали систему знаний и использовались в качестве учебных книг

 

Так, «Начала» Евклида (ок. 300 до н. э.) служили учебником геометрии много веков (до кон. 19 в. насчитывалось 2500 печатных изданий «Начал» в разных странах). В средние века для обучения использовались богослужебные книги («Псалтырь», и др.), комментированные труды философов и др.

 

Роль и значение учебника как массового средства обучения, реализующего основные принципы дидактики, обосновал Я. А. Каменский. Созданный им учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658) стал образцом для создателей учебников в течение многих лет

 

Введение новых учебных планов, отказ от единообразия, переход к вариативному обучению, применение более совершенных методов, форм организации и средств обучения - все это требует создания учебников нового типа.

Современный учебник по биологии должен придерживаться основных норм и требований стандарта и в структуре, и в содержании, и в методическом плане.

 

Ранее в дидактике господствовали установки на сообщение учащимся известных знаний, а деятельность учащихся при этом сводилась к восприятию, осмыслению, запоминанию и воспроизведению заученного материала, что и было отражено в учебниках.

 

В методическом аппарате господствовали вопросы, требующие от учеников простого воспроизведения текста, не побуждающие к самостоятельному творческому поиску.

 

Теперь учебник является компонентом процесса обучения, способствующим развитию самостоятельной деятельности учащихся. Он применяется не только для закрепления полученных знаний, но и в большей степени служит непосредственным источником знаний, которыми учащиеся должны овладевать самостоятельно. В связи с этим, учебник должен способствовать:

получению информации; стимуляции и мотивации учебных действий; самообразованию и т.п.

 

В психолого-педагогических исследованиях по проблеме учебников называется от 15-ти до 25-ти функций учебника. Одной из основных функций учебника является помощь учителю в:

представлении конкретного содержания материала, обозначенного в стандарте и программах по биологии,

-установление взаимосвязи между основными понятиями, выявление последовательности и глубины раскрытия содержания,

-определение примерной дозировки материала на урок

 

Педагогические функции учебника(Д.Д. Зуев ):

Трансформационная — предполагает наличие в учебнике объема знаний, преобразованных с учетом: дидактических требований ,

связи обучения с жизнью, с практикой,

 

а также возрастных и иных особенностей учащихся,

 

необходимости активизации их эмоциональной сферы.

Систематизирующая — обеспечивает строгую последовательность учебного материала, способствует овладению приемами научной систематизации.

 

Закрепления и самоконтроля — помогает учащимся самостоятельно восполнить пробелы в знаниях, прочно усваивать обязательный учебный материал.

 

Самообразования — помогает формировать у учащихся желание и умение самостоятельно приобретать (добывать) знания, развивать у них потребность в познании.

 

Интегрирующая — учит отбирать, связывать в единое целое знания, приобретенные учащимися в различных видах деятельности из различных источников знаний.

 

Координирующая — способствует наиболее эффективному, функционально точному использованию всех средств обучения, а также усвоению дополнительных сведений, относящихся к предмету изучения и получаемых учащимися при помощи внеучебных средств массовой информации.

 

Воспитательная — содействует активному формированию важнейших черт гармонично развитой личности: патриотизма, гражданского долга и т.д.

 

В воспитательной функции, как в фокусе, наиболее ярко и полно сосредоточивается специфика современного учебника, хотя совершенно очевидно, что при этом каждая из перечисленных функций несет определенную воспитательную нагрузку.

 

Очевидно также и то, что педагогические функции должны выступать в каждом учебнике в единстве, в комплексе

 

В педагогических функциях школьного учебника наиболее полно и последовательно реализуются образовательные, воспитательные и развивающие задачи обучения.

 

Учебник - это учебная книга, содержащая систематическое изложение определенного объема знаний (в соответствии со стандартом), отражающих современный уровень достижений науки и производства, предназначенный для обязательного усвоения учащимися [Зверев Д.Д.].

 

С одной стороны, учебник является для подавляющей массы учащихся важнейшим источником знаний, носителем содержания образования.

В учебнике формулируются и раскрываются как фундаментальные научные понятия, обусловленные школьной программой, так и виды познавательной деятельности, определяется объем знаний, предназначенных для изучения в школе.

 

С другой стороны, учебник (учебная книга) является важнейшим средством обучения.

 

И как средство обучения он призван помочь учащемуся усвоить основы наук, объем которых обусловлен школьной программой, выработать в процессе учения навыки самостоятельного творческого мышления, умение ориентироваться в предмете, искать и находить необходимую информацию. Именно в качестве средства обучения выступает учебник как «...методическое пособие для учителя», «как ядро... учебного процесса»

 

Являясь средством обучения, учебник обладает вполне определенной материальной книжной формой, которая в значительно большей степени, чем в любой другой книге, связана с содержанием, с процессом усвоения этого содержания, результатом усвоения.

Эта форма, выраженная в сложной структуре школьного учебника, каждый компонент которого должен нести свою, ему присущую функциональную нагрузку, предъявляет специфические требования к конструкторам учебника:

 

требования к конструкторам учебника (ведущему редактору, художнику, техническому и художественному редакторам, призванным реализовать содержательные идеи в конкретной книге, системе книг, в общей системе средств обучения):

 

Издательства обязаны соблюдать санитарные и полиграфические требования к оформлению учебника

 

Основным критерием оценки учебника является его соответствие базисному инвариантному учебному плану или вариативным региональным учебным планам, а также Государственному образовательному стандарту

 

Рассмотрим каждый из элементов содержания, способы их усвоения, способы их сочетания и формы воплощения в учебнике, чтобы стали ясны практические выводы о составных элементах учебника и способах их выражения в нем

 

Первым элементом содержания образования являются знания, которым в учебнике больше всего уделяется внимания.

При всем том, что знания неоднородны по своему характеру и могут быть подразделены на разные группы, общее для их усвоения состоит в том, что должно быть организовано восприятие и осмысление информации, присваиваемой обучаемым и становящейся его знаниями.

Процессу восприятия, осмысления и фиксации в памяти знаний обучаемого сопутствуют разные средства — словесные, наглядные, практические.

 

Следовательно, знания в учебнике могут быть переданы словесным текстом и разного рода наглядными средствами (картины, схемы, графики и т. д.), но во всех случаях они составляют его информационную часть. Поэтому собственно текстовая часть не сводится к словесной информации, но включает и наглядную информацию и информацию во внетекстовой части.

 

Второй элемент содержания — опыт осуществления способов деятельности.

 

реализуется путем воспроизведения этих способов, переходящих в умения и навыки. При всех возможных различиях между группами умений они могут быть описаны в виде систем действий, поддающихся воспроизведению. Само описание этих систем входит в информационную часть учебника, а организация их усвоения реализуется в форме вопросов, заданий; упражнений и т. д., требующих воспроизведения.

Третий элемент учебника обусловлен третьей целью обучения — воспитанием творческих возможностей учащихся.

Усвоение готовых знаний, как и формирование навыков и умений по образцу, не обеспечивает развитие творческих потенций.

проблемные задания развивают творческие способности

Четвертый элемент учебника соответствует четвертой цели обучения — приобретению опыта эмоционального отношения к действительности.

Этой цели отвечает особый вид содержания — система норм отношения к миру, к деятельности, к людям — словом, система ценностных ориентиров.

Он характеризуется тем, что предполагает усвоение эмоционального опыта, накопленного обществом, эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Вместе с тем важно помнить, что эмоции, чувства всегда обращены на какое-то содержание, они всегда в этом смысле предметны.

 

Предметным содержанием для них являются все три предшествующих элемента: знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности.

 

Реализация целей обучения (компонентов содержания образования) в учебнике биологии

компоненты учебника биологии :

ТЕКСТЫ: основной (ведущий), дополнительный (документальный, хрестоматийный материал, необязательный), пояснительный (примечания, словари, алфавит);

НЕТЕКСТОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ: аппарат организации усвоения (вопросы, задания, таблицы, библиография), иллюстрации, аппарат ориентировки (введение, оглавление).

 

МОДЕЛЬ ТИПОЛОГИЗИРОВАННОЙ СТРУКТУРЫ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА БИОЛОГИИ.

схема

1. Сделайте вывод о соответствии учебника содержанию авторской программе.

2. Проанализируйте аппарат ориентировки, дайте оценку статье как пользоваться учебником, оглавлению, шрифтовым и цветовым выделениям, символам, библиографии, колонтитулу, укажите на наличие рубрик и их периодичность

3. Проанализируйте основные, дополнительные и пояснительные тексты учебника.

4. Достоинства и недостатки учебника в формировании понятий.

5. Оцените иллюстративный материал (схемы, сюжетные рисунки, диаграммы, графики, инструктивные рисунки). Его педагогическую направленность и целесообразность: дополняет ли текст, заменяет ли изложение материала, иллюстрирует ли изложение материала.

6. Охарактеризуйте аппарат организации усвоения учебного материала, отметьте соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов, специфику заданий.

7. Как в учебнике воплощаются компоненты содержания образования (информационный, репродуктивный, творческий, эмоционально-ценностный)?

8. В чем вы видите основные недостатки и достоинства данного учебника

58. Важные особенности и тенденции развития современного урока биологии; его отличия от традиционного урока.

Очень важный цикл предметов в рамках школьной программы - естественнонаучный. Ведь именно он дает представление о природе, ее явлениях, живых существах, их взаимосвязи с человеком. География, биология, физика и химия - та основа, которая позволяет детям войти в жизнь, начать разбираться в происходящих вокруг вещах, ориентироваться в них и управлять ими. Биология всегда вводилась в школьный курс с 6 класса, однако по требованиям современных образовательных стандартов теперь данная дисциплина является обязательной к изучению с пятой ступени обучения. Рассмотрим, какие же требования к подготовке урока выдвигаются теперь, какая роль отводится учителю, как должен выглядеть современный план урока по биологии.

Ведение биологии в рамках школьной программы. Данная дисциплина является самой древней из всех известных наук. Со времен появления человека ему сразу было интересно все то, что его окружает. Как устроены живые организмы? Почему происходят те или иные явления? Каково строение его собственного организма? Каково многообразие окружающей его природы? На все эти вопросы дает ответ урок биологии. Именно эта форма обучения является основной, так как позволяет за отведенное количество времени усвоить максимально возможный объем информации учащимся. На данный момент времени для изучения этого предмета отводится семь лет - с пятого по одиннадцатый класс включительно. Естественно, что за это время ребенок получает весь комплекс естественнонаучных знаний, которые входят в предмет и объект биологии.

Главный критерий урока.Самым главным критерием успешности проводимого урока является разнообразие форм работы на нем, грамотное и четкое построение его структуры. При соблюдении данных требований наблюдается максимально эффективный результат. Главная цель - возбудить у детей интерес к изучаемому предмету и стимулировать их желание познавать самостоятельно как можно больше. Именно поэтому современный урок биологии - это совместная деятельность учителя и ученика, построенная на принципах демократизма. При этом не столь важно, учащиеся ли это 5-го класса или 11-го - цель и суть урока от этого не меняются. Активные формы работы, разнообразные приемы и использование новых методов - все это должно использоваться учителем на любой ступени обучения данному предмету. Уроки биологии: виды. Для того чтобы более удачно реализовать внедрение новых стандартов в построение уроков, а также для того чтобы увеличить эффективность занятий, следует использовать различные виды уроков биологии. Всего их можно выделить 15 основных: беседа; проблемный урок; комбинированный урок; экскурсия; лекция; семинар; ролевая игра; зачет; кино-урок; урок с использованием Интернет-ресурсов; лабораторная работа; обобщающий урок; зачет; контрольно-проверяющий урок; конференция. Однако существуют и другие виды, которые некоторыми учителями создаются самостоятельно и успешно внедряются. Все зависит от личности педагога и его креативности, нацеленности на результат, отношения к предмету. Очевидно, что с каждой ступенью обучения должны усложняться и виды уроков. Так, в пятом классе сложно провести урок-лекцию или конференцию, семинар. А вот ролевая игра или лабораторная работа, экскурсия вызовет у детей бурный ажиотаж и оживление, что поможет стимулировать рост интереса к предмету. Для старшего звена, напротив, лучше выбирать более взрослые и серьезные формы проведения занятий, что позволит им подготовиться к студенческим лекциям. Однако и про легкие виды забывать не стоит, иначе есть риск потерять расположение и интерес ребят к предмету. Используемые методы. Методы урока биологии иногда называют еще формами. Они достаточно разнообразны и направлены на достижение той или иной цели. Рассмотрим, какие же они бывают: Метод проектов подразумевает работу не только в течение урока, но и, возможно, всего учебного года. Работа может вестись как индивидуальная, так и групповая. Главная цель - исследование какой-либо проблемы, объекта с получением конкретного результата в итоге. Фронтальный метод работы подразумевает управление всем классом и одновременное общение со всеми детьми (например, при объяснении части новой темы или раскрытии какого-то понятия). Индивидуальная форма - задания подбираются с учетом активности и личностных особенностей каждого учащегося. Коллективная работа в основе своей имеет слаженное взаимодействие всех членов урока: учитель - ученик - ученик. Это можно осуществить, например, при проведении экскурсии или лабораторной работы. Групповая форма подразумевает разделение учащихся на отдельные "островки", каждый из которых занимается изучением той или иной проблемы. Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) - важная часть методики урока любого современного учителя. Энергосберегающие технологии. План урока биологии по ФГОС, составленный с комбинацией обозначенных методов и видов работы, будет обязательно успешным в реализации. Современные программы по биологии. Сегодня есть несколько авторов, которым отдается предпочтение при выборе учебника биологии для урока. Среди них следующие: А. И. Никишов; В. В. Пасечник; И. Н. Пономарева; Н. И. Сонин; Д. И. Трайтак и Н. Д. Андреева; Л. Н. Сухорукова и другие. Каждый из авторов составляет не просто учебник, но и целый комплект пособий к нему. Это:

рабочие тетради для учащихся; дневник наблюдений (не у всех); методическое пособие для учителя; рабочая программа и поурочное планирование на год. Какого автора выбрать, чью линию развивать, выбирает сам учитель совместно с дирекцией школы.

Важно, чтобы выбранная программа по биологии была актуальна на протяжении всех ступеней обучения, чтобы не нарушалась преемственность и целостность восприятия материала. Технологическая карта урока: составление Сегодня приняты и активно вводятся в исполнение новые ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты). Согласно им план урока по биологии представляет собой технологическую карту, в которой расписываются все основные этапы и ход занятия. Как ее составить? Для этого следует скомпоновать таблицу, в которой будут отражены следующие пункты: Тема урока. Цель занятия. Планируемый результат, в котором следует расписать предметные умения в одной колонке и УУД (универсальные учебные действия) - в другой. Основные понятия данной темы. Организация пространства, которая включает в себя три составляющие (колонки): межпредметные связи, формы работы, ресурсы. Этапы урока, на которых четко расписана деятельность учителя, а также работа учащихся в трех направлениях: познавательная, коммуникативная, регулятивная. План урока по биологии должен включать следующие этапы конструкционного построения занятия: организационный момент, включающий обозначение темы и ее актуальность; целеполагание; первичное усвоение и применение знаний, осмысление; итоги занятия; рефлексия; домашнее задание. Именно такое построение считается полным, отражающим всю деятельность учителя и учащихся, применяемые методы и виды работы, результаты, объем материала. План-конспект урока по биологии, составленный в соответствии с требованиями ФГОС, подразумевает ориентацию на деятельностный и личностно-ориентированный подход к обучению. Анализ результатов урока Для того чтобы понять, насколько успешно ведется работа по выбранной линии и в соответствии с ФГОС, существует анализ урока биологии. Он позволяет выявить достоинства и недостатки, слабые места, сильные стороны. В результате можно скорректировать занятия и улучшить их эффективность, повысить качество обучения. Формы анализа могут быть разные. Например: самоанализ; комплексный анализ; методический разбор и прочие. Выбирать следует в зависимости от целей, с которыми проводится это мероприятие. Современный учитель биологии Большие требования на всех ступенях обучения предъявляются именно к педагогу. С точки зрения ФГОС, нынешний учитель биологии должен в совершенстве владеть профессиональными компетенциями. Кроме того, на определенном уровне должны быть и его личностные качества. Психологический портрет педагога также подлежит рассмотрению с точки зрения ФГОС. Рассмотрим подробнее, какие именно компетенции и черты входят в состав личности учителя.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных