Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 3.6. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды




Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды связана с обострением проблемы экологической безопасности.

Окружающая среда обладает ассимилирующей способностью, т.е. поглощать загрязнения и отходы без ущерба для экологических систем. Однако возможности природы в самоочищении и самовосстановлении небезграничны. С возрастанием объемов выбросов, особенно высокотоксичных веществ, и их концентрации увеличивается ущерб, наносимый окружающей среде. Происходит экологическая деградация окружающей среды и биосферы. Все это может привести к непредсказуемым последствиям и угрожать существованию человека как вида.

Острота и необходимость решения экологических проблем, которые во все большей степени приобретают глобальный характер, осознаны практически во всех странах мира. Практически во всех развитых странах мира появились центральные органы, осуществляющие руководство природоохранной политикой в национальном масштабе. Получила развитие законодательная деятельность в области охраны окружающей среды.

В соответствии с концепцией устойчивого (самоподдерживающегося, допустимого) развития, отраженной в документах Конференции ООН (1992г.) устранение сложившихся противоречий между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности в рамках стабильного социально-экономического развития требуется постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. Этого можно достичь только усилиями всего человечества, но начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно.

В апреле 1996 года Президент РФ подписал Указ №440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды обусловлена и тем, что невозможно решить данную проблему только за счет рыночных механизмов. Рыночная система эффективна при использовании и распределении ресурсов, имеющих денежную оценку, и дает сбои при использовании ресурсов с заниженной ценой или бесплатных, к которым относятся и природные ресурсы.

При использовании природных ресурсов возникают экстерналии (внешние эффекты) – издержки, связанные с устранением ущерба, наносимого окружающей среде, и затратами на его предотвращение. Подобные затраты трудно оценить количественно (дать им денежное выражение). Они не принимаются во внимание субъектами производства и/или не зависят от них. Как правило, они представляют собой издержки для общества, а иногда и для будущих поколений. Соответственно возникает необходимость устранить расхождения между расходами и доходами отдельных хозяйствующих субъектов и расходами (убытками) общества в целом.

Цель государственного регулирования в области охраны окружающей среды в России – переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений россиян.

К началу экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной. Ее негативное воздействие на окружающую среду (в расчете на единицу производимого продукта) существенно выше, чем в развитых странах.

Задачи государственного регулирования в области охраны окружающей среды:

· улучшение состояния окружающей среды путем экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований;

· формирование правовой основы экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

· создание условий для становления новой модели хозяйствования и широкого применения экологически ориентированных методов управления;

· оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого антропогенного воздействия на них;

· активное участие в международных экологических мероприятиях;

· формирование эффективной системы пропаганды идей экологической безопасности и создание соответствующей системы эколого-правового воспитания и обучения (формирование экологического мышления).

Критерии эффективности природоохранных мероприятий:

· критерий экологической эффективности – объем выбросов не должен превышать установленного максимально допустимого значения;

· критерий экономической эффективности в статическом смысле – достижение экологической цели с минимальными народно-хозяйственными издержками при данном уровне технических знаний;

· критерий экономической эффективности в динамическом смысле – постоянное снижение минимума народно-хозяйственных издержек на предотвращение ущерба с развитием науки и техники;

· критерий социальной эффективности применяемых инструментов государственного регулирования;

· критерий политической осуществимости мер по усилению защиты окружающей среды.

Государственное регулирование природоохранной деятельности осуществляется на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

В России единую государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляет Министерство природных ресурсов РФ. В последние годы прослеживается тенденция увеличения числа органов государственного управления, включая отраслевые министерства, ответственных за состояние окружающей среды на своем участке, и расширения их функций в этой области.

Выделяют три основных группы методов управления природоохранной деятельностью: 1) административное регулирование; 2) система экономических стимулов; 3) рыночные методы управления.

Административные методы управления природоохранной деятельностью:

· стандарты качества окружающей природной среды регламентируют допустимое состояние воздушного и водного бассейнов, почв и других ее составляющих. Обычно для каждого из загрязнителей предусмотрена предельно допустимая концентрация его содержания (ПДК);

· стандартные воздействия на окружающую среду определенного производственного процесса устанавливают уровень сбросов или выбросов из данного точечного источника (труба) после применения очистного оборудования;

· технологические стандарты устанавливают определенные требования к процессу производства или очистной технологии. Этот стандарт означает, что предприятие, к которому он применен, должно соблюдать следующее требование: природоохранная технология соответствует некой эталонной технологии;

· стандарты качества продукции. Наиболее показательным примером служит стандарт содержания вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т.п.;

· прямые запреты применяют, если определенные производства или первичные ресурсы оказывают настолько нежелательное воздействие на окружающую среду (пестициды, высокотоксичные материалы), что эффективным становится только их полный запрет;

· сертификаты на использование земель и воды выдаются для ранжирования потенциально конкурирующих пользователей в целях обеспечения максимальной эффективности природопользования. Вместе с системой стандартов они служат для защиты от незапланированных выбросов;

· оценка воздействия на состояние окружающей среды служит для организации сбора и предоставления информации о потенциальных экономических издержках предприятий;

· разрешения и лицензии получают организации, планирующие активизироваться в видах деятельности, подлежащих лицензированию, или легально осуществлять выбросы. Обычно они привязаны к технологии реализации проекта или стандартам качества окружающей среды. Лицензии и разрешения выдаются на определенный период.

Экономические методы управления природоохранной деятельностью:

· платежи и налоги за загрязнение;

· платежи пользователей на покрытие административных расходов;

· субсидии;

· система обязательной ответственности;

· система целевого резервирования средств на утилизацию отходов;

· информационные системы.

В настоящее время в области охраны окружающей среды сложился симбиоз из административных и рыночных механизмов (смешанный механизм). Сейчас в мире в этой области насчитывается свыше 80 различных экономических инструментов, включающих мониторинг окружающей среды, управление процессами природопользования, финансирование и стимулирование природоохранной деятельности.

Так, в развитых странах широко применяется предоставление государственных низкопроцентных займов на приобретение очистного оборудования, практикуется выпуск специальных безналоговых займов, в природоохранных целях используется ипотечный кредит.

Принцип нормативного качественного состояния окружающей среды положен в основу проведения экологической политики и ее финансирования в большинстве развитых стран и достигается путем установления стандартов на загрязнения различного рода.

В России система стандартов, инструментов и рычагов регулирования, а также санкции в отношении нарушителей правовых норм определены Законом «Об охране окружающей природной среды», принятым в 1991г.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями, гарантирующими экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливают требования к источнику вредного воздействия в соответствии с показателями влияния хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду и определяют предел антропогенного воздействия, превышение которого может создать угрозу сохранению оптимальных условий совместного существования человека и внешнего природного окружения. Для природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

· нормативы допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу (ПДВ);

· нормативы сбросов веществ (ПДС);

· нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

· нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ в целях охраны окружающей среды.

Экономически эффективная экологическая политика основывается на гибком сочетании макроэкономических мер и мероприятий, имеющих собственно экологическую направленность. Макроэкономические меры – это меры, которые проводятся в рамках всей экономики или на уровне отдельных секторов (народно-хозяйственных комплексов) и могут не иметь в явном виде экологических целей. Среди таких мер можно выделить структурную перестройку, изменение обменного курса национальной валюты, сокращение дефицита государственного бюджета, кредитно-финансовую политику, либерализацию внешней торговли, усиление роли частного сектора, институциональные преобразования, реформы цен и налогообложения в основных секторах экономики, создание условий для иностранных инвестиций и т.д. Все эти меры, механизмы и реформы неизбежно в той или иной степени сказываются на экологической ситуации.

Система специальных механизмов и инструментов, непосредственно связанных с охраной окружающей среды и эксплуатацией природных ресурсов, включает мероприятия, имеющие экологическую направленность и ожидаемый экологический эффект. Ее основные элементы следующие:

· непосредственное осуществление государством различных мер природоохранного характера (организация и финансирование соответствующих НИОКР, подготовка специалистов, установка очистных сооружений, выполнение обязательств в рамках народных программ и организаций);

· административно-правовое регулирование (применение мер административного пресечения и юридической ответственности за правонарушения, т.е. приостановление, прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы; привлечение к административной ответственности за нарушение законов и причинение вреда природной среде);

· государственное экономическое стимулирование и поддержка природоохранной деятельности частного сектора (косвенные субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, ускоренная амортизация экологически чистой техники, налоговые льготы, создание бюджетных и внебюджетных фондов);

· меры государства, побуждающие природопользователей к охране окружающей среды (отчисления за загрязнение, купля-продажа прав на загрязнение и др.);

· формирование и реализация экологических программ.

Источниками финансовых ресурсов являются: 1) централизованное финансирование; 2) региональные экологические фонды; 3) экологическое страхование; 4) привлечение иностранного капитала.

В реализации экологических целей, имеющих стратегическое значение, большую роль играет разработка и реализация экологических программ – согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленных на эффективное решение экологических проблем.

В реализации программ ведущую роль обычно играет государство, т.к. необходимость быстрой концентрации значительных ресурсов, сложность проблемы и неопределенность экономической эффективности обусловливают целесообразность прямого регулирования при поддерживающей роли рыночных инструментов.

В России федеральные целевые программы необходимы для реабилитации зон экологического бедствия (околочернобыльская зона), охраны особо ценных природных объектов (озеро Байкал, речные системы, бассейны морей), выполнение международных обязательств (охрана озонового слоя, сохранение биоразнообразия) и т.п.

Всемирный характер экологических проблем, обостряющихся в современных условиях, предполагает совместные усилия разных стран для их решения. Участие большинства государств в международном сотрудничестве по охране окружающей среды (подписание и реализация двух- и многосторонних соглашений и программ, участие в работе международных организаций и т.п.) позволяет выработать общие принципы, механизмы и инструменты, регулирующие и регламентирующие природопользование в международном масштабе.

 

Контрольные вопросы

1. Чем вызвана необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды?

2. Какова острота проблемы экологической безопасности в мировом масштабе?

3. Что является причиной возникновения проблемы?

4. Почему необходимо государственное регулирование в области охраны окружающей среды в условиях смешанной экономики?

5. Перечислите задачи государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

6. Сформулируйте критерии эффективности природоохранных мероприятий.

7. Назовите группу методов управления природоохранной деятельностью.

8. Дайте краткую характеристику методов управления природоохранной деятельностью.

9. Какие виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются для природопользователей?

10. Как добиться получения экономического эффекта от проведения экологической политики?

11. Какие конкретные экологические проблемы решаются в России?

12. Что предпринимается на мировом уровне для сохранения нашей планеты?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных