ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 3.4. Инновационная политика государства
Научно-технический прогресс (НТП) - процесс создания и совершенствования средств и предметов труда, технологических процессов, форм организации производства и управления на основе все более глубокого познания законов развития природы и общества. Непосредственным результатом НТП является инновация, новшество, нововведение. Инновация буквально означает «инвестиции в новации», т.е. вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования. Конечный результат инновации не всегда точно можно определить, поэтому для их осуществления создаются специальные инновационные фонды, банки и другие финансовые учреждения. Нововведение следует понимать как прогрессивное изменение продукта, техники, технологии и организации производства, в котором материализуется научное знание. В целом инновации, нововведения представляют собой качественные изменения в производстве и относятся как к технологии, так и к формам организации производства и управления, обеспечивая качественно новую ступень в развитии производительных сил, повышении эффективности производства. Целью НТП является повышение социально-экономической эффективности воспроизводства в его исторически обусловленных формах. Направлениями НТП в условиях переходной экономики являются:
Государственное регулирование НТП - это процесс выбора и осуществления целей, определения направлений, установления сроков, создания и освоения научно-технических нововведений и соответствующего распределения ресурсов. Задачами государственного регулирования НТП являются:
Объектами государственного регулирования НТП являются:
Инновационный, или жизненный, цикл нововведений - процесс создания, освоения, использования и устаревания нововведений. Инновационный цикл состоит из следующих фаз: исследования и разработка - производство - сбыт - обслуживание, которые различаются технологией, составом кадров, а главное - характером результатов. Поколения техники - это системы, включающие один или несколько рядов моделей и типоразмеров техники, отличающиеся общностью назначения, конструктивного и технологического принципов и воплощающие открытие или крупное изобретение (ориентировочно 8-10 лет). Субъектами государственного регулирования НТП выступают государственные и негосударственные (рыночные) структуры, охватывающие весь инновационный цикл. Отличительная особенность реализации инноваций от осуществления научно-технической деятельности заключается прежде всего в ресурсах, которые необходимо направить на эти цели. Если затраты на фундаментальные исследования принять за единицу, то затраты на прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы превышают их в 10 раз. Реализация инноваций (создание в промышленности нового или усовершенствованного продукта, технологического процесса и завоевание рынков сбыта) требует на два порядка больших вложений. Основными составляющими государственного регулирования НТП являются: * прогнозирование важнейших направлений научно-технической политики; * выбор приоритетов научно-технической деятельности; * разработка научно-технических программ - федеральных, отраслевых, региональных, межгосударственных; * размещение государственного заказа на конкурсной основе; * финансирование научно-технической деятельности; * налогообложение в научно-технической сфере. Современная научно-техническая политика призвана обеспечить: * стратегический прорыв в принципиально новые области науки и техники; * освоение крупных вложений; * организацию совместной работы многих предприятий, отраслей производства; * сочетание централизованного стратегического руководства созданием принципиально новой техники и технологии с формированием экономического механизма, обеспечивающего материальную заинтересованность предприятий и организаций. Усложнение научно-технических связей, усиление роли государства привели к формированию концепции национальной системы нововведений. Государство становится центральным элементом НСН, т.к.: * несет прямые расходы на НИОКР; * имеет в собственности научно-исследовательскую базу; * размещает заказы на выполнение НИР, НИОКР и ОКР; * создает общеэкономический и юридический климат посредством налоговой, денежно-кредитной политики, системы стандартов, защиты интеллектуальной собственности и др. Страновые отличия в НСН определяются следующими факторами: размером территории и численностью населения, весом в мировых делах, различиями в исходной ресурсной базе, социально-культурной средой, историческими традициями. Доля расходов на НИОКР в ВВП развитых стран мира составляет около 3%., однако абсолютный показатель США равен сумме аналогичных затрат нескольких стран - Японии, Франции, Великобритании, Германии, Италии и Канады. В среднем только 50-60% всех планируемых исследований имеют коммерческий успех, и это является очень хорошим результатом. В России инновационная деятельность характеризуется низким результирующим показателем инновационной активности при значительном научно-техническом потенциале. Открытие российского рынка для зарубежных товаров привело к падению спроса на отечественную продукцию, вытеснению ее с внутреннего рынка. Однако в России сохраняется еще ряд секторов в отраслях экономики, конкурентоспособных на мировом рынке: топливно-сырьевой комплекс, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промыщленность, отдельные подотрасли оборонно-промышленного комплекса. Вопросы охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности как особого вида нематериального товара приобретают особое значение при переходе к инновационной экономике. Для решения задач инновационного развития России должны быть использованы следующие ее преимущества: * природные ресурсы, развитая минерально-сырьевая база и транспортная инфраструктура; * значительный научно-технический потенциал, интеллектуальный ресурс, высококвалифицированные научные кадры; * значительный технологический потенциал оборонных и смежных с ними гражданских отраслей промышленности; * резерв производственных мощностей по выпуску массовой, относительно дешевой продукции, способной найти сбыт на внутреннем рынке, а также на рынках ряда развивающихся стран; * система высшего образования мирового уровня. Наиболее значимыми приоритетными направлениями инновационного и технологического развития отраслей с точки зрения повышения конкурентоспособности производства являются: * ресурсосбережение; * увеличение доли продукции высокой степени переработки; * обеспечение необходимой динамики обновления технологий; * автоматизация; * технологическая сопряженность, сертификация технологий и продукции; * экологичность. В настоящее время реализуются такие федеральные целевые программы, как «Национальная технологическая база», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса», Федеральная космическая программа России и др.
Контрольные вопросы 1. Научно-технический прогресс – это … 2. Что представляют собой инновации? 3. Какова цель научно-технического прогресса? 4. Перечислите задачи государственного регулирования НТП. 5. Из каких этапов состоит жизненный цикл нововведений? 6. Сравните затраты на проведение научных исследований и их внедрение. 7. Назовите составляющие государственного регулирования НТП. 8. Какова роль государства в проведении НИОКР. 9. Сопоставьте показатели инновационной активности и научно-технического потенциала в России. 10. Дайте оценку важности НМА при переходе к инновационной экономике. 11. Какие направления развития отраслей следует считать приоритетными?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|