Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 3.4. Инновационная политика государства




 

Научно-технический прогресс (НТП) - процесс создания и совершенствования средств и предметов труда, технологических процессов, форм организации производства и управления на основе все более глубокого познания законов развития природы и общества.

Непосредственным результатом НТП является инновация, новшество, нововведение. Инновация буквально означает «инвестиции в новации», т.е. вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования. Конечный результат инновации не всегда точно можно определить, поэтому для их осуществления создаются специальные инновационные фонды, банки и другие финансовые учреждения.

Нововведение следует понимать как прогрессивное изменение продукта, техники, технологии и организации производства, в котором материализуется научное знание. В целом инновации, нововведения представляют собой качественные изменения в производстве и относятся как к технологии, так и к формам организации производства и управления, обеспечивая качественно новую ступень в развитии производительных сил, повышении эффективности производства.

Целью НТП является повышение социально-экономической эффективности воспроизводства в его исторически обусловленных формах.

Направлениями НТП в условиях переходной экономики являются:

  • разработка и широкое применение прогрессивных, базовых для каждой отрасли технологий, а также новых технологий - электронно-лучевых, плазменных, импульсных, биологических и др.;
  • механизация и автоматизация производства, широкая электронизация машин и оборудования, применение автоматизированных систем управления, развитие робототехники и т.п.;
  • создание и освоение новых прогрессивных видов конструкционных материалов с заранее заданными свойствами - синтетических, композиционных, сверхчистых и др.

Государственное регулирование НТП - это процесс выбора и осуществления целей, определения направлений, установления сроков, создания и освоения научно-технических нововведений и соответствующего распределения ресурсов.

Задачами государственного регулирования НТП являются:

  • органическое включение науки в рыночную экономику, комплексный учет и предвидение экономических и социальных последствий научных открытий;
  • концентрация ресурсов на ведущих направлениях НТП, связанных с разработкой принципиально новой техники и технологии.

Объектами государственного регулирования НТП являются:

  • все составляющие законченного инновационного цикла;
  • поколения техники.

Инновационный, или жизненный, цикл нововведений - процесс создания, освоения, использования и устаревания нововведений. Инновационный цикл состоит из следующих фаз: исследования и разработка - производство - сбыт - обслуживание, которые различаются технологией, составом кадров, а главное - характером результатов.

Поколения техники - это системы, включающие один или несколько рядов моделей и типоразмеров техники, отличающиеся общностью назначения, конструктивного и технологического принципов и воплощающие открытие или крупное изобретение (ориентировочно 8-10 лет).

Субъектами государственного регулирования НТП выступают государственные и негосударственные (рыночные) структуры, охватывающие весь инновационный цикл.

Отличительная особенность реализации инноваций от осуществления научно-технической деятельности заключается прежде всего в ресурсах, которые необходимо направить на эти цели. Если затраты на фундаментальные исследования принять за единицу, то затраты на прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы превышают их в 10 раз. Реализация инноваций (создание в промышленности нового или усовершенствованного продукта, технологического процесса и завоевание рынков сбыта) требует на два порядка больших вложений.

Основными составляющими государственного регулирования НТП являются:

* прогнозирование важнейших направлений научно-технической политики;

* выбор приоритетов научно-технической деятельности;

* разработка научно-технических программ - федеральных, отраслевых, региональных, межгосударственных;

* размещение государственного заказа на конкурсной основе;

* финансирование научно-технической деятельности;

* налогообложение в научно-технической сфере.

Современная научно-техническая политика призвана обеспечить:

* стратегический прорыв в принципиально новые области науки и техники;

* освоение крупных вложений;

* организацию совместной работы многих предприятий, отраслей производства;

* сочетание централизованного стратегического руководства созданием принципиально новой техники и технологии с формированием экономического механизма, обеспечивающего материальную заинтересованность предприятий и организаций.

Усложнение научно-технических связей, усиление роли государства привели к формированию концепции национальной системы нововведений.

Государство становится центральным элементом НСН, т.к.:

* несет прямые расходы на НИОКР;

* имеет в собственности научно-исследовательскую базу;

* размещает заказы на выполнение НИР, НИОКР и ОКР;

* создает общеэкономический и юридический климат посредством налоговой, денежно-кредитной политики, системы стандартов, защиты интеллектуальной собственности и др.

Страновые отличия в НСН определяются следующими факторами: размером территории и численностью населения, весом в мировых делах, различиями в исходной ресурсной базе, социально-культурной средой, историческими традициями.

Доля расходов на НИОКР в ВВП развитых стран мира составляет около 3%., однако абсолютный показатель США равен сумме аналогичных затрат нескольких стран - Японии, Франции, Великобритании, Германии, Италии и Канады.

В среднем только 50-60% всех планируемых исследований имеют коммерческий успех, и это является очень хорошим результатом.

В России инновационная деятельность характеризуется низким результирующим показателем инновационной активности при значительном научно-техническом потенциале.

Открытие российского рынка для зарубежных товаров привело к падению спроса на отечественную продукцию, вытеснению ее с внутреннего рынка. Однако в России сохраняется еще ряд секторов в отраслях экономики, конкурентоспособных на мировом рынке: топливно-сырьевой комплекс, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промыщленность, отдельные подотрасли оборонно-промышленного комплекса.

Вопросы охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности как особого вида нематериального товара приобретают особое значение при переходе к инновационной экономике.

Для решения задач инновационного развития России должны быть использованы следующие ее преимущества:

* природные ресурсы, развитая минерально-сырьевая база и транспортная инфраструктура;

* значительный научно-технический потенциал, интеллектуальный ресурс, высококвалифицированные научные кадры;

* значительный технологический потенциал оборонных и смежных с ними гражданских отраслей промышленности;

* резерв производственных мощностей по выпуску массовой, относительно дешевой продукции, способной найти сбыт на внутреннем рынке, а также на рынках ряда развивающихся стран;

* система высшего образования мирового уровня.

Наиболее значимыми приоритетными направлениями инновационного и технологического развития отраслей с точки зрения повышения конкурентоспособности производства являются:

* ресурсосбережение;

* увеличение доли продукции высокой степени переработки;

* обеспечение необходимой динамики обновления технологий;

* автоматизация;

* технологическая сопряженность, сертификация технологий и продукции;

* экологичность.

В настоящее время реализуются такие федеральные целевые программы, как «Национальная технологическая база», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса», Федеральная космическая программа России и др.

 

Контрольные вопросы

1. Научно-технический прогресс – это …

2. Что представляют собой инновации?

3. Какова цель научно-технического прогресса?

4. Перечислите задачи государственного регулирования НТП.

5. Из каких этапов состоит жизненный цикл нововведений?

6. Сравните затраты на проведение научных исследований и их внедрение.

7. Назовите составляющие государственного регулирования НТП.

8. Какова роль государства в проведении НИОКР.

9. Сопоставьте показатели инновационной активности и научно-технического потенциала в России.

10. Дайте оценку важности НМА при переходе к инновационной экономике.

11. Какие направления развития отраслей следует считать приоритетными?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных