Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2.1. Бюджетно-налоговая политика




Бюджетно-налоговая, называемая также финансово-бюджетной (или фискальной), политика распространяет свое действие на основные элементы государственной казны. Она объединяет такие формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов. В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства. Одна из важнейших ее задач состоит в поиске источников формирования централизованных денежных фондов. Оказывая влияние на совокупный спрос и предложение, она воздействует на общую экономическую конъюнктуру.

В макроэкономической финансово-бюджетной политике принято рассматривать две генеральные линии поведения государства, которые зависят от общей экономической ситуации в стране:

  • период экономического бума, резкого подъема деловой активности фискальная политика носит ограничительный характер, сдерживает параметры роста в допустимых пределах;
  • при нарастании спада производства фискальная политика носит расширительный характер, т.е. направлена на расширение производства и других видов экономической деятельности.

Стабилизационная политика находится между этими двумя курсами и соответствует устойчивому состоянию экономики. Иначе говоря, эта политика стремится приблизить макроэкономические показатели к оптимальным.

Принято различать автоматическую и регулируемую стабилизацию. Автоматические стабилизаторы предусмотрены заранее и введены в законодательные акты, отражены в действующих положениях, нормативных документах, регулирующих экономическую деятельность. Например, при уменьшении доходов автоматически снижается налог, взимаемый с дохода. Однако не всегда автоматические стабилизаторы способны гасить возникающие колебания. На смену приходит оперативное регулирование, т.е. реакция государственных органов на возникающие отклонения.

К числу наиболее распространенных способов стабилизации относятся общественные работы, программы материальной помощи, изменение налоговых ставок и т.д. Привлечение безработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный счет служит оперативным способом борьбы с нарастающей безработицей. В условиях высокой экономической конъюнктуры, когда государственные доходы превышают расходы, потенциальный избыток может быть направлен на создание резервных фондов, погашение предыдущих долгов и т.п.

Чаще всего задачей бюджетной политики становится преодоление бюджетного дефицита. Не считается опасным бюджетный дефицит в пределах 5% общего объема госбюджета и до 1 – 2% ВВП. Но если он приближается к 10 % ВВП, это свидетельствует о крупных промахах в бюджетной политике. Стремление погасить дефицит бюджета денежной эмиссией ведет к инфляции, а выпуск и продажа ценных бумаг как средство преодоления бюджетного дефицита порождает будущий долг, так как впоследствии обязательно придется погашать его и платить по нему проценты.

 

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой бюджетно-налоговая политика?

2. Дайте характеристику ограничительной фискальной политики.

3. В чем сущность расширительной фискальной политики?

4. Какая фискальная политика оптимизирует макроэкономические показатели?

5. Как осуществляется стабилизация экономического положения?

6. Назовите пределы бюджетного дефицита и способы его преодоления.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных