Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1.2. Методы государственного регулирования экономики




 

Существуют две группы методов государственного регулирования – прямые и косвенные.

Прямые методы представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности.

Косвенные методы предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной.

Прямые методы значительно ограничивают экономическую свободу, иногда даже исключают, а косвенные - наоборот.

Инструментарий ГРЭ независимо от применяемых методов делится на четыре группы:

· административные средства ГРЭ – меры запрета, разрешения и принуждения (напр., денежная реформа, охрана окружающей среды и др.);

  • правовые инструменты – система устанавливаемых норм и правил, включающая разработку законов, норм, защиту прав потребителей и др. (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, законы и нормативные акты, указы Президента, постановления Правительства);
  • экономические инструменты, включая прямые, косвенные и смешанные инструменты.

Прямые (бюджетные) инструменты подразделяются на субвенции, субсидии, дотации, пособия, доплаты.

Косвенные инструменты включают денежно-кредитную политику, налоговую политику, амортизационную политику.

Смешанные инструменты объединяют государственное предпринимательство, государственное прогнозирование, государственное планирование, государственное программирование, государственный заказ и региональную политику.

Среди инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности можно выделить:

  1. меры стимулирования товаров и услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле;
  2. меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях.

Основными из названных средств государственного регулирования являются государственные финансы, денежно-кредитные инструменты, административно-правовые акты, государственное предпринимательство.

Важнейшей составляющей государственных финансов является государственный бюджет, представляющий собой смету доходов и расходов. Основной источник доходов бюджета – налоги. Система расходов включает в себя трансферты, т.е. прямые платежи в форме пенсий, пособий, стипендий, дотаций и т.п.

Виды применяемых инструментов определяются специальными условиями каждой страны: институциональными, национально-историческими, культурными, динамическими.

К институциональным условиям относятся:

· собственность, предпринимательство, управление, экономическая и социальная политика, социальное партнерство;

  • общественные институты;
  • ресурсы страны, их состояние;
  • масштабность страны и национальной экономики, уровень развития;
  • географическое и геополитическое положение страны, ее участие в международном разделении труда и мировой торговле.

Национально-исторические и культурные условия включают социальную, национальную и религиозную структуру, национальные черты, традиции, культуру, нормы морали и этикета.

Динамические условия отражают стадию и скорость движения страны к индустриальному обществу и др.

Одной из приоритетных функций управления экономикой является планирование. В зависимости от степени участия государства в процессе принятия плановых решений различают директивное (решения обязательны для исполнения) и индикативное (носит рекомендательный характер) планирование. Вторым признаком классификации форм плановой деятельности является период, на который разрабатывается план. В соответствии с ним выделяют долгосрочное _(свыше 5 лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и краткосрочное (текущее) планирование на период до 1 года.

Степень детализации планов и процессов позволяет осуществлять стратегическое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование.

Наибольший интерес представляет собой стратегическое планирование, которое возникло в мировой экономике в 1950-х гг. и отвечает современным условиям и тенденциям развития экономики. К числу таковых следует отнести многоукладность экономики, НТП, усиление международной интеграции, интернационализацию и глобализацию экономики, рост числа ТНК, появление и развитие новых отраслей и видов деятельности в результате диверсификации экономики.

Процесс обоснования и разработки государственного стратегического плана состоит из 6 этапов:

  • прогнозно-аналитические обоснования и расчеты (поиск возможных вариантов развития экономики);
  • формирование концепции развития национальной экономики, т.е. общего замысла, включающего стратегические цели и средства их реализации;
  • собственно разработка плана;
  • разработка программ реализации плана;
  • определение способов (механизма) реализации плана;
  • контроль за выполнением плана.

На втором этапе рассматривается система потенциалов развития национальной экономики, включающая три блока:

  • блок ресурсных потенциалов (природно-ресурсный потенциал, демографический потенциал, экономико-географический потенциал);
  • блок обеспечивающих потенциалов (трудовой потенциал, производственный потенциал, научно-инновационный потенциал, социально-инфраструктурный потенциал, бюджетный потенциал, инвестиционный потенциал);
  • блок потенциалов готовности к социально-экономическому преобразованию (потенциал социально-психологической готовности, потенциал нормативно-правовой готовности, потенциал научно-методологической готовности).

Планирование тесно связано с прогнозированием. Прогнозирование – это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно-обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта.

В настоящее время существует более 100 различных методов исследования процессов (методы тренда, экспертных оценок, индивидуальные, коллективных экспертных оценок и др.).

При отказе от широкого использования планирования как основного способа прямого регулирования социально-экономического развития общества используют метод программирования. Он эффективен при решении главных проблем макроэкономического характера. С этой целью создаются федеральные целевые программы (ФЦП).

 

Контрольные вопросы

1. Назовите группы методов государственного регулирования.

2. Каковы инструменты ГРЭ?

3. С помощью каких мер регулируется внешнеэкономическая деятельность государства?

4. Дайте характеристику государственного бюджета. Назовите источники его доходов и расходов.

5. В чем сущность государственного планирования.

6. Как осуществляется процесс обоснования и разработки государственного стратегического плана?

7. В чем сущность прогнозирования и программирования?

8. Какие федеральные целевые программы (ФЦП) вам известны?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных