Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Излишки потребителей и производителей




 

В процессе купли-продажи товаров происходит взаимное приспособление спроса и предложения, в результате чего на рынке устанавливается равновесие. Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, когда интересы продавцов и покупателей совпадают, т. е. готовность потребителей купить определенное количество товара по данной цене совпадает с готовностью производителей продать такое же количество товара по той же цене. Иначе говоря, рыночное равновесие – это равенство спроса и предложения на данный товар.

Рыночная цена, при которой спрос и предложение уравновешивают друг друга, называется равновесной ценой (). Соответствующее данной цене количество продукции называется равновесным количеством (объемом) продукции ().

В алгебраической форме рыночное равновесие можно записать как систему двух уравнений, содержащую функции спроса и предложения: и

Условие равновесия запишется так: . Отсюда находятся значения равновесной цены и равновесного объема продукции: и .

Графически рыночное равновесие получается совмещением на одном графике кривых спроса и предложения (рис. 3.9).

Если на рынке по каким-то причинам равновесие не достигнуто, то в действие вступают силы, направленные на его установление. Здесь возможны две ситуации:

1. Избыточное предложение или просто избыток товара. Он возникает тогда, кода цена устанавливается выше равновесного уровня (рис. 3.10). В этом случае величина предложения превышает величину спроса. Это означает, что производители готовы продать по данной цене больше, чем готовы купить потребители. Вследствие этого у производителей растут запасы нереализованной продукции. Конкуренция между производителями заставляет их снижать цену до тех пор, пока вся продукция не будет реализована и на рынке не установится равновесие.

2. Избыточный спрос или дефицит товара. Он возникает тогда, когда цена устанавливается ниже равновесного уровня (рис. 3.10). Нехватка товара приведет к тому, что производители будут повышать цену до тех пор, пока она не достигнет равновесного уровня.

E
S
D  
P
Рис. 3.9. Рыночное равновесие (крест Маршалла)  
E
S
D
P
избыток
дефицит
 
  Рис. 3.10. Отклонение от равновесия

 

 


Модель рыночного равновесия позволяет определить ту выгоду, которую получают потребители и производители, покупая и продавая товары по их равновесным ценам. Выгода потребителя выражается в излишке потребителя. Излишек потребителя – это разница между той ценой, которую готов заплатить потребитель, и ценой, которую он в действительности платит
(рис. 3.11).

Рис. 3.11. Излишки потребителей и производителей
C
E
P
Q
D
S
Q
E
A
C

 


Допустим, на рынке существует равновесная цена, равная . В то же время всегда есть какое-то количество потребителей, которые готовы заплатить за данный товар цену выше равновесной, например: и т. д. Эти потребители, покупая товар по равновесной цене, имеют чистую выгоду, равную , , и т. д. Графически излишек всех потребителей данного товара равен площади под кривой спроса, отграниченной снизу линией равновесной цены ().

Аналогично определяется излишек производителя – это разница между той ценой, по которой он в действительности продает товар, и ценой, по которой он готов продать. Графически излишек производителей равен площади фигуры над кривой предложения, отграниченной сверху линией равновесной цены
().

Сумма излишков всех потребителей и производителей дает их совокупную чистую выгоду, т. е. общественную выгоду, получаемую от продажи товара по равновесной цене.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных