Внешние эффекты и их регулирование
Как было выяснено в предыдущем вопросе, рыночный механизм в некоторых случаях терпит «фиаско», не выполняя свои функции. Рассмотрим в этой связи более подробно проблему внешних эффектов.
Различают положительные и отрицательные внешние эффекты. Отрицательные экстерналии – это затраты, а положительные экстерналии – это выгоды,которые не получают отражение в рыночных ценах и которые несут или получают экономические субъекты, не участвующие в рыночной сделке. Классическим примером отрицательных экстерналий являются различные формы загрязнения окружающей среды. Например, химический завод, выбрасывающий в атмосферу вредные вещества, создает отрицательный внешний эффект в виде потери выгоды или полезности от использования чистого воздуха для жителей данной местности. При этом население несет дополнительные затраты на поддержание здоровья, но эти затраты не включаются в издержки производства. Пример положительного внешнего эффекта: производитель фруктов получает выигрыш от расположенной рядом пасеки пчеловода, поскольку пчелы бесплатно опыляют его деревья.
Затраты или выгоды участников рыночной операции, связанные с производством или потреблением блага и включаемые в цену блага, называются частными издержками или выгодами (PC и PB).Дополнительные затраты или выгоды, связанные с внешними эффектами, называются внешними (экстернальными) издержками или выгодами (EC и EB). Сумма экстернальных и частных издержек и выгод дает общественные (социальные) затраты или выгоды:
;
.
Изменения каждого вида издержек в виде их прироста, вызванного некоторым увеличением производства блага, называются предельными частными издержками или выгодами, предельными внешними издержками или выгодами и предельными общественными издержками или выгодами:
;
,
| где
|
| –
| предельные общественные издержки;
| |
|
| –
| предельные частные издержки;
| |
|
| –
| предельные внешние издержки;
| |
|
| –
| предельные общественные выгоды;
| |
|
| –
| предельные частные выгоды;
| |
|
| –
| предельные внешние выгоды.
| Графически внешние эффекты могут быть представлены следующим образом (рис. 3.12).
| Рис. 3.12. Внешние эффекты: а – отрицательные; б – положительные
|
На рис. 3.12, а рыночное равновесие устанавливается в точке пересечения кривой спроса, отражающей предельную общественную полезность данного блага, и кривой предложения, отражающей его предельные частные издержки (точка с координатами и ). Однако в данном случае рыночное равновесие не является эффективным (оптимальным), поскольку рыночное ценообразование не учитывает предельные внешние издержки. Если производство данного блага сопровождается отрицательными внешними эффектами, то общественные предельные издержки включают и предельные внешние издержки. С учетом этого оптимальное состояние установилось бы в точке с координатами и . Из графика видно, что равновесная цена меньше, а равновесный объем больше оптимального уровня: , . Это означает, что следствием действия отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага и заниженная его цена.
Наоборот, следствием действия положительного внешнего эффекта является недопроизводство блага и заниженная его цена: и (рис. 3.12, б). На рис. 3.12, б рыночное равновесие достигается в точке E с объемом производства и ценой . Но поскольку потребление данного блага сопровождается положительным внешним эффектом, то предельная частная выгода от потребления данного товара меньше его предельной общественной выгоды. С учетом этого оптимальный объем производства должен был бы составить , а соответствующая ему цена – .
Из анализа внешних издержек следует, что в случае их существования рыночный механизм неэффективно распределяет ресурсы. А именно: количество ресурсов, которые распределяются на производство благ с отрицательными внешними эффектами, превышает, а с положительными эффектами не достигает оптимального с точки зрения общества уровня.
Для устранения этого перекоса государство использует специальные меры по регулированию внешних эффектов. Это регулирование направлено на корректировку объема производства и потребления благ в сторону его увеличения в случае с положительными экстерналиями или в сторону его уменьшения в случае с отрицательными экстерналиями. Для этого могут использоваться как административные, так и экономические методы.
Административные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения, принуждения и т. п. Например, государство устанавливает стандарты загрязнения окружающей среды и штрафы при их нарушении.
Экономические методы предполагают создание у производителей экономических стимулов для ограничения нежелательной деятельности. К ним относятся, прежде всего, налоги и субсидии. В частности, установление налога на благо с отрицательными экстерналиями в размере внешних предельных издержек сдвигает кривую предложения влево вверх, в результате чего выпуск блага уменьшается до оптимального уровня.
В случае положительных экстерналий используются субсидии потребителям (например, денежные выплаты бедным, предоставление стипендий на образование, бесплатная вакцинация и т. п.). Субсидии стимулируют спрос потребителей, кривая спроса сдвигается вправо вверх и тем самым достигается увеличение объема производства данного блага.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|