ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эффекты замещения и дохода
Согласно закону спроса при снижении цены товара спрос на него увеличивается. В основе этой зависимости лежат два эффекта: эффект дохода и эффект замещения (замены). Эффект дохода обусловлен тем, что изменение цены товара уменьшает или увеличивает реальный доход потребителя. В частности, снижение цены товара увеличивает покупательную способность денежного дохода и поэтому потребитель сможет купить на ту же сумму денег большее количество товаров, включая и тот, на который цена уменьшилась. Таким образом, эффект дохода – это изменение величины спроса на данный товар, вызванное изменением реального дохода в результате изменения цены. Эффект замещения показывает влияние, которое оказывает изменение цены на спрос при условии (предположении), что реальный доход остается неизменным. В частности, снижение цены на один из товаров делает его дешевле по отношению к другому товару, и потребитель начинает замещать относительно более дорогие товары покупкой более дешевых. Следовательно, спрос на тот товар, который подешевел, вырастет вследствие изменения соотношения цен покупаемых товаров (относительных цен). Таким образом, эффект замещения – это изменение величины спроса на данный товар, вызванное изменением относительных цен товаров и перераспределением спроса в его пользу в результате изменения цены. Графически эффекты дохода и замещения выглядят следующим образом (рис. 4.13).
Предположим, что первоначального состояния равновесия потребитель достиг в точке (точка пересечения кривой безразличия и ). Допустим, что цена блага снижается, а цена блага остается неизменной. В этом случае изменяется наклон бюджетной линии, она поворачивается против часовой стрелки в положение . Точка равновесия потребителя сместилась из в , а спрос на товар увеличился с до . Для того, чтобы определить, в какой мере увеличение спроса вызвано увеличением реального дохода (эффект дохода), а в какой – изменением относительных цен товаров (эффект замещения), проведем бюджетную линию ,параллельную и одновременно касательную к первоначальной кривой безразличия . Так как касательна к , то она оставляет степень удовлетворения, зависящую от дохода, неизменной. С другой стороны, так как она параллельна , то она показывает соотношение цен товаров ( и ) с учетом новой, сниженной цены товара Следовательно, проведя , мы элиминируем (исключаем) влияние эффекта дохода. Точка касания бюджетной линии и кривой безразличия () означает равновесие потребителя при условии, что реальный доход потребителя остается неизменным. Следовательно, увеличение спроса на товар обусловливается в данном случае исключительно изменением относительных цен товаров. Опустив перпендикуляр из точки на ось абсцисс, получим величину прироста спроса, вызванного эффектом замещения, – отрезок . Оставшееся увеличение спроса на товар () вызвано повышением покупательной способности потребителя или его реального дохода, т. е. эффектом дохода. Эффект замещения всегда отрицателен, т. е. снижение цены товара ведет к увеличению спроса на данный товар и росту его потребления. Эффект дохода имеет разные знаки для разных видов товаров. Для нормальных товаров он отрицательный, для некачественных – положительный. Общий эффект от изменения цены товара равен сумме эффектов замещения и дохода. Для нормальных товаров они действуют в одном направлении, усиливая друг друга. Для некачественных товаров эффект дохода, действуя в обратном направлении по отношению к эффекту замещения, может его превысить. В этом случае происходит нарушение закона спроса. В частности, в ситуации, когда в структуре потребления преобладают некачественные товары (картофель, хлеб), абсолютная величина эффекта дохода при росте цены становится больше, чем величина эффекта замещения, и тогда величина спроса не уменьшается, а увеличивается. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а благо, спрос на которое увеличивается при увеличении цены, называется благом Гиффена.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|