ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Совокупный спрос (AD – aggregate demand) – это количество конечных товаров и услуг, которое готовы приобрести макроэкономические агенты, при каждом возможном уровне цен.Главным фактором, влияющим на совокупный спрос, выступает уровень цен. Чем выше уровень цен, тем меньше величина совокупного спроса и наоборот. Графическиэту зависимость отражает кривая совокупного спроса (AD). Кривая AD (рис. 9.1) строится в координатной плоскости, где по оси ординат откладывается общий уровень цен в стране (P), а по оси абсцисс – уровень реального ВВП (Y).
Отрицательную зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса представители разных школ экономической теории объясняют по-разному. Неоклассики исходят из количественной теории денег:
Отсюда или При условии, что M и V – фиксированные величины, получается обратно пропорциональная зависимость между P и Y, что и изображается на графике как кривая AD с отрицательным наклоном. Кейнсианцы исходят из того, что совокупный спрос можно представить как сумму совокупных расходов макроэкономических агентов: Поэтому обратная зависимость между совокупным спросом и уровнем цен объясняется тремя эффектами: эффектом процентной ставки, эффектом реального богатства и эффектом импортных закупок. 1. Эффект процентной ставки заключается в том, что увеличение уровня цен в экономике при прочих равных условиях вызывает увеличение процентной ставки, что снижает инвестиционный и потребительский спрос и, следовательно, уменьшает совокупный спрос. Если уровень цен в экономике увеличивается, то спрос на деньги также увеличивается, так как населению и фирмам требуется больше денег для оплаты подорожавших товаров. При неизменности предложения денег это ведет к росту процентной ставки. В условиях высокой процентной ставки становятся невыгодными как потребительский, так и инвестиционный кредиты. Как следствие, население сокращает потребительский спрос, а фирмы инвестиционный спрос, что ведет к сокращению совокупного 2. Эффект реального богатства состоит в уменьшении покупательной способности населения в результате увеличения уровня цен. В рыночной экономике определенная часть богатства домашних хозяйств представлена различными финансовыми активами с фиксированной номинальной стоимостью (наличные деньги, вклады до востребования в банках, акции, облигации и т. п.). С ростом уровня цен их реальная стоимость уменьшается, население становится беднее и уменьшает свои потребительские расходы, а значит, уменьшается и величина совокупного спроса. 3.Эффект импортных закупок заключается в сокращении чистого экспорта, которое обусловлено тем, что повышение уровня цен в данной стране ведет к увеличению импорта и сокращению экспорта. Снижение чистого экспорта сокращает совокупный спрос. Кривая совокупного спроса показывает изменение величины совокупного спроса, под влиянием изменения уровня цен, т. е. ценового фактора. Графически это выражается как движение по или вдоль линии совокупного спроса. Если же изменяются неценовые факторы, то изменяется совокупный спрос в целом. Графически это выражается как сдвиг кривой AD вправо, если совокупный спрос увеличивается, или влево, если он уменьшается (рис. 9.2). К неценовым относятся те факторы совокупного спроса, которые оказывают влияние на его отдельные элементы. В частности, к ним можно отнести: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, трансферты, уровень процентной ставки, условия на внешних рынках и т. п. Уравнение количественной теории денег дает еще два неценовых фактора совокупного спроса: количество денег в обращении и скорость их оборота. Например, увеличение совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо) может явиться следствием роста благосостояния населения, снижения налогов, увеличения трансфертов, снижения процентной ставки или увеличения количества денег в обращении.
9.3. Совокупное предложение: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|