Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КОМПЛЕКТОВАНИЕ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ




ГЛАВА III

Определение. Современные проблемы комплектования фондов. Формы комплектования. Принципы комплектования. Методика комплектования. Научная концепция комплектования. Перспективный план комплектования. Критерии отбора предметов музейного значения.

Комплектование фондов - одно из основополагающих направ­лений деятельности музеев, суть которого заключается в выявлении и сборе предметов музейного значения с целью их превращения в музейные предметы и пополнения музейного собрания. Комплекто­вание продолжается на всех этапах существования музея и происхо­дит планомерно в соответствии с программой научного комплекто­вания фондов.

Отечественное музееведение с 1970-80-х гг. рассматрива­ет комплектование как основное звено реализации функции до­кументирования. В конце семидесятых годов прошлого столе­тия были разведены понятия "научное комплектование фондов" и "собирательская работа". Это явление не было случайным: на протяжении длительного времени в музейной практике пре­обладал принцип "тотального" собирательства, ориентирован­ного, скорее, на наращивание фондовых коллекций, чем на сле­дование политике тщательного и мотивированного научного от­бора.

Ранее комплектование рассматривалось как одно из направлений фондовой работы. С 1980-х гг. существует тенденция выделять комп­лектование в самостоятельное направление музейной деятельности.

Современные проблемы комплектования фондов. При реа­лизации функции документирования перед современными музеями встает немало проблем. Серьезным является вопрос об экспертизе включаемых в фонд музея предметов. Музейные сотрудники редко задумывались над тем, какими правами они обладают при отборе предметов в свои фондовые коллекции, кто им делегировал право выделения предмета из ряда ему подобных, придания ему статуса памятника в музейном собрании.

На повестке дня - проблема складывания научно обоснованных ценностных категорий при отборе предметов вещного мира в музей­ные коллекции. Этот процесс вообще, как ни странно, не был приори­тетным для музейного фондовика. Музей не располагает собственной аргументированной системой ценностного отношения к памятнико-вой среде, выбирая критерии ее оценки в смежных областях знаний, либо обосновывая индивидуальным опытом своих сотрудников.

Если предмет прошел "апробацию временем", он, как правило, безоговорочно включался в фонды музея. Но за этой трудноулови­мой гранью начинался процесс отбора, чреватый многими потеря­ми. Стоит напомнить о гибели множества икон XVII-XIX вв., худо­жественная ценность которых длительное время не признавалась искусствоведами и музейными работниками. Сегодня музеи актив­но собирают городскую этнографию, на которую десятилетиями просто не обращали внимания. А сколь непростые проблемы вста­ют при комплектовании естественно-научных коллекций, для попол­нения которых приходится лишать жизни живые существа?

Главным для музеев остается умение выявить и изъять из среды бытования те предметы музейного значения, которые, по мнению специалиста, могут нести на себе репрезентативные следы истори­ческого прошлого. Таким образом, музей как институт сохранения историко-культурного и природного наследия традиционно выпол­няет свои социальные функции "вторгаясь" в естественную среду бытования памятника. Разрешению этого конфликта способствует музеефикация объектов истории, культуры или природы непосред­ственно на местах их бытования и формулирование новой музейной философии, развивающей взгляды на роль музейного учреждения в решении проблемы сохранения окружающей среды. В ряде стран уже несколько десятилетий используется способ сохранения памят­ника в естественной среде (in situ), который помогает сберечь нату­ральный образ музейного предмета и в то же время повысить его аттрактивность. В таком же направлении начинают работать и рос­сийские музеи.

На протяжении развития музея как института социальной памя­ти комплектование все больше определялось не только закономер­ностями развития типологических и систематических коллекций, но и пониманием необходимости целенаправленно выявлять и привле­кать в свои фонды первоисточники различных типов и видов, отра­жающие общественное развитие. В разные периоды деятельность музеев по комплектованию исторических источников могла опере­жать историческую науку и оказывать на нее заметное влияние (ком­плектование по военной тематике, начавшееся непосредственно в годы войны, интерес музеев к культуре старообрядчества, малых народностей и др.). Однако многие музеи на протяжении 1940-70-х гг. при проведении целенаправленного комплектования редко при­бегали к самостоятельному изучению исторической действительно­сти, выбирая из среды бытования первоисточники, подтверждающие заранее намеченные линии развития, факты, события, что вело к иллюстратизму, схематизму, узости тематики, фрагментарности.

С изменением социально-экономической и общественно-поли­тической ситуации в стране тематическое комплектование в боль­шинстве музеев прекратилось или ограничилось поиском первоис­точников, раскрывающих запретные темы, позволяющих ликвиди­ровать "белые пятна". Тем не менее, многие музеи продолжают со­вершенствовать комплектование фондов, стремясь их сделать раз­нообразнее, приблизить к жизни, не упустить возможности выявить и привлечь в фонды первоисточники различных типов и видов, от­ражающие современность. Типологическое комплектование, менее зависящее от внешних факторов, продолжает развиваться, опираясь на предшествующий опыт.

В российской музееведческой литературе подчеркивается, что комплектование - это прежде всего научная деятельность, осуще­ствляя которую, музей опирается на знания, добытые целым комп­лексом научных дисциплин, и самостоятельные исследования.

В последние полтора десятилетия акцентирование внимания музейной общественности на актуализации культурно-образователь­ной деятельности несколько отодвинуло на второй план трудоемкую, кропотливую, малозаметную исследовательскую работу по докумен­тированию исторической действительности и формированию пол­ноценных фондов. Сыграло негативную роль и то, что музеям при­ходилось и до сих пор приходится работать в условиях постоянного дефицита финансовых средств, что не может не сказываться на экс­педиционной, закупочной деятельности.

К сожалению, проблема комплектования фондов в новых услови­ях не стала предметом многоаспектного музееведческого изучения. Очевидно, это дело будущего. Однако уже в настоящее время возмож­но определить актуальные проблемы и наметить пути их решения.

Комплектование - основа реализации музеем функции доку­ментирования. Являясь необходимым звеном деятельности музеев, комплектование вместе с фондовой работой по определению, класси­фикации, систематизации и интерпретации музейных предметов объе­диняется понятием музейного коллекционирования и представляет собой важнейшее направление в процессе документирования разви­тия природы или общества. В большинстве современных музеев раз­рабатываются и ведутся два направления комплектования фондов. Типологическое (систематическое) комплектование тесно связа­но с работой фондовых отделов и направлено на пополнение коллек­ций типичными предметами, объединенными общими типологичес­кими признаками и отражающими своеобразие той эпохи, того вре­менного периода, в которых они существовали, неотъемлемой частью которых они являлись. Тематическое комплектование, как правило, отвечает потребностям экспозиционно-выставочной работы и бывает подчинено определенной музейной теме, требующей для своего рас­крытия или показа группирования самых разнотипных предметов, отражающих некий процесс, явление или событие.

Исключительно важно и необходимо для любого музея комп­лектование фондов, освещающих современный этап развития при­роды или общественной жизни. Такого рода комплектование назы­вается актуальным документированием эпохи и также бывает как типологическим, так и тематическим.

Процесс комплектования можно разделить на несколько значимых этапов:

1. выявление комплекса наиболее интересных для музея фак­тов, тем, процессов или явлений;

2. определение примерного круга памятников, которые могут стать объектами комплектования по данным темам, процессам или явлениям;

3. выявление и поиск предметов музейного значения;

4. научная экспертиза и определение предметов музейного значения;

5. их получение или приобретение музеем и превращение в му­зейные предметы.

Комплектование может проходить как путем безвозмездной пере­дачи или дарения предметов музейного значения от организаций и частных лиц, так и через закупку этих материалов. И в том и в дру­гом случае все новые поступления в музей в обязательном порядке должны проходить через обсуждение на фондово-закупочной ко­миссии (ФЗК), которая призвана не только определять окончатель­ную стоимость (в случае закупки) памятника, но и правомочность приема в фонды того или иного предмета музейного значения.

Основными формами комплектования являются полевые ис­следования и текущее комплектование.

Полевые исследования условно можно разделить на три группы:

1. маршрутное экспедиционное исследование (ограниченное во времени одноразовое или многократное обследование музейными работниками конкретного региона);

2. репортажный сбор (в момент события или по свежим следам события);

3. постоянно действующая экспедиция (сбор материалов в том населенном пункте или регионе, где расположен музей).

В последнее время некоторыми музеями, прежде всего истори­ческого профиля, стал применяться метод аккредитации своих со­трудников в постоянно действующих органах законодательной го­сударственной власти с целью регулярного пополнения фондов те­кущими материалами по государственному строительству, истории политических партий, современному законодательству, политичес­кому и идеологическому развитию общества. Этот метод особенно конструктивен и полезен для решения проблем актуального доку­ментирования современной общественной жизни.

Текущее комплектование объединяет такие формы, как закуп­ка, обмен, дарение, безвозмездная передача, заказы на выполнение копий и специальных произведений искусства для музея.

Осуществление комплектования фондов на научной основе пред­полагает разработку принципов комплектования.

Важнейшим вопросом, от решения которого зависит результа­тивность формирования фондов, является умение определить для каждого музея свой предмет исследования, выделить сферу действи­тельности, подлежащую изучению и документированию. Музей оп­ределяет свое поле, в рамках которого выявляет и привлекает в му­зей предметы музейного значения. Происходит определение хроно­логических, топографических, содержательных границ собиратель­ской деятельности музея. Документированию может подлежать жизнь региона в целом или отдельных ее сфер, могут выявляться первоисточники только по отдельным проблемам или их аспектам. Свобода выбора предмета исследования не исключает, а предпола­гает глубокое научное обоснование данного выбора.

В 1960-70-е годы считалось необходимым документировать со­бытия, явления, факты, жизнь и деятельность человека в развитии и взаимодействии, избегая фрагментарности, что не утратило актуаль­ности и на современном этапе развития музейного дела.

С середины 1980-х годов происходит отход от принципа партийно­сти и формируется новый, который может быть определен как принцип наиболее полного, объективного и многогранного документирования исторической действительности. При его осуществлении предметом изучения и документирования становятся все типичные явления, собы­тия, факты, независимо от того, какой характер они носят - "позитив­ный" или "негативный". Акцентирование внимания на типичном пред­полагает одновременно фиксацию "редкого" и "уникального".

Принципиально новый подход наметился в документировании жизни и деятельности человека. Опираясь на известное высказыва­ние историка СМ. Соловьева: "История лишь тогда становится ис­торией, когда она насыщена людьми", - музеи ищут новые подходы к формированию личных фондов.

Сегодня представляется необходимым расширить круг персоналий, сделать объектом внимания не только выдающиеся личности, но пред­ставителей различных слоев населения, социальных и возрастных групп. Именно в музее могут храниться личные фонды "рядовых", "типич­ных", "характерных" представителей различных групп населения.

Важно, чтобы личные фонды комплектовались максимально полно и целенаправленно. Личные фонды представляются особо ценными в том случае, если они содержат первоисточники, отража­ющие не только деятельность человека, но раскрывающие его отно­шение к другим людям, выявляющие нравственный облик, переда­ющие атмосферу эпохи. Формирование личных фондов ценно и с точки зрения характеристики личности, и документирования эпохи в целом. В жизни и деятельности отдельного человека отражаются общественно-экономические и социально-политические характери­стики эпохи. На жизнь человека влияют войны, смены режимов и т.п. Все это фиксируется в различных источниках личного проис­хождения и требует кропотливой, бережной работы по выявлению музейно-значимых предметов.

В качестве примера реализации этих принципов приведем фор­мирование фондов Государственного музея обороны Москвы (ГМОМ), происходившее в 1988-95 гг. в период подготовки новой экспозиции. Изложенные выше принципы были сформулированы в Научной концепции комплектования фондов ГМОМ (1988) и разви­ты применительно к конкретной тематике музея. В соответствии с принятой концепцией в музей было привлечено свыше 8 тыс. перво­источников различных типов и видов, среди которых преобладали источники личного происхождения. Документированию подлежали основные, типичные, редкие, уникальные явления, факты как пози­тивного, так и негативного характера в соответствии с реальной ис­торической действительностью.

Из событий начала Московский битвы (30 сентября - 1 октября 1941 г) прежде всего документировалось основное событие - трагедия окруже­ния советских войск под Вязьмой. Одновременно фиксировались "ти­пичные" явления - отдельные упорные локальные бои на основных шос­сейных и железнодорожных магистралях, ведущих к столице, а также заметное событие - успешные танковые бои под Мценском.

События фиксировались многогранно. Так, при изучении траге­дии под Вязьмой были выявлены источники, отражающие гибель со­ветских войсковых частей, а также источники, свидетельствующие об упорных боях попавших в окружение войск, выход из окружения от­дельных частей, групп воинов, их повторная отправка на фронт и т.д.

Аналогично документировались и другие явления. Жизнь Мос­квы как прифронтового города при тщательном выявлении и изуче­нии первоисточников раскрылась во всем ее многообразии и даже противоречивости. Так, в музей поступили многочисленные музей­ные предметы - газеты, журналы, книги московских издательств по военно-исторической тематике, которая, безусловно, преобладала в то время. Но одновременно были выявлены издававшиеся книги по изобразительному искусству, детская, классическая, художественная литература (стихи А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, "Конек-Горбунок", "Мойдодыр", произведения зарубежной классики и т.п.). Источники свидетельствовали об эвакуации, закрытии театров, вы­езде актеров на фронт в составе фронтовых бригад. Одновременно масса источников демонстрировала развитие культурной жизни в столице. Афиши филиала Большого театра, Музыкального театра им. К.С. Станиславского, Областного детского театра, московских ки­нотеатров свидетельствовали о театральной жизни, информацион­ные, рекламные материалы позволяли представить непрекращающу­юся жизнь ряда московских музеев, библиотек и др.

С новых позиций формировались личные фонды. Было обраще­но внимание на участников Московской битвы различных родов и видов войск, различных званий и должностей. Выявлялись и при­влекались в музей личные фонды жителей столицы разных соци­альных групп, возрастов независимо от степени их участия в оборо­не города. Особое внимание уделялось выявлению дневников, пи­сем, записных книжек, записям стихов и другим материалам, рас­крывающим внутренний мир человека.

Методика комплектования фондов музеев различных профи­лей достаточно разработана и может в значительной степени быть использована в наши дни. Однако в целом методика комплектования требует своего развития на всех стадиях: подготовительном этапе, этапе разработки документации, этапе собирательской работы.

Содержание подготовительного этапа в основном сводится к следующему:

1. Определение функций конкретного музея, его места в систе­ме музеев.

2. Разработка применимых для конкретного музея принципов комплектования.

3. Изучение конкретной исторической действительности, под­лежащей документированию.

4. Анализ фондов музея (определение их полноты, значимости, объективности и т.п.)

Заканчивается подготовительный этап написанием основопола­гающего для научного комплектования фондов документа - науч­ной концепции комплектования.

Научная концепция комплектования должна содержать систем­ное представление о задачах, принципах, основных направлениях, формах и методах комплектования и служить основой для составле­ния программы и планов комплектования. В первой части концеп­ции основное внимание может быть уделено содержательному ас­пекту комплектования, во второй - принципам и в третьей - органи­зации комплектования.

Научная концепция должна зафиксировать в своей первой части основной предмет исследования, как он определен в общей концеп­ции музея. Если же научная концепция музея не разработана, резуль­тат работы коллектива сразу фиксируется в концепции комплектова­ния. В этой же части комплектования целесообразно определить ос­новные аспекты тематического комплектования фондов и предусмот­реть развитие типологических коллекций.

Следует учитывать, что содержательный аспект комплектова­ния фондов музея может быть шире, чем он определен предметом исследования, выходить за его хронологические, топографические границы. Помимо документирования определенной исторической действительности, музей при формировании фондов учитывает за­кономерность саморазвития своих коллекций, а также учитывает перспективу развития культурно-образовательной деятельности музея.

Во второй части концепции может содержаться изложение основных исходных позиций комплектования и их развитие примени­тельно к конкретному музею.

В третьей части научной концепции освещаются вопросы орга­низационно-методического характера. Фиксируются ответственные за тематическое и типологическое комплектование, определяются формы контроля.

Следует отметить, что научная концепция комплектования яв­ляется открытым документом, его развитие и уточнение закономер­но и целесообразно.

Методика работы над документом может быть разнообразной. Научная концепция комплектования может создаваться главным хра­нителем и заведующим экспозиционным отделом, иногда для разра­ботки данного документа следует создать научную группу сотруд­ников; численность и состав авторского коллектива определяется индивидуальными особенностями конкретного музея - составом и численностью научного коллектива, структурой музея и т.п. Но в любом случае целесообразно на определенном этапе обсудить ос­новные принципиальные положения документа в научном коллек­тиве. Утверждается научная концепция комплектования, как прави­ло, Ученым советом музея или, в случае его отсутствия, методичес­ким советом.

Вдумчиво и тщательно проведенная работа по написанию или уточнению научной концепции комплектования в значительной сте­пени подготавливает написание следующего документа, которым является перспективный план комплектования фондов музея. Наиболее распространенной формой перспективного плана комплек­тования является документ, содержащий следующие разделы:

1. Проблема.

2. Аспект проблемы (тема).

3. Объекты социальной значимости (источники комплектования).

4. Формы комплектования.

5. Время осуществления.

6. Ответственные за комплектование.

Иногда вносится п.7 - предполагаемые предметы музейного зна­чения - и составляется перечень уже известных первоисточников. Грамотно проработанный план комплектования должен четко отвечать на вопросы: КТО, КОГДА и КАК осуществляет комплектова­ние. Отсутствие этих данных на практике делает планы нереальными и трудновыполнимыми. Перспективные планы комплектования мо­гут составляться на любой срок, целесообразный для развития музея.

Планы должны быть общемузейными, желательно объединяю­щими и тематическое, и типологическое комплектование. На их осно­ве могут составляться отдельные и личные планы комплектования.

На основе планов комплектования целесообразно составлять про­граммы сбора материалов. В этом документе на первое место ставит­ся объект комплектования, а затем указывается тематика комплектова­ния и предполагаемые предметы музейного значения: ведь на одном и том же объекте можно изучать, документировать различные сферы жиз­ни общества. Так как суть комплектования прежде всего в выявлении первоисточников, к перечню предполагаемых предметов музейного зна­чения следует относиться очень осторожно, так как, ориентируясь на него, можно пропустить новые, еще мало известные первоисточники.

Методика проведения последнего этапа комплектования - соби­рательской работы - подробно изложена в методических пособиях. Ряд работ, написанных даже полвека назад, например, опыт прове­дения историко-бытовых экспедиций ГИМа, не утратили своей ак­туальности и могут быть рекомендованы и в наши дни. Особо следу­ет обратить внимание на особенности ведения нашими предшествен­никами экспедиционной документации. В дневнике экспедиции тре­бовалось четко фиксировать объекты исследования, результаты, пред­ложения о завершении работы, предварительные оценки привлечен­ных первоисточников. В адресной книге записывались данные о пер­соналиях, учреждениях и других объектах исследования с указани­ем степени их изученности, сбора материалов и перспектив даль­нейшего выявления первоисточников. Книги поступлений заполня­лись обязательно в день поступления предметов музейного значе­ния. Обязательной считалась запись рассказов по заранее опреде­ленным параметрам. Из богатейшего опыта научного комплектова­ния фондов по современности (события, происходящие одновремен­но с комплектованием) можно выделить:

- самостоятельное изучение исторической действительности пу­тем "пробного пилотажа", использование "метода экспертных оценок";

- проведение комплектования "по горячим следам" - личное по­сещение объектов, присутствие при "свершающихся событиях" и сра­зу после них;

- комплектование личных фондов не только путем общения с персоналиями или с членами их семей, но через знакомых, сослу­живцев, бывших одноклассников и т.д.;

- привлечение к комплектованию "актива".

Современная жизнь расставляет новые акценты при выборе форм и методов комплектования.

Уходит в прошлое практика безвозмездной передачи музеям предметов музейного значения предприятиями, учреждениями, ар­хивами и т.п.

Более перспективной формой становится покупка, обмен, сбор материала при реорганизации или ликвидации интересующих му­зей объектов.

Возрастает роль работы с коллекционерами, продающими или передающими предметы музейного значения.

Все большая роль принадлежит фиксации при помощи техни­ческих средств (фото-, фоно-, видеофиксация).

Заслуживает внимания и сбор предметов музейного значения, выб­расываемых населением - книг, пластинок, одежды, домашней утвари. Нередко выбрасываются даже семейные альбомы, архивы, документы.

В заключение хочется напомнить читателю, что методика - это по­стоянный поиск, развитие, совершенствование уже накопленного опыта.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных