Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Критерии отбора предметов музейного значения




Отбор предметов музейного значения происходит на разных уровнях. Изучая действительность, выявляя типичное, уникальное, музей уже производит отбор предметов музейного значения, очер­чивает круг персоналий, намечает объекты социальной значимости и, таким образом, определяет поле своей деятельности.

В ходе собирательства вновь встает вопрос о критериях отбора, но уже конкретно по отношению к отдельным источникам или их группам.

Существенным является критерий репрезентативности, т.е. пол­нота, достоверность, типичность или уникальность.

Исключительно важна семантика - соотношение материально­го воплощения и смыслового содержания.

Очевидно, можно выделить и критерий сохранности - способ­ность выполнять роль музейного предмета в настоящее время или после реставрации.

Критерий коммуникативности - потенциальная способность дополнять, разъяснять, взаимодействовать с другими предметами, воздействовать на мысли и чувства человека.

Часто выдвигается положение о желательном сочетании в од­ном музейном источнике свойств информативности, аттрактивности, экспрессивности.

Бесспорно, если музейный предмет сочетает все эти качества, он заслуживает особого внимания. Но музейный предмет, не обла­дающий одновременно всеми этими свойствами, никак нельзя рас­сматривать как "некачественный". Более того, вряд ли целесообраз­но предъявлять требование наличия всех этих свойств при выявле­нии предметов музейного значения и изъятия их из среды бытова­ния. Ведь краткая записка, написанная карандашом на блеклой бу­маге, содержащая несколько строк: "Мама, я ушел на фронт, прости, не успел проститься. Твой сын Алеша", не обладает аттрактивностью, не дает обширной информации, но ценность ее очевидна.

Особый интерес представляют предметы с легендой, точнее, все первоисточники, прошедшие интересный жизненный путь. Так, то­мик стихов М.Ю. Лермонтова, изданный в 1941 г., который участник Московской битвы пронес с собой от Москвы до Берлина, содержит совсем иную информацию и вызывает совсем иные чувства, чем та же книга, попавшая в музей от коллекционера.

Роль первоисточников различных типов и видов в документиро­вании исторической действительности недостаточно изучена. Прак­тическая деятельность музеев свидетельствует о главном - нельзя заранее отдавать предпочтение какому-либо типу или виду первоис­точников. Сама среда бытования, время, личность оказывают влия­ние на ценность предмета музейного значения.

Параллельно с комплектованием музейных предметов музей комплектует и фонд научно-вспомогательных материалов, которые будут использоваться при изучении и презентации первоисточников. Особенно важна получаемая в процессе комплектования сопутству­ющая информация, которая составит "внешнее информационное поле" предметов. Такая сопутствующая информация может уже быть зафиксирована к моменту выявления предмета в среде бытования (например, в виде публикации, фотографии), а может быть зафикси­рована уже музейными работниками в процессе комплектования (за­пись рассказа, воспоминания, фото-, фоно-, кино- видеозапись и др.). Сопутствующая информация, сообщаемая в устной форме, немед­ленно фиксируется в виде ряда документов: легенда, запись расска­за участника событий и др. Важным способом комплектования фон­да научно-вспомогательных материалов является также изготовле­ния различных воспроизведений музейных предметов: копий, маке­тов, муляжей и др.

Фонды музеев, сформированные с новых позиций, открывают исключительно широкие возможности во всех видах деятельности музеев. Прежде всего они дают возможность не иллюстрировать историю, а, вводя в научный оборот новые первоисточники, отра­жать развитие общества как многоплановое, противоречивое явле­ние, более глубоко раскрывать дела и помыслы людей, вызывать чув­ства сопереживания и сопричастности, ставить проблемы мировоз­зренческого и нравственного характера.

Уже на этапе комплектования начинается процесс изучения пред­метов музейного значения - будущих музейных предметов, выявле­ние их ценности, - который найдет продолжение в фондовой работе музея.

Литература:

1. Казакова С.Ф. Научное комплектование музейных фондов. Конспект лекций. М., 2001.

2. Решетников Н.И. Комплектование музейных фондов. М., 1997.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных