Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МУЗЕЕФИКАЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ И ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ 3 страница




Наиболее важная роль отводилась исследованию и реконструк­ции световой среды храма, которые позволили смоделировать тра­диционную систему освещения с помощью современных техничес­ких средств. Дневному свету отводилась роль постоянного фоново­го освещения. Частичное экранирование световых проемов прибли­зило уровень освещенности естественным светом к условиям функ­ционирования храма при слюдяных (нередко подкрашенных) окончинах. Основную активную функцию призваны были выполнять реконструированная система традиционного искусственного осве­щения и система высвечивания отдельных объектов направленным светом. Система искусственного освещения храма включала пани­кадило, "тощие" свечи, индивидуальное освещение икон иконоста­са свечами или лампадами. При этом была учтена психология вос­приятия современного зрителя, чьи представления о достаточности освещенности значительно превосходят существовавшие в прошлом, и световой поток каждой электрической свечи был установлен в 2-3 раза превосходящим световой поток настоящей восковой свечи. Это позволило, восстановив атмосферу таинственной сумрачности, обеспечить необходимую комфортность осмотра и сохранить вос­приятие освещения интерьера как торжественного и праздничного. Если описанная система служила в основном целям научной реконструкции, то система высвечивания объектов направленным светом является уже чисто музейным средством активизации зри­тельского восприятия. С этой целью был сконструирован подвиж­ный "световой маркер" - источник, дающий узкий пучок света, спо­собный перемещаться с одного объекта на другой, меняя при этом свой диаметр. Передвигаясь в сумраке с иконы на икону, высвечи­вая ту или иную фреску, фокусируясь в узкий пучок на наиболее важных деталях, световой маркер концентрирует внимание зрите­ля на тех фрагментах интерьера, о которых согласно сценарию со­общается информация, и позволяет рассмотреть их и запомнить. Наличие световой указки и контрастные изменения освещенности не искажают восприятия интерьера, так как являются временным фактором; после отключения приборов восприятие интерьера фор­мируется только традиционной системой освещения. Кроме систе­мы освещения, представляющей совершенно новый, не применяв­шийся до сих пор прием экспонирования интерьера, аудиовизуаль­ный показ памятника предусматривает наличие системы звуковос­произведения, системы демонстрации слайдов и системы автома­тического управления техническими средствами. Программа пока­за сопровождается речью и хоровым пением, которое, являясь обя­зательной составной частью синтеза искусств средневековья, одновременно позволяет выявить и раскрыть акустические свойства интерьера. Дополнительный материал по истории и архитектуре памятника был введен в систему АВ-показа в виде слайдпрограм-мы, которая демонстрировалась в начале сеанса в притворе храма и выполняла роль вводного раздела.

Попытки решения проблем экспонирования интерьера при по­мощи аудовизуальных средств были сделаны уже в конце 1980-х го­дов при музеефикации церкви Вознесения в Коломенском (Москва) и Дмитриевском соборе Владимира.

Сама гипотетичность предположений об изначальном облике ныне пустого и белого интерьера церкви Вознесения делала особен­но привлекательной для их наглядного показа подвижную, изменчи­вую, не закрепленную в постоянных формах структуру АВ-показа. Она позволяла бы не только объяснить зрителям, каким мог быть интерьер в XVI веке, но и построить на глазах у зрителей при помо­щи света и цвета наглядную реконструкцию, не вторгаясь при этом в реально сохранившуюся ткань памятника.

В проекте АВ-показа Дмитриевского храма г. Владимира воз­никла еще одна плодотворная идея: включение в систему АВ-показа не только интерьера, но и внешних форм памятника. Очевидно, что для экспонирования Дмитриевского храма с его уникальными фрес­ками и белокаменным резным декором она была особенно актуаль­на. Световой маркер, соединенный с фонограммой лекции, давал возможность максимального раскрытия информационного потенци­ала памятника, а музыкальное сопровождение и общая подсветка в вечерние часы делали восприятие более эмоциональным.

Как уже отмечалось, частичное или полное реальное воссозда­ние памятника по мнению большинства исследователей является слишком радикальной мерой и может применяться только в исклю­чительных случаях. Стремление максимально сохранить все следы исторического бытования архитектурного объекта, неудовлетворен­ность односторонностью, необратимостью метода реконструкции, ведущей к утрате памятником не только его подлинности, но и многоаспектности, вылилось в 1990-е годы в поиски новых подходов к экспозиционной интерпретации с помощью новейших технических средств несохранившихся памятников.

В 1990-х годах за рубежом возникает метод, получивший назва­ние "ненавязчивой интерпретации". В основе этого подхода - при­менение исключительно консервационных мер к материальному ос­татку памятника и виртуальное восстановление исторической эво­люции его архитектурных форм. Метод применяется к руинированным памятникам архитектуры и памятникам археологии. Интерпре­тация таких памятников в форме, интересной для широкой публики - задача, которую пытаются решить многие музеи.

Комплекс технических средств, созданный для виртуальной рекон­струкции, получил название "ворота времени". Первая очередь этой ин­терпретационной системы "временные рамки" была установлена в архе­ологическом музее Энама (Бельгия) в 1997 г. (автор концепции - Дж.Сандерленд, технический проект IBM, научно-информационное обеспече­ние - Институт археологического наследия Фландрии). При помощи си­стемы производится виртуальная реконструкция церкви бенедиктинско­го аббатства на разные исторические периоды ее существования.

Технически "временные рамки" состоят из установленной в спе­циальной кабине компьютерной системы сенсорного экрана и каме­ры, направленной на фундамент церкви. Прозрачный сенсорный эк­ран позволяет посетителям видеть в режиме реального времени "ма­териальный остаток" древней церкви - ее фундамент в реальном пей­заже. На него "накладываются" синхронизированные с ним полупроз­рачные трехмерные графические реконструкции церкви на разные исторические периоды, которые "воздвигаются" над реальным фун­даментом на глазах зрителя, как бы смотрящего на археологический участок через окно-экран. В дальнейшем в археологическом парке Энама предполагается установить целый ряд подобных систем в клю­чевых точках музея под открытым небом на остатках фундаментов бенедиктинского аббатства, существовавшего с 1063 по 1795 г.

Представляется, что оптимальным вариантом при сложной музеефикации комплексного памятника является сочетание самых раз­ных подходов к его интерпретации, как традиционных, так и новых.

Проблема музеефикации археологических памятников явля­ется одной из наиболее трудных. Хотя недвижимые памятники архе­ологии рано стали объектами "музейного" интереса, до сих пор в России музеефицированных памятников археологии очень мало. Сеть археологических музеев-заповедников растет крайне медленно, на­учная методика до конца не разработана, требуется серьезное обоб­щение накопленного опыта именно с позиций музейного дела.

Важнейшей для рассматриваемой проблемы особенностью ар­хеологических объектов является то, что музейное использование, как правило, - единственный возможный вариант использования памятника археологии (в отличие от памятника архитектуры, ланд­шафта, для которых альтернативой является утилитарное использо­вание). Учет памятников, их включение в "Своды", создание архео­логических карт - представляют собою меры превентивные, направ­ленные на сохранение от разрушения, но практически не раскрыва­ют информационный потенциал памятников и не обеспечивают их функционирование в современной культуре. Соответственно, музеефикация - не просто оптимальный, но единственный путь включе­ния такого памятника в современную культуру. Одновременно она позволяет решить проблему сохранения, ибо после археологичес­ких раскопок и полевой научной фиксации археологический объект, как правило, разрушается, зарастает, засыпается и со временем ис­ключается из охранных списков.

Другая особенность музеефикации большинства археологичес­ких объектов - невозможность транспортировки на другую террито­рию. Как правило, памятник археологии может быть музеефицирован только на месте обнаружения.

Этапами музеефикации недвижимых археологических объектов являются: раскопки, консервация, благоустройство подходов, оформление сопроводительными текстами и др. виды экспозици­онной интерпретации.

При отборе археологических памятников для музейного показа выделяют несколько типов объектов. Археологические памятни­ки: городища, селища, стоянки, могильники, оросительные системы, производственно-ремесленные комплексы, то есть комплексы, позволяющие всесторонне осветить все основные моменты жизни и деятельности древних людей. Археологические объекты: отдель­ные сооружения (в т.ч. в составе археологических памятников). Ар­хеологические находки: вся движимая часть археологического па­мятника или объекта.

Особое место среди памятников древности принадлежит на­скальным изображениям. Эти памятники относят к археологическим, хотя они не связаны с раскопками. Петроглифы обладают ис­ключительной аттрактивностью и экспрессивностью, оказывают сильное эстетическое воздействие. Опыт показывает, что иногда музеефикация наскальных росписей приносит им вред. Во Франции

массовое посещение пещер с роспи­сями привело к изменению атмосферно-влажностного режима и пор­че росписей. Поэтому сначала дол­жен быть продуман способ показа памятника посетителям. В РФ созданы два музея на основе памятников наскального искусства - "Беломорские петроглифы" в Карелии и "Том­ская писаница" в Кемеровской области.

Одиночный археологический объект может быть преобразован в объект музейного показа. Существу­ют разные подходы к музеефикации археологических объектов и памятников.

Одна точка зрения - музеефицировать и экспонировать следует толь­ко подлинную, сохранившуюся часть памятника. Такой подход при­меняется при "закрепляющей консервации" глинобитной и деревянной архитектуры, сохранившихся фрагментов культурного слоя. При музеефикации каменной архи­тектуры перекладывают или наращивают до определенного уровня верхние ряды кладки, обозначая границу между подлинными и до-компонованными рядами. Прием докомпоновки играет роль не только усиления "экспозиционности" памятника и повышения уровня рас­крытия информационного потенциала, делает его более аттрактив­ным и понятным публике - надстройка, кладущаяся на цементе, ук­репляет кладку и предохраняет ее от разрушения.

В настоящее время все чаще используется при музеефикации археологических памятников метод реконструкции, основанный на возведении постройки целиком на основании сохранившихся час­тей, данных раскопок и привлечения аналогов. Этот эффектный с музейной точки зрения прием вызывает негативное отношение со стороны многих специалистов. Сторонники такого подхода утверж­дают, что сделать памятник археологии интересным и понятным для самого широкого круга посетителей - одна из важнейших задач ар­хеологического музея, и наиболее действенный путь к решению этой задачи - применение реконструкций. Тактично и осторожно исполь­зуется реконструкция в археологическом заповеднике "Танаис": среди многочисленных античных построек, законсервированных на уров­не фундаментов и доступных для осмотра, одна усадьба реконстру­ирована частично и одна - полностью, с возведением макета жили­ща в натуральную величину. Реконструкции смело использованы кемеровскими археологами и музейными работниками в заповедни­ке "Томская писаница".

Простейший и древнейший способ музеефикации археологичес­ких объектов и памятников - консервация недвижимых частей объек­та под открытым небом, часто в сочетании с экспонированием най­денных при раскопках предметов в отдельном здании. Это самый распространенный в мире способ, именно так экспонируются еги­петские древности, мегалитические постройки, античные памятни­ки Средиземноморья, Крыма, Закавказья. Примеры на территории РФ - античный Танаис и средневековая крепость "Кром" в Пскове, где на определенный уровень выведены фундаменты и фрагменты нижних частей стен древнейших сооружений. Этот способ наиболее удобен для музеефикации каменных сооружений. Другой способ - изоляция от атмосферных воздействий путем возведения навесов, павильонов или других укрытий над археологическими объектами. Этот способ широко распространен за рубежом; в РФ можно назвать "Костенки" (Воронежская обл.), погребение неолитических мальчи­ков "Сунгирь" (Владимир). Его достоинство - надежность сохран­ности, недостаток - нарушение прилегающего культурного слоя и визуальной связи объекта с окружающей средой.

Иногда археологические объекты, расположенные в черте со­временных городов, тоже превращаются в объекты показа. Суще­ствуют разнообразные способы включения памятника в организм города. Некоторые объекты музеефицируют (Довмонтов город в Пскове), другие сохраняют в подвалах зданий, в городских парках, на станциях метро, в подземных переходах (фрагмент Варваринской башни в Москве, остатки древней плотины в Екатеринбурге и др.). В 1997 г. в Москве осуществлено создание на базе музеефицированного в условиях города памятника (остатков Воскресенского моста) музея (подземный Музей археологии Москвы).

Наиболее совершенной формой музеефика сегодня является комплексная музеефикация археологических памятников с орга­низацией археологических музеев-заповедников под открытым не­бом, дающая возможность изучения жизни и деятельности древ­них во всей совокупности их проявлений. Археологические му­зеи-заповедники в нашей стране появляются в начале 1960-х гг. Крупнейшие из них - Танаис (Ростовская обл.) на базе хорошо сохранившихся остатков античного города, Костенки (Воронежс­кая обл.) - древнейшая палеолитическая стоянка на территории РФ, Болгарский архитектурный музей-заповедник (Татарстан) на базе развалин средневековой столицы Волжской Булгарии. Для успешного функционирования музея-заповедника необходимо установление и строгое соблюдение охранных зон. Одновремен­но почти всегда создаются экспозиции движимых археологических коллекций, добытых при раскопках, в специальных зданиях вблизи памятника или на его территории.

Музеефикации предшествуют стационарные научные исследо­вания объекта археологической экспедицией, которые с самого на­чала должны быть ориентированы на будущую музеефикацию. Од­нако до сих пор археологическая экспедиция, как правило, выполня­ет только обычные виды работ, оставляя раскоп открытым и предос­тавляя дальнейшими вопросами музеефикации заниматься музею. В музее же нередко специалистов с соответствующей подготовкой нет. Перспективным путем представляется организация бригад из археологов, представителей реставрационных мастерских и музей­ных специалистов. Идет разработка специальных методик раскопа памятников, подлежащих музеефикации, включающая методы уда­ления грунта из раскопов, укрепление бортов раскопа или замена отвесных бортов скошенными бортами, призванными устранить уг­розу обвалов, придать раскопу более естественный вид, улучшить обзор. Раскопы предохраняют от дождевых и талых вод путем уст­ройства колодцев, водоотводных каналов и т.п. Если на памятнике существует ряд разновременных объектов, перекрывающих друг друга, стремятся экспонировать их так, чтобы была ясна картина исторического развития памятника, демонстрируя системы разно­временных объектов в границах одного раскопа. Другой путь - на отдельных раскопах показывать только одновременные объекты -более простой, но менее эффективный.

В последнее десятилетие XX в. появился термин "живая архео­логия", означающий внесение игрового момента в показ памятни­ков, введение посетителя в парадигму древней культуры, приобще­ние к ней через действие, игру, моделирование образа жизни древ­него человека. За рубежом широко практикуются походы детей и молодежи с проживанием в течение нескольких дней вдали от циви­лизации в реконструированных условиях первобытного общества, с добычей огня, устройством убежища, приготовлением пищи и т.п. В заповеднике "Томская писаница" устроен своеобразный "тир": в лесу установлены силуэты животных, на которых охотился в этих местах древний человек, и посетители имеют возможность пострелять из точной модели лука каменного или бронзового века, поупражняться в метании копья, гарпуна, петли и др.

Весьма перспективно включение археологических памятни­ков в систему экомузеев, где охрана основана не только на юри­дических мерах, но и на формировании соответствующего отно­шения к памятнику у населения. В экомузеях Сибири предлага­ются различные виды музеефикации: раскопка памятника с пос­ледующей рекуль­тивацией и уста­новкой на его мес­те пояснительного текста; частичные раскопки и музеефикация исследо­ванного памятни­ка; сохранение па­мятников в целост­ности, без раско­пок, с сопровожде­нием их на местно­сти пояснитель­ным текстом. Тре­тий путь возможен там, где есть достаточное количество хорошо изученных однотипных памятников. Такой подход является при­знанием того, что само наличие археологических памятников, скрытых от взора исследователей - суть факт культуры и неотъем­лемая часть среды и потому должен сохраняться. С другой сторо­ны, сохраняется возможность исследовать эти памятники в буду­щем, с применением иных, более совершенных методик изуче­ния и музеефикации. Археологические памятники включаются в экскурсионно-туристическую инфраструктуру, демонстрируя со­циальную экологию в ретроспективе и отражая процесс истори­ческого освоения географической среды.

Критериями отбора археологических объектов и памятников для музеефикации являются историческая ценность, сохранность, дос­тупность.

Музеефикация памятников науки, техники, индустрии. Часть наследия, которую исследователи предлагают называть "технологи­ческими памятниками", позже других была осознана как ценность и стала объектом музеефикации. Памятники этого типа, дошедшие от древности и средневековья, вошли в сознание как памятники архео­логии, истории, градостроительства и архитектуры без выделения в качестве особо ценной их технологической составляющей. Что ка­сается более позднего времени, новые технологии развиваются на основе старых и старые технологии как бы растворяются в новых, не оставаясь для настоящего и будущего в качестве памятников.

Распространение музеев техники во 2-й половине XIX в. иссле­дователи связывают с развитием крупной промышленности и транс­порта, но в это время они рассматриваются скорее как информаци­онные центры, распространяющие знания о технике и технологии, и накапливают, главным образом, образцы современной им техничес­кой мысли. Естественно, подавляющее большинство их возникает посредством коллекционирования.

Только в XX в. в обществе проявился все возрастающий интерес к "технической истории" человечества. Это явление нельзя объяснять, как порою делается, только научно-техническим прогрессом и важно­стью сохранения заложенных в памятниках научно-технической ин­формации. Будучи осознаны обществом как памятники, научно-тех­нические и промышленные объекты становятся в один ряд с другими памятниками культуры и обретают прежде всего гуманистическое содержание. Человек начинает видеть в них своеобразную красоту, поэтизирует их, пытается, вглядываясь в них, осознать и решить су­щественные социальные, экологические, мировоззренческие пробле­мы. Музеи все активнее переходят от "отраслевого" к проблемному показу научно-технического и индустриального наследия.

Это утверждение особо справедливо для тех регионов, в кото­рых вся историко-культурная ситуация определялась, в первую очередь, развитием промышленности. И, естественно, именно в них достаточно новое и перспективное направление музейного дела - сохранение и актуализация памятников научно-технического и ин­дустриального наследия - соединилось с перспективным методом сохранения и актуализации - музеефикацией.

За рубежом существует уже немало музеев, возникших на осно­ве музеефикации памятников промышленности. Еще в 1933 г. был создан Чикагский музей науки и индустрии, в котором, наряду с кол­лекционным, применялся ансамблевый метод показа памятников (например, угольной шахты).

Город Брамше в Нижней Саксонии на протяжении столетий был известен своей суконной продукцией. Здесь сложилась уникальная ситуация, когда мастерские до 1971 г. являлись общей собственнос­тью местных ткачей-суконщиков. Ткачи оставались ремесленника­ми, объединенными в гильдию, и вместе работали на станках, при­надлежавших этой гильдии. В городе сохранился комплекс зданий гильдии ткачей-суконщиков и производственные помещения. В 1990-е гг. по инициативе местного социума был организован городской индустриально-исторический музей на основе музеефикации этих зданий, самого процесса производства, а также ряда прилегающих жилых домов, сохранивших черты старого уклада, вместе с инте­рьерами и организацией быта. Музей стал культурным центром го­рода, определяя его облик, традиции, интерес туристов, способствуя решению проблем занятости.

В 1990-е гг. был создан международный градостроительный проект "Эшмор Парк", занимающийся экономическими, экологичес­кими, социальными и культурными преобразованиями северной ча­сти Рурского бассейна, многочисленные промышленные предприя­тия которого постепенно прекращали функционировать. Как одна из важнейших задач его стратегии была определена связь со свиде­тельствами индустриального прошлого региона. Проектировщики предлагают сочетать музеефикацию части памятников и переобору­дование другой части под современное использование в качестве гостиниц, ресторанов, кинотеатров и т.п.

Приведенные примеры, которые можно было бы продолжить, показывают различные формы музеефикации промышленных памят­ников: воссоздание в виде ансамблевой экспозиции; сохранение in situ уникального городка вместе с производством, вокруг которого он ис­торически сложился; реконструкция целого промышленного региона с сохранившимися недействующими предприятиями, способствую­щая решению сложнейших социальных и экологических проблем.

Российское музейное дело подошло к пониманию необходимо­сти выявления, сохранения и комплексной музеефикации индустри­альных памятников лишь в 1980-е годы, значительно отставая в этом отношении от многих других стран, хотя сама идея такого подхода зародилась еще в уникальную для российского музееведения пору, в 1920-е годы. Свердловская область стала регионом, где работа была начата, и в настоящее время занимает в этом отношении безусловно лидирующее положение среди регионов России. В 1987 г. в Нижнем Тагиле создается первый в России завод-музей; с этого момента про­исходит стремительное вовлечение индустриального наследия Свер­дловской области в орбиту музеефикации; сегодня число музеефицированных памятников постоянно растет, среди них - находящиеся в разной степени подготовки к музейному показу заводы, рудни­ки, карьеры, пристани и т.п.

Медленно включаются в эту деятельность музеи других регио­нов, что нередко становится причиной гибели уникальных памятни­ков. Однако определенные сдвиги в этом направлении заметны. Нельзя не упомянуть пример первой в мире Обнинской атомной стан­ции. Ее реактор должен быть остановлен в 2004 году, но уже в конце 1990-х гг. была создана инициативная группа, разрабатывающая про­ект музеефикации станции путем непосредственного перевода сра­зу после остановки в категорию музейных объектов. Сложность сто­ящих перед разработчиками проблем: от обеспечения безопасности до сбора коллекций действующих моделей других аналогичных па­мятников - очевидна. Но своевременность и профессионализм по­становки проблемы, стремление решить в первую очередь задачи социального проектирования, подготовка общественного мнения в городе, который самим своим возникновением и славой обязан стан­ции, позволяет верить в успех этого исключительного важного как для истории науки и техники, так и для развития российского музей­ного дела начинания.

К сожалению, даже по сравнению с проблемами выявления и сохранения, еще очень слабо разработаны проблемы экспозицион­ной интерпретации индустриального наследия. Наиболее сложной, но и чрезвычайно интересной проблемой является музеефикация производственных процессов, методы их сохранения в искусствен­но созданной музейной среде, показа и интерпретации. Интересное решение нашел Верхнесинячихинский музей (Свердловская обл.), где производственные процессы на действующем заводе становятся объектами музейного показа: после осмотра музея посетители со­вершают экскурсию на металлургический завод и присутствуют на выплавке металла.

На остановленном предприятии, где показ процесса невозможен из-за требований техники безопасности или по другим причинам, выявление информационного потенциала возможно дополнительны­ми экспозиционными средствами. Широко используется во всем мире показ действующих мо­делей как самостоятель­ных объектов или в каче­стве дополнения к пока­зу подлинного процесса; в последнем случае они организуют предкоммуникационный этап и спо­собствуют максимально наглядному разъяснению посетителям самого про­цесса. Следует учиты­вать, что особо запомина­ющимся может стать ин­терактивный вариант демонстрации моделей, когда сами посетите­ли могут приводить их в действие.

При музеефикации сложных научно-технических и индустри­альных памятников разрабатываются специфические приемы под­готовки к музейному показу. Примером может служить проведенная на Балтийском заводе Санкт-Петербурга работа по музеефикации подводной лодки Д-2 (функционирует как музей с 1994 г). Памятник был приспособлен для осмотра посетителями путем вскрытия отсе­ков, вырезки палуб и переборок, устройства трапов, переходов, пло­щадок для осмотра, организации дополнительной экспозиции в ак­кумуляторных ямах. Отработанные на лодке Д-2 методики могут быть успешно использованы при организации музеев-памятников на ос­нове объектов науки, техники, индустрии.

Музеефикация среды, ландшафтов, нематериальных объек­тов наследия. В XX веке наряду с тревогой, охватившей общество в связи с катастрофическим состоянием экологии природы и экологии культуры, обостряется внимание к сохранению стремительно исче­зающих и меняющихся ландшафтов, городской и сельской среды, традиционной культуры. Средовой подход в музеефикации стреми­тельно меняет картину музейного мира. Важный принцип средового подхода - выделение культурно-ис­торических ландшафтов или запо­ведников как объектов "историчес­кой памяти", несущих социальную функцию. Термин "культурно-ис­торический ландшафт" объединя­ет 3 главные компонента системы: природу, общество, историю. Му­зей-заповедник, объекты которого рассредоточены в городской или сельской среде, являясь ее неотъем­лемой частью, становятся "градооб­разующим элементом" поселения. Результатом взаимодействия терри­тории и музея становится "новая природно-культурная реальность", в которой музейный контекст, по словам Э.А. Шулеповой, "решает проблемы стабилизации определенных качеств среды, в которой оби­тает человеческое общество". Такую определяющую для формиро­вания социокультурной среды роль играют музеи-заповедники в го­родах Таганроге (Ростовская обл.) и Тотьме (Вологодская обл.), в селе Шушенское (Красноярский край), а в рамках целого района - Изборский музей-заповедник (Псковская обл.).

Средовой музей может возникать как результат музеефикации целого поселения и даже региона. Музей в Клоппенбурге (Герма­ния) показывает быт и культуру всех слоев населения Нижней Сак­сонии с XVII в. до середины XX в. и является отражением резуль­татов систематических научных исследований нижнесаксонских ре­гионов. В 1970-е гг. были исследованы все сохранившиеся в кня­жестве Оснабрюк строения XVIII-XIX вв. и в результате подроб­ного изучения и описания 2000 зданий и всех сохранившихся пред­метов быта подробно исследована проблема истории народонасе­ления (в результате чего сейчас известен состав каждой отдельной семьи с 1700 г.); этот слой культуры получил свое отображение в экспозиции музея под открытым небом, насчитывающего более 50 исторических строений XVII-XIX вв.

Музей под открытым небом в Бимише (Северная Англия) был основан как музей повседневной жизни графства. Это была попытка в комплексе воссоздать историю развития общества и промышленнос­ти района. В 1970 представители 8 графств подписали договор о со­здании музея. Под музей была отведена территория в 120 га; были созданы "городской" и "сельский" сектора музея, позволившие вос­создать взаимодополнение в этом регионе промышленности и сельс­кого хозяйства. В городской сектор был перенесен ряд характерных домов из соседнего города, в них размещены контора адвоката, каби­нет стоматолога, писчебумажный магазин, кабачок, конюшня, восста­новлен типичный облик улицы, пущен исторический трамвай. Шах­терская улица была реконструирована с садами, двориками, внутрен­ним убранством помещений, кошками, огнем в каминах, домашними хлопотами. На работу были приняты горшечник, печатник и т.п., де­монтирован и перенесен в Бимиш вокзал Роулей, отреставрирован­ный на 1910 г., пущена копия старинного паровоза, перенесен музы­кальный киоск. Действующая ферма музея специализируется на раз­ведении редких традиционных пород скота. Сбор предметов, типич­ных для региона, решающую роль в котором сыграл энтузиазм мест­ного населения, позволил в результате собрать беспрецедентную кол­лекцию памятников социальной истории (ок. 1 000 000 ед.хр.). Один из аспектов осуществляемой здесь коммуникации - передача опыта, знаний, воспоминаний, традиций от старших посетителей детям и внукам.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных