Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Детские культурные музейные центры




Последние годы в России отмечены созданием на базе музеев специальных организационных структур, получивших название дет­ских музейных центров; каждый из них имеет особенности, опреде­ляемые спецификой музея, его кадровым составом, территорией. Появляются также центры, не ограниченные только детской аудито­рией (и семьей), но выходящие на весь срез музейной аудитории и получившие название "культурно-музейные центры". Условие их возникновения - наличие профессионалов-организаторов, заинтере­сованной аудитории и поддержка администрации. Их следует рас­сматривать как самостоятельную организационную структуру, хотя и близкую в ряде случаев детскому музею. Нередко они имеют свое название, например, "Культурно-образовательный центр", "Детский образовательный центр краеведения и музейной педагогики", "Школа искусств" и т.п. Все они имеют свою концепцию, структуру, но, глав­ное - их деятельность направлена на интеграцию образования и куль­туры, максимальное использование культурной среды музея в обра­зовательных и воспитательных целях. В центрах разрабатывается спектр программ для детей всех возрастов с разной целевой направ­ленностью, ориентированных как на основные экспозиции и выс­тавки музея, так и на специально созданные детские экспозиции. Большое место в программах уделяется региональным аспектам куль­туры, что находит воплощение в таких формах работы с аудиторией, как школы искусств и ремесел, клубы историков, археологов, крае­ведов и др. Как правило, программы разрабатывают специальные формы и интерактивные методики "погружения в прошлое". Боль­шинство детских центров имеет специализированные детские экс­позиции и выставки, но ими не исчерпываются программы, охваты­вающие все культурное музейное поле и часто включающие образо­вательные учреждения - детские сады, школы, колледжи и др. В ряде центров продумывается "выход" музея в школы, где создаются музейно-образовательные комплексы, а программы занятий включены в учебный процесс. Практически все центры взаимодействуют с си­стемой образования района, области, края, республики.

С этой точки зрения большой интерес представляет опыт Рес­публиканского детского музейного центра (РДМЦ), созданного при музее-заповеднике "Кижи". Его создание позволило более рацио­нально использовать высокий образовательный потенциал культур­ного наследия Карелии. При разработке структуры РДМЦ был уч­тен широкий спектр участников, каждый из которых имеет четко определенные функции. Разработан правовой механизм, определен кадровый состав. Создана система музейно-образовательных баз и комплексов в ряде школ Карелии. На примере музейно-образовательного комплекса одной из школ г. Петрозаводска видно, как по­степенно музей входит в жизнь школы: в 1-ом классе реализуется программа "музейного всеобуча"; во 2-4-х классах - "Предметный мир культуры", курс которого основан на краеведческом материа­ле; для 5-6-х классов предназначен курс "Знакомство с вспомога­тельными историческими дисциплинами". А уже в 10-11-х клас­сах учащиеся осваивают "Основы материальной и духовной куль­туры народов Севера". Постепенно увеличивается количество ча­сов, посвященных музейным занятиям: если в 1-ом классе они со­ставляют 1час в месяц, то во 2-4-ом классе - 1 час в неделю. Пла­нируется введение системы непрерывного музейного образования с 1 по 11 класс.

Что особенно важно, все музейные программы РДМЦ входят в школьную систему художественно-эстетического и гуманитарного образования. Так, материалы декоративно-прикладного искусства и этнографии используются на уроках изобразительного искусства, а такая школьная тема, как "Музыка народов Карелии" иначе воспри­нимается в контексте музейно-образовательных программ.

Опыт работы карельских специалистов показывает, что созда­ваемые в школах музейно-образовательные комплексы способству­ют не только углублению проблематики ряда учебных дисциплин, но и созданию программ дополнительного образования, которые воплощаются в работе кружков, клубов, студий, фольклорных ан­самблей и др. Музейный комплекс в школе может органично вхо­дить в учебно-образовательный процесс и выступать организатором общешкольных праздников и культуротворческих акций.

Таким образом, детские музейные центры аккумулируют раз­ные направления образовательной деятельности музеев. При разно­образии структур и названий все они имеют ряд общих признаков:

- формируется коллектив, работающий на разных экспозициях по разным программам, объединенный общими взглядами на про­цессы образования и воспитания;

- программы разных направлений создаются специалистами как музеев, так и разных образовательных учреждений;

- как правило, центры имеют специальные детские экспозиции, "учебные классы" - культурные пространства, которые могут созда­ваться как в музеях, так и в образовательных учреждениях под пат­ронажем центров;

- проблема организации фонда музейных предметов и их включе­ния в образовательный процесс решается по-разному в зависимости от особенностей структуры центров. Музейные предметы могут храниться в фонде музея, на базе которого создан центр, и по согласованию с фон-довиками включаться в занятия. Как правило, формируется специальный фонд музейных материалов для работы со школьниками. При создании музейных комплексов в образовательных учреждениях фонд материалов музея формируется уже на их базе; оформляется соответствующая доку­ментация, за сохранность отвечают конкретные специалисты. Жизнь под­сказывает оптимальные решения проблемы и варианты структур;

- спектр программ, разрабатываемых центрами, отвечает самым разным интересам и пожеланиям разновозрастной детской аудито­рии. Создание детских музейных центров стимулирует развитие музеев как дополнительных образовательных структур с разветвлен­ной системой клубов, кружков, студий и других форм культурно-об­разовательной деятельности;

- наблюдается тенденция создания музейных культурных цент­ров, работающих не только с детской, но и многообразной взрослой аудиторией. А это значит, что можно говорить об интеграции систе­мы образования, культуры, музеев, центров социальной защиты и других организаций и ведомств.

Взрослая аудитория

Взрослую музейную аудиторию составляют посетители разно­го возраста, профессии, образования, социального статуса, место­жительства, национальности, индивидуальных предпочтений.

В течение многих десятилетий традиционно считалось, что глав­ная аудитория музеев - школьники. Однако изменения в развитии об­щества (и, соответственно, музеев) в последние десятилетия XX века привели к разработке новой коммуникационной модели музея, пока­завшей, что музей может быть притягательным центром культуры, досуга, образовательным центром и для взрослых посетителей. Об этом свидетельствует и изучение международных тенденций. Иссле­дователи прогнозируют, что эти тенденции получат дальнейшее раз­витие, а музей будет культурным центром для самых разных групп взрослой аудитории. Изучение роли музеев в образовании взрослых является одним из направлений деятельности Европейской ассоциа­ции обучения взрослых, созданной в 1990-х годах. Ассоциацией под­готовлен сборник материалов, посвященный обучению взрослых в музеях Европы, включающий и опыт российских музеев.

В России складываются определенные направления взаимодей­ствия музеев со взрослой публикой, находящие отражение в куль­турно-образовательных проектах. Однако, хотя музеями накаплива­ется опыт работы со взрослой аудиторией, в целом эта работа еще не стала системой и носит спорадический характер. Исходя из обще­мировых тенденций и российского опыта, можно предположить, что в современной социокультурной ситуации эта проблема будет решаться в организационном, методическом и содержательном аспектах.

Какие же общие тенденции характерны для включения взрос­лых посетителей в жизнь музеев?

Прежде всего, развитие таких форм, как студии, клубные объе­динения, музейные праздники, программы семейных посещений, выходного дня и др.

На базе музеев как дополнительных образовательных институ­тов, являющихся хранителями уникальных памятников народного мастерства и традиций, создаются студии, школы народного искус­ства. В качестве примера можно назвать студию "Роспись по дере­ву", которая уже более 15 лет действует в Вологодском музее-запо­веднике и принимает без ограничений всех желающих. Программа рассчитана на 2 года, занятия проводят опытные профессионалы, разработавшие свою методику обучения. Студийцы уже в период учебы принимают участие в выставках, ярмарках, городских празд­никах. По окончании студии выдается диплом, выпускники могут поступать в мастерские по росписи, работать индивидуально. Та­ким образом, подобные студии помимо образовательных целей име­ют и сугубо практическое значение, предоставляя возможность сту­дийцам приобрести новую профессию.

В Калужской области, издавна известной изделиями из гли­ны, на базе частного музея ремесла, архитектуры и быта, создан­ного супругами Л.И. Федоровой и В.А. Ткаченко с детьми, откры­та школа народных мастеров, обучение в которой предусматрива­ет работу с семьями по долговременной программе. Целью про­екта является приобщение всех желающих к культурному насле­дию края, реабилитация лиц, имеющих отклонения в здоровье и физическом состоянии, подготовка народных мастеров. В школе изучают историю калужской глиняной игрушки, известной с кон­ца XVI века, учатся лепке, технологическим приемам создания игрушки. Занятия проходят в помещении музея по соседству с эк­спозиционным залом, интерьер которого воспроизводит обстанов­ку среды бытования игрушки.

Принципы обучения, работа с природным материалом - глиной, возможность общения с подлинными изделиями народных масте­ров и с единомышленниками - все это оказывает благотворное вли­яние на обучающихся. Знание философии ремесел, изучение и освоение местных традиций и обрядов благоприятствует гармоничному развитию личности, делая обучающихся вместе детей и взрослых более жизнестойкими, уравновешенными.

Возрождение ремесел и промыслов - сложный процесс, требу­ющий изучения и разумного подхода, благотворно влияющий на раз­витие духовности, нравственности, укрепляющий семейные отно­шения, связи взрослых и детей. Участие музеев в этом процессе - ответственная миссия.

Проблема семьи занимает одно из приоритетных мест в совре­менной культурно-образовательной деятельности музеев. Существу­ет спектр подходов в решении семейного посещения музеев, раз­рабатываются программы "Музей и семья", включающие разные формы и виды работы с семейными посетителями. Так, в Политех­ническом музее в Москве разработана программа "Семья в музее", а в городском музее города Тольятти - "В музей всей семьей", це­лью которой является объединение детей и родителей в залах му­зея, на выставках, музейных праздниках для проведения досуга и общения. Программа "Семейный лабиринт" разработана в Биоло­гическом музее им. К.А. Тимирязева (Москва) и осуществляется в выходные дни уже несколько лет. Гости музея - дети и взрослые - попадают в разные "биологические миры": ботанику, зоологию. Здесь они получают разные задания, которые выполняют сообща. Взрослые активно включаются в познавательный процесс, продол­жающийся и дома.

Перспективной тенденцией представляется создание для семей­ных посетителей специальных путеводителей, которые содержат краткий рассказ об экспозиции, помогающий родителям при посе­щении музея быть "гидами" для своих детей. Кроме того, путеводи­тели содержат задания для детей, они выполняются с участием ро­дителей в домашней обстановке. Такие путеводители созданы в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, Каргопольском музее-заповед­нике, Музее-панораме "Бородинская битва" и др.

По статистике, примерно одну треть всех посетителей музеев составляют студенты. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что возможно создание многоуровневой системы взаи­модействия студенческой молодежи и музеев.

Если ставить вопрос об учебных задачах, то их в первую оче­редь решают студенты гуманитарных вузов, в программы которых по истории, археологии, этнографии, литературе, искусству и др. предметам включается работа на музейных экспозициях. Работают студенты и в фондах, материал которых является уникальным пер­воисточником, основой для работы над курсовыми и дипломами. В этой связи открываются перспективы взаимовыгодного сотрудни­чества вузов и музеев.

Интересен опыт сотрудничества Московского государственно­го университета им. М.В. Ломоносова и музеев. На кафедре отече­ственной истории в 1970-80-е гг. была разработана программа, ап­робированная многолетней практикой и дающая прекрасный при­мер обучения и воспитания студентов на лучших традициях русской истории, культуры и искусства. В программу, включающую теоре­тический курс, практические занятия, индивидуальную работу с ли­тературой входит работа на экспозициях музеев, изучение мемори­альных комплексов, памятников архитектуры. Специальный курс строится на исследовании экспозиций музеев и памятников в соот­ветствии с программой по отечественной истории. Кафедра вырабо­тала методический прием, стимулирующий творческую активность студентов. Каждый студент разрабатывает тему экскурсии по свое­му выбору и по согласованию с преподавателем и музейным специ­алистом, а затем проводит экскурсию для студентов своей группы. Обсуждение экскурсии проходит в форме дискуссии.

Целесообразна организация музейной практики на базе музеев. Например, студенты исторического факультета Казанского универ­ситета с первого курса включаются в музейную работу. В соответ­ствии с основными направлениями музейной деятельности музей­ная практика также состоит из трех направлений — фондового, экс­позиционного, культурно-образовательного. В процессе практичес­ких занятий изучаются особенности формирования, учета, изучения, хранения музейных коллекций, проектирования экспозиций и выставок. Студенты участвуют в историко-бытовых, археологических, этнографических экспедициях, в организации музейных праздников, учатся проводить экскурсии, разрабатывать другие формы взаимо­действия с аудиторией на базе Государственного объединенного му­зея Татарстана. В течение многих лет музей является учебной базой для прохождения курса "Основы исторического краеведения".

Анализ анкетирования студентов показал эффективность музей­ных занятий. В анкетах отмечалось, что практика в музее дала сту­дентам возможность не только прикоснуться к истокам культуры, искусства, но и познакомиться с людьми, влюбленными в свое дело а "этого не заменят никакие лекции, публикации или фильмы...". Половина состава работников музея сегодня состоит из выпускни­ков университета. Не все студенты станут сотрудниками музея, но именно благодаря музею студенты постигают историю и культуру не только глубоко, но и эмоционально, "пропуская через себя".

Для студентов гуманитарных вузов и факультетов "общение" с музеем, памятниками истории и культуры - все-таки необходимая учебная программа профессионального образования, хотя и выходя­щего за учебные рамки. Но сейчас остро стоит вопрос общей гуманитаризации человека, человеческого знания, науки. Личность мо­жет состояться только в сочетании интеллекта и души, духовности и нравственности. Д.С. Лихачев подчеркивал: "Гуманитарные науки, несомненно, приобретают все больший вес на форуме знаний. Об­наруживается основополагающая закономерность, показывающая, что точные науки не могут развиваться без динамического развития гуманитарных наук. Ибо гуманитарные науки обеспечивают долж­ный уровень интеллигентности ученых, занятых исследованиями в любых сферах знания. Ну а в целом, это еще объясняется и тем, что гуманитарные науки тесно связаны с исследованиями сложнейшего в мире механизма - человеческой души".

В аспекте вышесказанного особый интерес представляет опыт Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, разрабо­тавшего для студентов технических вузов программу эстетичес­кого воспитания, которая может рассматриваться как одна из модификаций при создании подобного рода проектов в музеях. Весь курс обучения рассчитан на 4 года и состоит из двух этапов. На первом этапе лекции, семинары, практические занятия проходят в музее. Изучается проблема "Развитие отечественного искусст­ва", представленная шестью темами. Каждая лекция, проходящая в зале музея, сопровождается фонограммой, концертом, что спо­собствует моделированию определенной культурно-исторической среды со специфическими взглядами на пластическое и музыкаль­ное искусство. На этом этапе студентов учат понимать и знать. Девиз второго этапа - уметь. Студенты под руководством опыт­ных специалистов превращаются в активных участников музей­ной работы - экскурсоводов, лекторов, участвуют в обсуждениях новых экскурсионных тем, лекций, в дискуссиях по разным воп­росам музейного дела.

Лучший опыт российских музеев убедительно показывает, что музеи самого разного профиля, национальные и областные, район­ные и общественные, государственные и появляющиеся частные разрабатывают программы, проекты с целью привлечения в музей студенчества и более активного его включения в жизнь музея. Но в целом следует подчеркнуть, что культурно-историческое поле музе­ев может быть более эффективно и системно предоставлено студен­ческой молодежи.

Начиная с конца XIX - начала XX веков российские музеи уде­ляли большое внимание школьному учителю, для которого разра­батывались специальные семинары, абонементы. Эта традиция не утратила своего значения сегодня. Учитывая систему взаимодействия культуры и образования можно предположить, что учительская аудитория для музеев станет одной из постоянных и перспектив­ных. В настоящее время в ряде музеев разрабатываются специаль­ные циклы для учителей-предметников, углубляющие преподавание по конкретным курсам школьной программы.

Одной из значительных категорий взрослой музейной аудитории (в том числе и потенциальной) являются лица пожилого возраста, пен­сионеры. Создание рассчитанных на них культурных программ и проектов в последние десятилетия занимает значительное место в жизни зарубежных и отечественных музеев. Представляется перспективной складывающаяся система взаимодействия музеев в ряде регионов Рос­сии с социальными центрами по поддержке пенсионеров, инвалидов. Для них создаются специальные программы, включающие посеще­ние музеев, экскурсии по достопримечательным местам района, ос­мотр исторических и культурных памятников. Традиционным стало проведение рядом музеев "дней пожилого человека".

В последние десятилетия во всем мире активизировалось вни­мание к инвалидам, стремление включить их в жизнь общества, со­здать условия, достойные человека. Задача сделать культурное на­следие, хранимое музеями, доступными для инвалидов, приобрета­ет все большую актуальность. Реализации ее способствует полити­ка, направленная на принятие специальных законов, обучение му­зейного персонала, а главное - осознание необходимости решения этой проблемы как обществом в целом, так и администрацией и спе­циалистами музеев.

С этой точки зрения интересен опыт Великобритании, где раз­работано "Руководство по работе с инвалидами для музеев и худо­жественных галерей". В преамбуле указывается, что каждый музей на основании этого документа может разработать собственную про­грамму работы с инвалидами.

"Руководство..." структурно представлено 6 разделами, в кото­рых рассматриваются разные аспекты работы с инвалидами и под­черкивается, что инвалиды должны иметь право участвовать в адми­нистративных советах музеев. Необходимо взаимодействие музеев с организациями инвалидов. Специальный раздел посвящен подго­товке персонала для работы с инвалидами. В документе речь идет не только об инвалидах-посетителях, но и инвалидах-сотрудниках и указывается на обязанность администрации музеев гарантировать инвалидам равные возможности при устройстве на работу.

Отдельный раздел "Руководства" посвящен проблеме доступно­сти коллекций для инвалидов. При этом отмечается, что не следует применять изолированное обслуживание инвалидов, если они сами не высказывают такого пожелания. Много внимания уделяется воп­росам рекламы и информации о музее, предназначенной для инва­лидов. Подчеркивается, что для них в музее должна быть разработа­на система ориентации, специальные приспособления при входе, в экспозиционных залах, буфетах и др.

"Руководство" получило в стране широкое распространение, его бес­платно рассылают во все музеи. Кроме того, подготовлен справочник, содержащий необходимые сведения для работы с инвалидами, напри­мер, источники финансирования, типы инвалидности, профессии и т.д.

Опыт Великобритании и других стран может быть использован в отечественной практике, а работа с инвалидами должна стать од­ним из приоритетных направлений культурно-образовательной дея­тельности музеев.

В настоящее время ряд российских музеев разрабатывает про­граммы, предназначенные инвалидам, являющимся одной из самых благодарных аудиторий. Кроме крупных столичных и областных музеев (Государственный музей-заповедник "Московский Кремль", Государственный Русский музей, Ярославский музей-заповедник и др.) можно назвать и районные. Внимания и использования заслу­живает опыт прекратившего, к сожалению, свое существование не­большого районного музея Москвы "Кунцево". В нем велась много­летняя систематическая работа с инвалидами района, многие из ко­торых стали добровольными помощниками музея.

Анализ опыта работы музеев со взрослой аудиторией убеждает в перспективности развития этого направления, что подтверждают прак­тика и исследования отечественных и зарубежных специалистов. По­этому необходимо акцентировать внимание на изучении запросов, пожеланий взрослых посетителей музеев с целью разработки куль­турных, образовательных программ для этой многоликой аудитории.

Одиночные посетители составляют значительную категорию музейной аудитории, прежде всего, взрослой. Это те, кто пришел в музей самостоятельно, а не в составе уже сформированной группы.

Следует отметить, что активизация деятельности музеев как цен­тров образования, культуры, досуга привлекает к ним внимание самых разных категорий посетителей. Число их в последние годы воз­росло, что объясняется разными причинами - финансовыми, полити­ческими, социальными, культурными. В музеях стремятся к созданию комфортных условий пребывания одиночных посетителей: продумывается система ориентации, наличие аннотаций, грамотного и легко читаемого этикетажа. В вестибюлях устанавливают компьютеры, пред­ставляющие экспозицию. В некоторых музеях разрабатываются путе­водители по экспозиционным залам на разных языках.

Кроме того, к услугам одиночных посетителей - музейные праз­дники, фестивали, литературные гостиные, информация о которых размещается не только непосредственно в музее, но и в печати, на радио и телевидении. В ряде музеев для одиночных посетителей используются "технические гиды" или "автогиды", которые "ведут" посетителя по залам музея.

В последние годы в ряде музеев (в городах Волгограде, Елабуге и др.) разрабатывается система программ индивидуальных экскур­сий с учетом запросов посетителей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных