Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Клубные формы музейной работы




Современная коммуникационная модель музея позволяет куль­турному пространству музея служить "ареной" самых разных форм общения с многоликой аудиторией. Развиваются уже апробирован­ные долговременной практикой и ставшие традиционными для оте­чественных музеев формы работы, а также рождаются новые, выз­ванные к жизни активизацией роли музеев в культурной жизни об­щества. Все они могут быть объединены названием - клубные фор­мы музейной работы - и имеют свои определенные признаки, кото­рые корректируются с учетом специфики конкретного музея, музей­ной аудитории и музейных специалистов.

К клубным формам музейной работы относятся лектории, фа­культативы, музыкальные и литературные гостиные, кружки, му­зейные праздники, вечера и, конечно же, музейные клубы. Особенно­стью всех музейных клубных форм является их непосредственная связь с объектами и коллекциями конкретного музея.

Изучение культурно-образовательной деятельности современных музеев показывает, что музей становится не только образовательным, культурным центром, но и центром общения, дефицит которого яв­ляется одной из примет современного развития общества. Именно клубные формы способны объединить людей по интересам - соци­альным, возрастным, профессиональным, научным, духовным и др.

В одном из определений клуба говорится, что это "обществен­ная организация, объединяющая в свободное время людей для удов­летворения и развития их многообразных интересов". Музейный клуб - объединение конкретных групп музейной аудитории на основе общего интереса к памятникам истории, культуры, при­роды, хранимым музеем. Музейный клуб создает оптимальные условия для неформального общения единомышленников и способ­ствует развитию научного, художественного, технического творче­ства его членов с учетом индивидуальных наклонностей.

Характерными чертами музейного клуба являются: определенная аудитория, четкая программа, рассчитанная, как правило, не менее чем на 2-3 года, которая предусматривает занятия пленарные (всех членов клуба) и секционные, а также совместное проведение досуга - вечера, посещение театров, выставок. Как правило, программой предусмат­ривается проведение конференций, викторин, олимпиад и др.

В отличие от других форм клубной работы, музейный клуб яв­ляется самодеятельной организацией, а научный сотрудник музея является куратором, участвующим в решении всех основных вопро­сов деятельности клуба. Высшим же органом музейного клуба явля­ется общее собрание его членов, избирающее Совет клуба, в свою очередь выбирающий председателя Совета.

При этом необходимо иметь в виду, что клуб действует на базе музея, хранящего культурное наследие. Требования сохранности обуславливает значительную степень участия в деятельности клуба не только куратора, но и других музейных специалистов.

Существуют различные виды клубов, определяемые профилем музея, особенностями музейных коллекций, традициями взаимоот­ношений музея с местными жителями, особенностями демографи­ческого состава населения региона, спецификой историко-культур­ного развития территории, заинтересованностью администрации и сотрудников музея. Клубы могут быть краеведческими, историчес­кими, литературными, природоведческими и др.

Каждый клуб разрабатывает свое Положение, определяющее цели, задачи, управление. Структура клуба может быть секционной (или кружковой), учитывающей возрастные, профессиональные, со­циальные особенности его членов. Положение действует в течение ряда лет, а программа клуба более динамичная, гибкая, может быть представлена в виде "Приложения" к действующему "Положению".

Практика создания и функционирования музейных клубов на­считывает уже не один десяток лет. Значительная часть их ориенти­рована на работу со школьниками, но имеется плодотворный опыт деятельности музейных клубов, в состав которых входят люди раз­ного возраста и разных профессий. Их объединяет интерес к опре­деленной сфере культуры, искусства, науки, техники, природы. Сре­ди них можно назвать клубы мореходов, любителей балета "Терпси­хора", камня, кактусов, орхидей и т.д. Многие клубы посвящены изучению края ("Краевед"), разнообразных коллекций - нумизматики, филателии, филокартии и др. Проблематика клубов отвечает инте­ресам музейной аудитории, которые формируются в определенной социальной среде, в соответствии со сложившимися в обществе при­оритетами.

Рассмотрим это на конкретном примере. В ГИМе в 1980-е годы был создан клуб "Юный музеевед", ориентированный на школьников 8-10 классов, принимающих участие в работе школьных музеев, кото­рые в этот период бурно развивались. Создание клуба ставило целью ознакомить учащихся с основами музейного дела, дать знания, необ­ходимые в работе школьного музея. Программа включала общие лек­ции по музейному делу для всех участников клуба, а также работу по секциям, целью которых являлось изучение основных направлений музейной работы - фондовой, экспозиционной, культурно-образова­тельной. В клубе проводились также занятия, основанные на актив­ной творческой деятельности: написание рефератов, оппонирование, участие в конференциях, дискуссиях, олимпиадах, викторинах. Боль­шое внимание уделялось совместному отдыху - выездам в заповед­ные уголки Подмосковья, посещению выставок, театров и т.п.

В настоящее время в ГИМе действует семейный клуб "Наш дом - музей" для школьников с 1 по 11 класс, дошкольников, родителей, бабушек и дедушек. В состав клуба входят 180 человек. Впервые придя в клуб в 6-7-летнем возрасте, дети посещают клуб в течение 10-11 лет. Система образования, воспитания - многоступенчатая, секционная. 1 секция - "История славянской сказки" - предназначе­на дошкольникам и младшим школьникам, а ее программа пресле­дует цель пробудить у маленьких детей (вместе с родителями) инте­рес к отечественной истории через сказку. На занятиях дети учатся сопоставлять реальные и сказочные события, начинают понимать, как рождается устное народное творчество, фольклор, узнавать на экспозиции предметы, с которыми они познакомились в сказках.

Другое направление программы - деятельность историко-этнографического театра, в спектаклях которого дети в игровой форме постигают особенности сказочного и исторического материала.

Для подростков (5-9 классы) в клубе создана секция "Исто­рия в музейном предмете", программа которой строится с учетом возрастных особенностей и направлена на изучение музейного предмета и его жизни в музее - процессов комплектования, хра­нения, учета, атрибуции. Программа другой секции для учащих­ся этого возраста называется "Вспомогательные исторические дис­циплины" и ставит целью овладение навыками исследовательс­кой работы при изучении палеографии, геральдики, нумизматики и др. Общим увлекательным делом всех членов клуба является формирование и изучение коллекции по отечественной истории и быту XIX-XX вв., что предполагает участие в историко-краеведческих экспедициях.

Родители принимают самое активное участие в деятельнос­ти клуба - участвуют в экспедициях, занятиях, организации и про­ведения праздников, оказывают большую помощь во всех направ­лениях клубной работы. Все члены клуба имеют право на бес­платное посещение музея и его филиалов, а также музейной биб­лиотеки.

Итак, музейный клуб - сложившаяся форма культурно-образо­вательной деятельности, основанная на изучении музейных коллек­ций и памятников, предназначенная определенной аудитории, кото­рая может быть как однородной, так и разной по возрасту, профес­сии, социальному статусу. Положение о клубе включает цели, зада­чи, структуру, управление, содержание. Работа клуба строится с уче­том секционного (кружкового) деления, но включает и общие про­граммные мероприятия - лекции, конференции и др. В программу входит также совместное проведение досуга. Музейный клуб может иметь эмблему, девиз, гимн и т.п.

Все другие формы клубной работы имеют отдельные признаки клуба. Например, кружки, в отличие от клуба, не являются самоде­ятельной организацией, а их руководителем обычно назначается со­трудник музея, кружки включают, как правило, однородную и не очень многочисленную аудиторию. Программа кружков ориентиру­ется на занятия, а не совместное проведение отдыха, хотя в зависимости от специфики и пожеланий аудитории и руководителя совме­стное проведение досуга также возможно.

Другие клубные формы - циклы вечеров, абонементы, литера­турные и музыкальные гостиные, музейные фестивали и праздники - адресованы определенной аудитории, но не предполагают обяза­тельного участия в каждой программе, это делается по желанию уча­стников, которые, в отличие от клубов и кружков, не являются по­стоянными членами складывающихся коллективов. По желанию уча­стников возможно перерастание этих форм в клубы. Вместе с тем в повседневной музейной практике нередко разные клубные формы называют "клубами", хотя по сути их деятельности, особенностям структуры и управления они клубами не являются.

Клубные формы могут быть предназначены конкретной ауди­тории (кружки, факультативы), а могут быть организованы для самой широкой аудитории местных жителей. К последним отно­сятся музейные праздники, которые являются одной из перспек­тивных форм работы с публикой. Сам термин свидетельствует о том, что музей становится таким центром культуры, который не только учит, образовывает, воспитывает, но и развлекает, все бо­лее активно вторгается в досуг, делая его радостным, вызывая положительные эмоции.

Музейный праздник - комплексная форма культурно-образова­тельной деятельности, в структуру которой включаются элементы театрального представления, экскурсии, тематического вечера и др., объединенные единой темой. Организовывают праздник сотрудни­ки музея на основе тщательно продуманного сценария, иногда с при­влечением творческих работников театра, музыкальных учреждений, радио, телевидения, других учреждений культуры - домов культу­ры, библиотек и т.п.

В проведении праздника (как и во всех других формах культурно-образовательной деятельности) "участвуют" музейные коллекции, экспозиции, недвижимые памятники истории и культуры, расположен­ные на музейной территории и вне ее, специально приуроченные к этому событию выставки, памятные места, сама историко-культурная среда города. Праздничность создается общей атмосферой веселья, активностью участников, ярким и красочным оформлением.

Тематика праздников очень разнообразна: исторические, этногра­фические, литературные, фольклорные и др. Их содержание и компози­ция обычно соответствуют специфике музея, его виду и профилю.

Нельзя не отметить все более возрастающую популярность фольклорно-этнографических праздников, устраиваемых в музеях под открытым небом, в которых самое активное участие принимают ме­стные жители. Фольклорные праздники интересны обрядовыми пес­нями, ритуалами. Наше время отмечено развитием исторического сознания, интересом и вниманием людей к своим национальным истокам, возрастающим в ответ на процессы глобализации и урба­низации, поглощающих своеобразие народных традиций.

Подготовка и проведение праздников в разных музеях страны показывает, что, несмотря на кажущуюся легкость, проведению их должна предшествовать тщательная организационная работа и раз­работка сценария. Изучаются письменные источники, отбираются и исследуются памятники материальной и духовной культуры, про­сматриваются кино- фотоматериалы, продумывается включение аудиовизуальной техники. Принимаются повышенные меры по обеспечению сохранности памятников и экспонатов, просчитывается возможная нагрузка на территорию и памятники архитектуры, меха­низмы ее регулирования. Предпринимаются меры по созданию ком­фортных условий для гостей праздника.

Каждый музей самобытен, и все музейные праздники, несмотря на схожесть отдельных структурных элементов, имеют специфичес­кие черты, определяемые особенностями музея, территории, свое­образием существующих традиций. Так, в музее-заповеднике "Кижи" ежегодно устраивается Республиканский детский музыкальный праз­дник, цель которого - постижение подрастающим поколением куль­туры народов Карелии через активное участие каждого ребенка в освоении исторического, эстетического, нравственного опыта пред­ков через игру, фантазию, творчество.

Характерно, что эти праздники стали системой, с 1994 г. они проводятся ежегодно в начале июня. Общий проект праздников на­зывается "Кижи - мастерская детства". Темы ежегодно меняются, открывая разные грани традиционной культуры народов Карелии, например, "Ярмарка глазами детей", "Нить жизни" (ткань, ритуал, человек в традиционной культуре). В 1999 г. праздник был посвя­щен фольклорному наследию Карелии - 150-летию издания эпоса "Калевала" и русских былин Севера.

Таким образом, культурно-образовательная деятельность отечественных музеев представлена широким спектром самых разных форм, предназначенных взрослой и детской аудитории: от традиционных экскурсий, лекций, до новых, получивших развитие в после­днее десятилетие (музейные клубы, праздники, студии и т.д.).

Значительное внимание музеи стали уделять проблеме включе­ния нематериального культурного наследия - обрядов, ритуалов и т.д. -в различные формы работы с посетителями.

Все более широко в практику музейной работы входит интерак­тивная методика, ориентированная как на детскую, так и на взрос­лую аудиторию. Музейный посетитель становится активным участ­ником разных событий, происходящих на пространстве музея - ве­черов, выставок, праздников. А музей становится научным, образовательным, культурным и досуговым центром, привлекающим са­мых разных посетителей, изучение которых становится одним из актуальных направлений музейной работы.

Разрабатываются научные, методические основы культурно-об­разовательной деятельности, которая должна адекватно отвечать на требования современного общества, все более тесное взаимодействие с которым характеризует современную музейную жизнь.

Литература:

1. Анциферов Н.П. Теория и практика экскурсий по общество­ведению. М., 1925.

2. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М., 1981.

3. Гейнике Н.А. Культурно-исторические экскурсии. Основные вопросы методики и методологии исторических экскурсий. В 3-х частях. М., 1923.

4. Герд В.А. Экскурсионное дело. М.-Л., 1928.

5. Гревс И.М. Природа экскурсионности и главные типы экскур­сий в культуру. // Экскурсии в культуру: методич. Сб. М., 1925.

6. Коссова И.М. Взаимодействие музея со школой. М., 1990.

7. Коссова И.М. Музей в культурной жизни края. М., 1989.

8. Культурно-образовательная деятельность музеев. Сб. тр. твор­ческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела АПРИКТ. Сост. И.М. Коссова. М., 1997.

9. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. Сб. тр. творческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейно­го дела АПРИКТ Вып. 2. Сост. И.М. Коссова. М., 1999.

10. Музей и общество. Проблемы взаимодействия. Сб. тр. твор­ческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела АПРИКТ. Вып. 3. Сост. И.М. Коссова. М., 2001.

11. Музей для всех. Сб. тр. творческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела АПРИКТ. Вып. 4. Сост. И.М. Коссова. М., 2003.

12. Макарова-Таман Н.Г., Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Детс­кие музеи в России и за рубежом. М., 2001.

13. Ньюберри К. "Руководство по работе с инвалидами в Вели­кобритании" // "Museum" №180 (№2), 1994.

14. Основы экскурсионного дела в музеях. Вып. 1-2. Сб. тр. НИИ культуры. М., 1976-77.

15. Ребенок в музее. Сб. тр. НИИ культуры. М., 1991.

16. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от исто­ков до современности. Учебное пособие для студентов гуманитар­но-художественных факультутов. СПб, 1999.

17. Художественный музей в образовательном процессе. СПб, 1998.

18. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных