ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Преграды в работе журналистаВ своей работе журналист практически ежедневно сталкивается с различными препятствиями, трудностями в получении информации. Причем эти преграды вовсе не обязательно связаны только с действиями других лиц, как мы обычно привыкли думать. Бывает так, что трудности мы создаем себе сами и часто не ведаем об этом. Очередное занятие предполагает знакомство студентов с различными видами преград. Только на бумаге в законах все красиво написано: журналист имеет право, никто не может отказать или помещать ему в получении сведений о чем-то: В современной практической деятельности работник средств массовой информации практически ежедневно сталкивается с разного рода ограничениями (даже запретами) на получение информации. Систематизируя их, можно выделить четыре группы преград. Важно, чтобы студенты постарались не только привести конкретные примеры, но и проанализировать ситуации, подумать, из-за чего случился конфликт и возможно (если да - то каким образом?) его можно было бы предотвратить.
Такая форма преграды работе журналистов начала наблюдаться в российском информационном пространстве сравнительно недавно. Во второй половине 1990-х годов средства массовой информации сначала в Москве, а потом и в регионах стали объединяться в так называемые медийные холдинги, во главе которых, как правило, находились и продолжают оставаться крупные бизнесмены или политики. Многие из них используют редакции для отстаивания своих интересов в различных видах деятельности. В отличие от советских времен, когда все журналисты нашей страны были "подручными партии" (В.И.Ленин), со второй половины 1990-х годов четко проявилась тенденция концентрации СМИ федерального уровня в руках нескольких медийных холдингов, во главе которых стояли крупные российские политики и бизнесмены Владимир Гусинский (холдинг "Медиа-мост"), Борис Березовский ("Логоваз"), Владимир Потанин ("Проф-медиа"). Но, в связи со сменой правящей элиты на рубеже веков, эти люди по разным причинам вынуждены были оставить медийный бизнес, и холдинги распались. На сегодняшний день в России существует несколько крупных медийных холдингов, в которые входят почти все более-менее известные федеральные СМИ. Когда хозяину холдинга необходимо донести свою точку зрения до общественности, или пролоббировать определенные интересы, он дает задание руководителям СМИ, входящих в его холдинг, постоянно освещать свою позицию. И если медиа, входящие в другие холдинги, с которыми у данного бизнесмена нет партнерского соглашения, начинают критиковать его деятельность, начинается информационный конфликт. При этом в ход идут любые средства, лишь бы нейтрализовать работу конкурирующего холдинга. Выпад конкурирующих СМИ одновременно может иметь несколько целей:
Всех целей перечислить невозможно. Они всегда разные. Стратегии ведения информационного конфликта также не отличаются постоянством. И если десять лет назад между собой конфликтовали медийные холдинги в Москве или Санкт-Петербурге, то в 2000-х годах между собой воюют медиамагнаты в регионах. Рассмотрим конкретный пример. В октябре-ноябре 2008 года бывший юрист "ЮКОСа", ныне отбывающая тюремное заключение, Светлана Бахмина обратилась к Президенту России с прошением о помиловании. Мотивация - седьмой месяц беременности и хорошее поведение в колонии. В Интернете появился специальный ресурс, на котором каждый желающий мог оставить свою подпись в поддержку прошения. Таким образом за две недели было собрано почти сто тысяч голосов. Практически одновременно в Сети был заведен другой сайт - против досрочного освобождения Бахминой. За несколько дней там оставили свои подписи около тысячи человек. Средства массовой информации по-разному освещали эту ситуацию. Например, радио "Свобода" и "Эхо Москвы", телекомпания "РЕН ТВ" и "Новая газета" постоянно информировали население о сборе подписей, делали репортажи с митингов в поддержку бывшего юриста "ЮКОСа", предлагали комментарии компетентных лиц. В то же время подавляющее большинство СМИ либо вовсе не упоминали о прошении, либо делали это вскользь и исключительно в негативном тоне (Первый канал, НТВ, а также ряд других электронных и печатных медиа, входящих в государственный холдинг ВГТРК). Общий смысл передаваемого в данных СМИ можно охарактеризовать следующим образом: "государственным преступникам, отбывающим наказание по приговору суда, не будет никакого снисхождения". Ситуация с выпадами конкурирующих СМИ можно наблюдать в периоду избирательных кампаний. Правда, сейчас, когда срок полномочий Госдумы РФ увеличен до пяти, а Президента страны - до шести лет, информационных конфликтов жать не приходится. Обратите внимание на федеральную прессу последних лет 1990-х годов, где обязательно найдете информационные противостояния между медийными холдингами, владельцы которых решали свои политико-экономические цели. Каждому из студентов надо быть готовым, что в большинстве случаев его профессиональной работы ему придется не только самостоятельно добывать (а не получать в виде пресс-релиза!) информацию, по максимуму мобилизуя всю свою энергию и обаяние, но и держать удар со стороны конкурентов. Определенного рецепта, как вести себя в таких случаях, нет. Технику поведения вам всякий раз придется разрабатывать заново. Главное - постарайтесь понять: какова цель вашего соперника, что ему нужно от вас или редакции? Определите цель как можно конкретнее. Может, вас хотят просто запугать или выставить в негативном свете в глазах общественности. Не оставайтесь наедине со своей проблемой. Поставьте в известность начальника отдела и редактора. Посоветуйтесь с ними. Возможно, у них больше опыта по выстраиванию модели поведения в таких случаях. Кроме того, редакционное руководство обязано помочь вам в любом случае. Редактор лично отвечает за условия работы своих сотрудников, его обязанность - сделать так, чтобы вы трудились эффективно. Если ничего толкового от него вы не дождались, начинайте искать новое место работы. Часто бывает так, что ваш информационный соперник лишь придирается к словам, иронизирует и ерничает по поводу конкретных опубликованных текстов или их эпизодов. Не дайте эмоциям управлять собой! Лучшее средство - не вступать в перепалку, а сохранить молчание. Возможно, вас таким образом провоцируют на ответ, чтобы снова иметь повод для моральных издевательств. Если считаете, что оппонент не искажает сути вами написанного, не отвечайте ему. Может, он завидует? Кстати, сегодня все чаще любой ставший достоянием гласности скандал "раскручивает" критикуемое произведение. Вам нужна такая слава? Решайте сами. Преподавателю важно, чтобы студенты на занятиях не только знакомились с видами преград в работе журналиста, но и в игровой форме "проживали" спорные моменты. Учащимся можно дать задание самостоятельно смоделировать ситуации и продумать собственную тактику поведения при их решении. Необходимо, чтобы делающие первые шаги в журналистике ребята (на пятом курсе большинство из них работает в штате редакций), имели следующее представление. Журналистика, кроме высоких гонораров и запоминающихся аудитории текстов, это еще и постоянная напряженная работа в конкурентном информационном поле, на котором каждый стремится любой ценой привлечь к себе внимание. Таким образом, констатируем: преодолеть данные преграды невозможно и без юридической компетентности журналиста. От того, насколько хорошо человек знает тонкости закона и умеет применять их на практике, зависит его безопасность. На наш взгляд, одна из задач журналиста-профессионала состоит в умении распознавать эти преграды и корректно реагировать на них. Профессор факультета журналистики Уральского государственного университета Б.Н.Лозовский считает, что при всем этом журналист заранее вынужден при распространении информации готовиться обеспечить себе юридически надлежащими способами защиту используемых в публикации или передаче сведений. Помните, если на вас подали в суд, то в уголовном процессе определение виновности или невиновности возлагается на суд, а в гражданском наоборот, "невиновность" доказывается самим распространившим сведения, т.е. ответчиком. Проверять достоверность сведений крайне важно еще и потому, что судьи, как правило, усматривают умысел в действиях журналиста, пренебрегшего требованиями проверки информации, а это обстоятельство значительно осложняет положение и редакции, и автора опубликованного материала. Внимательно читайте Федеральный закон "О средствах массовой информации" и в особенности статьи, в которых речь идет о правах и обязанностях журналиста (См. подробнее: Лозовский Б.Н. "Четвертая власть" и общество: на тернистом пути к согласию [Текст] / Б.Н. Лозовский. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2001. - С.156). А лучше выучить эти положения наизусть. Кроме того, вы должны учиться самостоятельно преодолевать препятствия в получении информации. Для начала постарайтесь заслужить расположение ньюсмейкера (человека, являющегося источником информации для журналиста). Есть много публикаций по данной проблеме. Советник директора Института психологического консультирования "Теменос" А.Серов сделал попытку обобщения советов. Вот что у него получилось: 1. При первом знакомстве с ньюсмейкером не экономьте время. Постарайтесь встретиться лично, не стоит договариваться о долговременном сотрудничестве по телефону. 2. Деловой этикет предполагает, что встречи назначаются заранее. Поэтому не стоит ломиться в кабинеты директора или его замов, размахивая журналистскими корочками без предварительной договоренности. Люди вполне могут быть заняты чем-то важным. 3. Не считайте, то ваше появление - самое радостное событие в жизни организации и ради него будут отложены все дела. Вы вполне можете быть восприняты, как обычный посетитель. 4. Будьте компетентны. Соберите информацию об интересующем вас вопросе и о собеседнике заранее. 5. Вы должны проявить максимум заинтересованности в самом ньюсмейкере и в его информации. Только в этом случае он выдаст вам все самое сокровенное, любой эксклюзив. 6. Не стоит игнорировать и промежуточные звенья: менеджеров по связям с общественностью или пресс-секретарей. Ведь в следующий раз они уже могут проигнорировать вас. 7. Если человек не ответил на ваши вопросы оперативно, то не надо сразу писать, что он отказался от комментариев. Мало ли какие обстоятельства помешали ему это сделать. 8. Поддерживайте теплые постоянные отношения с вашим партнером: поздравляйте с праздниками, с Днем рождения, регулярно звоните. Еще неизвестно, кем станет этот человек в будущем. 9. Обязательно обращайтесь к нему за комментариями к вашим статьям - создайте ощущение его незаменимости и значимости. Кроме того, люди обычно любят, когда у них спрашивают совета или интересуются их мнением. 10. Некоторые ньюсмейкеры очень любят писать сами. Не отказывайте им в этой маленькой слабости. Всегда можно использовать их творения в качестве комментария, мнения, точки зрения. Безусловно, все написанное подлежит правке, но очень корректной и не принципиальной. 11. Стремитесь к дружеским отношениям с ньюсмейкерами, но старайтесь сохранять дистанцию. Это позволит вам быть независимым в последующем. Мало ли какие ситуации могут возникнуть - писать неприятные вещи о друзьях сложно. 12. Обязательно согласовывайте все материалы с ньюсмейкером - сможете избежать неточностей и упрочите хорошие отношения. Ваше повышенное внимание к интересам партнера будет ему приятно и может подвигнуть его к ответны действиям. 13. Присылайте для ознакомления весь материал, а не только ту часть, которая касается ньюсмейкера. Человеку будет очень неприятно узнать после выхода номера издания, что его мнение в контексте статьи выгладит полным идиотизмом. 14. На вас могут смотреть искоса. Но это не потому, что вы не нравитесь. Дело в том, что не все журналисты одинаково профессиональны. Вы вполне можете ассоциироваться с ними. Поэтому не надо обижаться на подобные сравнения и сразу вставать в позу. 15. Некоторые бизнесмены воспринимают журналистов, как обслуживающий персонал, которые сделает все что угодно за соответствующую сумму (к сожалению, подобные предположения небезосновательны). Не стоит начинать убеждать в обратном или впадать в благородную ярость. Холодная вежливость и компетентность чаще всего приводят в чувство. 16. Запомните: встречают по одежке. Все журналисты - творческие натуры. Деловые переговоры, многие официальные мероприятия с участием чиновников любого ранга, встречи с ньюсмейкером требуют определенного внешнего вида. Наверное, можно оправдать жарой явление на встречу с президентом холдинга в шлепанцах, в майке и шортах. Однако вряд ли можно в таком случае и в дальнейшем рассчитывать на серьезный разговор и долгосрочное сотрудничество в плане поставки информации. Кстати, и авторитета изданию это тоже не прибавит - есть над чем задуматься редактору, под чьим началом трудится такой журналист. 17. Не усердствуйте на фуршетах и банкетах. При условии, что там не отмечается ваша крупная победа или юбилей. Ведите себя тихо, а то ведь испортить имидж значительно легче, чем создать. На таких мероприятиях обычно заводятся неформальные знакомства, что позволит вам в дальнейшем получать сведения от этого человека при условии, что вы ему понравитесь и будете вызывать доверие к себе. Для сведения: практика показывает, что более половины всех публикаций в своей жизни корреспондент делает, используя данные, полученные из неофициальных источников. Цените их и уважайте себя. Не поддавайтесь на информационные провокации! (См. об этом подробнее: http//:www.temenos.ru/show_articles_81.htm (12.08.2007, свободный). 18. Если ваш информатор просит не разглашать при публикации его имя, обязательно выполните его просьбу. Возможно, у него есть основания для этого. Постарайтесь в личной беседе с ним выяснить, чего опасается (боится) человек. Помните, право вашего собеседника не разглашать себя охраняется Законом РФ "О СМИ", а принудить журналиста к обнародованию имени и фамилии источника может только суд, а не редактор или учредитель вашего издания. Готовя материал к публикации, лучше всего предупредить руководство о том, что вы будете использовать информацию от неофициального источника. Кстати, выясните заблаговременно - можно ли вообще в данной редакции пользоваться сведениями анонимных собеседников. Во многих государственных СМИ это запрещено. Продумайте также, что надо сделать, если (не дай Бог!) начнется информационный конфликт из-за вашей публикации, чтобы собеседник неожиданно не отказался от своих слов. Во-первых, для этого лучше всего при получении информации попросить его письменно изложить все сведения, которые ваш источник хочет обнародовать. Во-вторых, попросите его написать: "Разрешаю опубликовать данную информацию без разглашения моего имени, фамилии и должности, ответственность за точность фактов беру на себя. Дата. Подпись". Бумагу эту храните у себя пять лет со дня выхода материала. Вернуться к Содержанию Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|