Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Юридическая компетентность журналиста




*При подготовке параграфа использованы данные из статьи А.Рихтера. См.: Рихтер А.Г. "Война с терроризмом" и свобода массовой информации / А.Г.Рихтер // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. - 2005. - № 3. - С. 20 - 36.

Конституция РФ (ст. 29) и РТ, а также "О средствах массовой информации: Закон РФ" (п. 9 ст. 47) предусматривают право каждого свободно излагать и распространять свою точку зрения, в том числе и посредством средств массовой информации.

Однако это право не должно использоваться вопреки законодательно установленным ограничениям, в частности для разжигания национальной нетерпимости и розни. Статья 4 Закона "О СМИ: Федеральный закон" указывает на недопустимость использования СМИ для разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости и розни. Сходный состав содержится в ст. 282 Уголовного кодекса РФ, устанавливающей уголовную ответственность за " действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации ".

Право на информацию, право на частную жизнь и право на защиту - фундаментальные права человека. Однако " осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц " (ст. 17.3 Конституции РФ). Как пишет Л.Макеева в статье "Ответственность СМИ за разжигание нетерпимости и розни", "общепризнанные международные правовые нормы предусматривают возможность ограничения права на информацию; содержит эти положения и российское законодательство. Так, Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации гласит: " Каждый имеет право свободно искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности " (ст.13.2).

Научно-исследовательским институтом проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ разработаны Методические рекомендации по использованию специальных познаний по делам и материалам о нарушении средствами массовой информации национального, расового и религиозного равноправия. В них содержится толкование ряда терминов, используемых в Уголовном кодексе и Законе "О СМИ". В частности, по мнению авторов рекомендаций, возбуждающей " является такая информация, которая содержит отрицательную эмоциональную оценку и выражает негативную установку в отношении определенной этнической (антропологической), конфессиональной (религиозной) группы или отдельных лиц или членов этой группы, подстрекает к ограничению их прав или насильственным действиям против них. Понятие рознь означает антипатию, распрю, ненависть.

А вражда может выражаться в неприязненных отношениях и действиях, ущемляющих законные интересы другой стороны ".

В рекомендациях особо отмечено, что "само по себе сообщение о тех или иных подлинных фактах и сведений исторического, религиозного, политического и т.п. характера еще не определяет направленности текста на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. Определяющей является смысловая функция таких сообщений, т.е. в подтверждение каких взглядов и идей они используются, какие представления и установки и какими средствами пропагандируются, навязываются читателям".

К числу главных признаков пропаганды национальной, расовой или религиозной исключительности, нетерпимости, вражды авторы рекомендаций относят:

  • "формирование и подкрепление негативного этнического стереотипа, образа нации;
  • перенос различного рода негативных характеристик и пороков отдельных представителей на всю этническую группу;
  • приписывание всем представителям этнической группы следования древним обычаям, верованиям, традициям, негативно оцениваемым современной культурой;
  • утверждения и природном превосходстве одной нации и неполноценности и порочности другой;
  • приписывание враждебных действий и опасных намерений одной нации против другой;
  • возложение вины и ответственности за деяния отдельных представителей на всю этническую группу;
  • утверждения об изначальной враждебности определенной нации;
  • утверждения о полярной противоположности и несовместимости интересов данной этнической группы с интересами другой;
  • утверждения о наличии заговора, тайных планов одной национальной группы против другой;
  • объяснение бедствий и неблагополучия в прошлом, настоящем, будущем существованием и целенаправленной деятельностью определенных этнических групп;
  • побуждения к действиям против какой-либо нации;
  • поощрение, оправдание геноцида, депортации, репрессий в отношении представителей какой-либо нации;
  • требования вытеснения из различных сфер деятельности лиц определенной национальности;
  • требования ограничить права и свободы граждан или создать привилегии по национальному признаку;
  • угрозы и подстрекательства к насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности".

Таким образом, разжигание национальной нетерпимости в СМИ может повлечь как административную, так и уголовную ответственность, о чем прямо говорится в ст. 59 Закона РФ "О СМИ".

Административная ответственность, предусмотренная Законом РФ "О СМИ" (ст. 16) за злоупотребление свободой массовой информации, возможна в виде предупреждения и прекращения деятельности СМИ. Предупреждение выносится регистрирующим органом и адресовано редакции СМИ, учредителю или главному редактору. Неоднократные в течение 12 месяцев нарушения ст. 4 Закона РФ "О СМИ", по поводу чего выносились предупреждения, являются основанием для прекращения деятельности СМИ в судебном порядке.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 24) и РТ и Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" (ст. 11) сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, а также использование персональных данных в целях причинения вреда гражданину или затруднения реализации прав и свобод граждан не допускаются.

Единственное исключение из общего правила о недопустимости разглашения сведений об обстоятельствах личной жизни гражданина без его согласия установлено для журналистов при распространении таких сведений в случаях, когда этого требует защита общественного интереса (п. 5 ст. 49 Закона РФ "О СМИ")". Данная статья доступна на официальном сайте Института проблем информационного права по адресу: www.medialaw.ru/publications/zip/116/4.htm.

"О средствах массовой информации: Закон РФ" (принят в 1991 г.). Данный документ является самым главным профессиональным Законом для работников редакций. Состоит из 62 статей, главными из которых, на наш взгляд, являются ст. 47 ("Права журналиста") и ст. 49 ("Обязанности журналиста"). Обучающимся будет предложено знакомство с разделами данного Закона, а также несколько примеров на практическое применение его различных статей.

"О противодействии терроризму: Федеральный закон" (1998). Этот закон расширил рамки понятия "терроризм", ранее существовавшего лишь в Уголовном кодексе РФ 1996 г. В УК терроризм определен как "совершение взрыва, поджога или действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях" (ч.1 ст.205). Закон "О противодействии терроризму" включил в это понятие более широкий круг действий: захват заложника, распространение заведомо ложного сообщения об акте терроризма, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, нападение на лиц или учреждения, которые пользуется международной защитой (ст.3).

Весной 2000 года стали ссылаться на этот закон при ограничении свободы массовой информации. В марте того же года первый заместитель министра по делам печати и телерадиовещания России Михаил Сеславинский заявил, что отныне по этому закону будут оцениваться материалы журналистов о Чечне. Статья 15 этого закона, относящаяся, по мнению правительства, и к СМИ, устанавливает, что информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией. Кроме того, эта статья запрещает распространение информации, "служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма". Нарушение этой статьи было инкриминировано Министерством печати газетам "КоммерсантЪ" и "Новой газете", в результате чего их редакции получили официальные предупреждения, влекущие возможность прекращения выпуска СМИ.

Слабая сторона этого закона. В марте 2001 года Институт проблем информационного права указал, что в соответствии со ст.3 "зоной проведения контртеррористической операции", в которой действует особый правовой режим, в том числе и для СМИ, являются "отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение или прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция". То есть, речь идет о местности с относительно небольшой площадью. Военные же, вслед за Минпечати попытались дать термину "отдельные участки местности" расширенное толкование, увеличив его сначала до территории субъекта РФ площадью более 10 тыс. кв. км (Чечни), а затем и до всей Российской Федерации. Существуют и другие соображения, также поставившие под сомнения правомерность применения этого закона к журналистам, освещающим чеченский конфликт. (Подробнее об этом: "Интервью с террористами: предупреждения Минпечати продолжают выноситься без каких-либо объяснений". Комментарий Института проблем информационного права // Законодательство и практика масс-медиа. - 2001. - № 3.)

Поэтому обвинение Минпечати РФ в адрес данных газет нельзя признать юридически корректным. Применение закона "О борьбе с терроризмом" к СМИ специалисты характеризуют как крайне проблематичное.

"О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон" (2002). Может, это совпадение, но в начале 2002 года по инициативе Президента РФ был разработан и принят другой закон - "О противодействии экстремистской деятельности" (от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ) и сопутствующий ему закон "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности". Основная идея закона в отношении организаций СМИ заключалась в том, чтобы запретить им осуществление экстремистской деятельности, а также использование СМИ для распространения экстремистских материалов. За нарушение данного запрета закон установил такие меры ответственности, как вынесение предупреждения, а также прекращение деятельности организации СМИ. Таким образом, ключевое значение для организаций СМИ будет иметь то, в каких случаях их действия могут быть расценены как экстремистские.

Экстремистская деятельность определена в законе посредством перечисления действий, входящих в объективную сторону составов преступлений, установленных Уголовным кодексом РФ. Однако данные действия сопровождаются новыми признаками, как правило, их связью с насилием или призывами к насилию. К экстремистской деятельности закон относит "деятельность по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное: нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности" и другие, т.е. действия, которые соответствуют характеристике противника в чеченском конфликте.

Кроме того, к экстремистской деятельности отнесли и распространение публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности, а также содействие ее осуществлению или совершению указанных действий со стороны организаций СМИ.

Что касается ответственности СМИ за распространение экстремистских материалов, то тут закон содержит серьезные внутренние противоречия. Согласно закону, экстремистские действия или распространение экстремистских материалов влечет за собой либо вынесение предупреждения организации СМИ либо обращение МПТР или его территориальных органов в суд с иском о прекращении деятельности организации. Особое внимание надо обратить на то, что с принятием закона полномочиями выносить предупреждения и обращаться в суд с таким иском были наделены и прокуратуры (подробнее об этом можно прочесть: Львова Е. Что несет российским СМИ Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"? // Законодательство и практика масс-медиа. - 2003. - № 6.). Соответствующие изменения были внесены в статьи 4 и 16 Закона РФ "О средствах массовой информации".

"О чрезвычайном положении: Федеральный закон" (2001) и "О военном положении: Федеральный закон" (2002). Приняты соответственно 30 мая 2001 г. - № 3-ФЗ и 30 января 2002 г. - № 1- ФЗ. Второй закон предусматривает ограничение свободы массовой информации в случае агрессии или непосредственной угрозы против Российской Федерации на всей территории государства или его отдельных местностях. Ряд его норм противоречит концепции свободы массовой информации, закрепленной Законом РФ "О СМИ".

Среди мер, вводимых исключительно на территории действия военного положения, присутствует контроль над работой объектов, обеспечивающих функционирование коммуникаций и связи над работой типографий, СМИ, использование их для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования. А что подразумевается под контролем - закон не конкретизирует.

Надо отдельно отметить возможность введения дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях (п.18 ч.2. ст.7). Наличие данной нормы позволяет сделать предположение, что в условиях военного положения может быть на законных основаниях ограничено посещение журналистами государственных и муниципальных органов.

Иные меры можно применять на всей территории государства, даже если режим военного положения действует лишь на небольшом участке. Они связаны с введением временных ограничений на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, что напрямую коснется работы редакций (ч.1. ст.8). Помимо федеральных законов, на основе которых будут применяться ограничения свободы массовой информации, ФЗ называет такой правовой источник, как "иные нормативные правовые акты". В этот круг обычно входят указы президента, постановления правительства, законы субъектов и органов местного самоуправления. Хотя очевидно, что эта норма связана с возможными ограничениями демократических процедур в период военного положения, нельзя не отметить возможность введения ограничительных мер в отношении поиска и распространения информации, причем, скорее всего не федеральными законами, а президентскими указами и ведомственными актами.

Закон "О чрезвычайном положении" указывает на возможность введения чрезвычайного положения при наличии, в частности, таких обстоятельств, как вооруженный мятеж, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Уголовный кодекс Российской Федерации (1996, в редакции 2003 г.). Какие изменения были внесены 8 декабря 2003 года?

Ст. 282 "Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды" называется теперь "Возбуждение ненависти либо возбуждение вражды, а равно унижение человеческого достоинства". Новое название говорит о том, что отныне криминализировано возбуждение не только вражды, но также и ненависти. В то же время пропаганда определенных взглядов, идей, воззрений более не образует состава преступления. В новой редакции законодатель предусмотрел уголовную ответственность в гораздо большем числе случаев: защите подлежит не только национальное достоинство человека или группы, запрещается также унижение по признакам пола, расы, языка, религии, происхождения и принадлежности к той или иной группе. Таким образом, данная норма превратилась из этноконфессиональной в антидискриминационную. Если раньше защите подлежало "национальное достоинство" и т.п., то теперь речь идет уже об "индивиде" или "группе лиц".

Перечисленные в статье деяния содержат в себе признаки состава преступления в случае, если совершены публично или с использованием СМИ. В таком случае журналист (автор материала) и редактор являются соучастниками преступления.

Ст. 280 ч.2. - "публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности" и ч.2. ст. 354 УК РФ "Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны". Основным критерием решения вопроса об ответственности журналиста и главного редактора должен стать тот факт, что предоставляло ли СМИ "трибуну" для преступников, соучаствовало ли в их деятельности или же информировало общество о происходящих событиях. Разграничение преступной деятельности и уровня информирования о ней можно провести по признаку наличия либо отсутствия прямого умысла на совершение противозаконных действий.

Вернуться к Содержанию






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных