ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Примеры эффективных техник в рамках музыкотерапии.1. «Музыкальные каракули». Эту технику можно использовать как инструмент развития ценных социальных качеств - терпения, внимательности и так далее, а также для повышения самооценки. Ее применяют в групповой, индивидуальной и семейной работе. Требования. Дети могут обладать минимальными навыками игры на музыкальных инструментах и звучащих предметах, а могут и впервые обратиться к этому виду деятельности. Подготовительный этап. Психолог предлагает клиенту поиграть с любым понравившимся ему музыкальным инструментом или предметом, с помощью которого можно извлекать звук. Затем предлагается поиграть вместе, помогая друг другу создавать какое-либо сочетание звуков, музыкальную фразу или просто продолжать тот фрагмент, который начат предыдущим участником. Психолог также может предложить воспользоваться в игре любым другим инструментом или предметом, который понравится ребенку. Здесь важно, чтобы ребенок действовал спонтанно. Необходимо создать среду, которая подтолкнет ребенка к свободному самовыражению.
Требования к помещению. В кабинете должно быть достаточное количество музыкальных инструментов и предметов, из которых можно извлекать звуки, они должны быть доступными и интересными. Ребенок импровизирует, от него не требуется наличия определенных способностей и навыков.
Этап 1. В центр помещения (или на большой круглый стол) кладутся различные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки и звучащие предметы. Детям предлагается сесть рядом, желательно в круг. Психолог просит детей выбрать один инструмент или предмет, дети могут использовать одинаковые инструменты. Этап 2. Психолог просит ребенка (или одного из участников группы) извлечь ряд звуков из своего инструмента, сыграть на нем «свою мелодию». Если детям трудно начать упражнение, то взрослый начинает первым. Ближайший участник, исходя из собственных представлений, пытается продолжить звуковой набор. Его композиция не должна быть долгой, чтобы все дети успели поучаствовать несколько раз. Этап 3. Весь процесс создания музыкальной импровизации записывается на пленку. Когда дети почувствуют, что им больше нечего добавить, терапевт предлагает им прослушать запись результата их совместного творчества. Психолог дает положительную оценку творчеству детей, говорит что-нибудь хорошее о самом процессе творчества и предлагает детям обсудить их музыкальное произведение. После этого дети еще раз слушают запись.
Основные моменты обсуждения: - какие инструменты чаще использовались; - что можно сказать о звуках, которые преобладают в импровизации, описать их; - какие звуковые сочетания запомнились; - можно ли услышать какую-либо мелодию; - о чем, по их мнению, рассказывает музыка, которую они создали; - отразила ли музыка жизнь детей, их взаимоотношения; - что привнес в коллективное творчество каждый ребенок; - как прозвучал его инструмент; - как созданная музыка повлияла на ход и результат общей работы.
Этап 4. Этот этап используется в качестве альтернативы предыдущему или как дополнение к нему. Терапевт спрашивает ребенка или одного из участников группы: что может происходить в их музыкальном произведении, каков его сюжет, содержание, или о том, что может сопровождать эта музыка, что может происходить на ее фоне, на что похожа их музыка. Он предлагает детям придумать какую-нибудь историю, сочинить музыкальную сказку, которую озвучивала бы записанная на пленку детская музыка. Дети сочиняют сказку по очереди, передавая «эстафету» по кругу. Вариант: дети сочиняют слова песни, которую можно петь под их музыку. Весь процесс записывается на пленку. На следующем занятии дети прослушивают запись музыкальной сказки, песни, обсуждают ее. Терапевт предлагает дополнить запись, сыграть на других музыкальных инструментах, сочинить другие слова или подправить старые.
2. «Дирижер». Ребенку предлагается продирижировать под звучащую музыку. Это увеличивает заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия музыки, что приносит нужный психотерапевтический эффект.
3. «Свободный танец». Это упражнение на свободное выражение эмоций. Детям предлагается придумать свой танец под названием «Мой самый тяжелый день», «Я и мои родители» и т.д.
4. «Спонтанное рисование под музыку». Детям предлагается рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки. Музыка должна быть яркой, эмоционально богатой, негромкой и быть не более 60-65 ударов в минуту. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|