ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Контейнирующая (удерживающая) функция.Она связана с тем, что фотография может «удерживать» чувства от их бессознательного отреагирования в реальности. Данная функция основана на том, что фотографические образы часто выступают в качестве инструментов символической экспрессии, которые, как это следует из психодинамических представлений, служат «канализации» психической энергии и ее трансформации в более высоко организованные психические проявления. На этом, в частности, основана идея о сублимации. Экспрессивно-катарсическая функция. Заключена как в восприятии готовых снимков, так и в их создании. Повторное, иногда более глубокое (по сравнению с прошлой ситуацией) переживание чувств и их вербальное и невербальное выражение во время просмотра фотографий (в особенности если оно происходит в присутствии достаточно эмпатичных и понимающих собеседников), способно приводить к эмоциональному «очищению» и освобождению от тягостных переживаний.
Защитная функция. Заключается в способности фотографии обеспечивать дистанцирование от травматичных и малопонятных переживаний и ту или иную степень контроля над ними. Так, например, человек может в течение определенного времени скрывать от близких некоторые из своих фотографий, если демонстрация и обсуждение того, что на них изображено, является для него психологически небезопасным. При этом он может ощутить, что именно он, и никто другой, определяет момент, когда снимки могут быть показаны. Его возможность контролировать ситуацию и свои чувства будет очень важной для достижения чувства психологической безопасности и вероятно, в конечном итоге сделает его готовым к их показу [22].
Лечебно-коррекционные возможности фотографии (слайда):
1. Играет с реальностью и ее зримыми отображениями; фотография позволяет [ Копытин А.И. Тренинг по фототерапии. СПб.: Речь, 2003. 96 с. ]: - «играть» с реальностью и ее зримыми отображениями - выбирать из нее то, что наиболее интересно и важно; - творчески комбинировать разные элементы реальности друг с другом; - создавать иную, фантастическую реальность, которая невидима физическим зрением; - синтезировать реальность и фантазии, благодаря чему снимок становится «транзитным объектом», инструментом наглядно-действенного освоения мира и собственной внутренней реальности; - испытывать удивительное ощущение свободы, возможно, столь же сладостное, как и то ощущение свободы, которое переживает во время игры ребенок.
2. Передает личное отношение к изображенному событию - снимок выражает мысли и чувства фотографа [ Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. М.: Искусство, 1990. 275 с. ]. Фотограф, как и поэт, передает активное взаимодействие смыслового и «зримого» фонетического «звучания» изображения (линейные и тональные ритмы снимка). Объект можно снять с разных точек, но каждый отдельный снимок - это лишь одна точка зрения, а поскольку она сознательно выбрана, то является личностной, субъективной. Это означает, что любой снимок содержит в себе (кроме отражений, теней предметов) взгляд смотрящего на них. Тем самым изображаются в кадре не просто объекты, а объекты, увиденные кем-то. Такое преобразование является интерпретацией объекта, созданием особого смысла, следовательно, смысл возникает как результат выдвижения одних сторон объекта по отношению к другим, которые затемняются
3. Проясняет события, скрытые за кадром. Съемка мгновенна. «Схватывая» мельчайшие моменты времени, фотограф оказывается перед фактом, что увиденное им уже распалось, ушло в небытие. Поэтому чаще всего, показывая кому-либо фотографии, мы сопровождаем показ рассказом. Рассказ позволяет не только передать наше отношение к тому, что изображено на фотографии, но и прояснить то, что скрыто «за кадром».
4. Воздействует на зрителя. В фотографии общими характеристиками для многих вещей являются линии. Линии, образующие рисунок, воспринимаются как «линии силы» или «динамичные силы», заключенные в изображаемых предметах. Выражающие ту или иную силу линии, с их «направленной напряженностью», динамикой, которая то замедляется, то ускоряется, воспринимаются зрителем как динамичные и экспрессивные, которые соответственно воздействуют на зрителя.
5. Выступает универсальным инструментом сохранения и передачи информации и образного познания реальности. В некоторых случаях возможно использование фототерапии (слайд-терапии) с лечебно-коррекционной и развивающей целью в качестве значимого внешнего ресурса. Так, например, просмотр слайдов с объектами природы (цветов, насекомых, животных), выполненных с использованием макросъемки и сопровождаемый подходящей музыкальной композицией, обеспечивает сенсорную стимуляцию, вызывая положительные эмоции и переживания, а также оказывает многостороннее исцеляющее, гармонизирующее и развивающее воздействие на детей и взрослых.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|