ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ключевые характеристики сказки- энергоинформационное поле сказки; - основная тема сказки; - сюжет сказки; - линия главного героя; - символическое поле. 1) Энергоинформационное поле сказки - это особая энергия сказки, оставляющая у слушателя определенное «послевкусие», состоящее из ощущений, чувств, мыслей и впечатлений. Каждая сказка обладает частью энергии своего автора и содержит информацию о его внутренних процессах. Таким образом, человек, читающий или слушающий сказку, соприкасается с ее энергоинформационным полем.
Свойства энергоинформационное поле сказки: - влияет на психосоматическое состояние; - влияет на настроение; - влияет на мыслительные процессы.
Встречаясь со сказкой, необходимо отмечать изменения в своих ощущениях и впечатлениях, но не следовать за ней, а найти возможность абстрагироваться от нее и «посмотреть со стороны». У подготовленного психолога возникает адекватный ответ на энергетику сказки и включается «рабочее состояние», первым признаком которого является искренний интерес к ней.
2) Основная тема сказки - это идея, пронизывающая весь сюжет сказки, отражающая актуальные жизненные ценности, потребности, показывающая то, что является для клиента наиболее значимым в данный момент, к чему он стремится, над чем он сознательно или бессознательно «работает». Наиболее распространенными темами сказок являются: - тема любви; - тема детско-родительских взаимоотношений и отношений в семье; - тема личностного роста; - тема основных жизненных ценностей; - тема дружбы.
Чтобы определить основную тему, нужно задать себе или автору вопрос: «О чем эта сказка, чему она учит?»
Уровни основной темы сказки: - ценностный, который содержит общие жизненные ценности, проявленные в сказке; - ментальный, который отражает понимание, степень осмысленности автором событий, положенных в основу сюжета сказки; - эмоциональный, который показывает качество чувственно-смыслового переживания основной темы; - витальный, который говорит о степени удовлетворенности автора в связи с актуализацией основной темы сказки (к этому уровню относится влияние происходящих в сказке событий на жизнедеятельность героев).
3) Сюжет сказки - это изложение хода событий. Осуществляя работу с сюжетом авторской сказки, нужно обратить внимание на три момента: 1. Оригинальность сюжета - это новизна, необычность сюжета. Небанальные сюжеты придумывают авторы с хорошо развитым воображением, склонные к индивидуализму, стремящиеся к новым ощущениям и переживаниям. Традиционные сюжеты свидетельствуют о вовлеченности автора во взаимодействие с пластами коллективного бессознательного. 2. Жанровая форма сказки.
Основные виды жанровых форм: - авантюрно-приключенческий - в основу сюжета положены откровенные авантюры или приключения; - мистический - основу сюжета составляют мистические события; - сентиментально-драматический - основу сюжета составляет рассказ о трогательных взаимоотношениях, имеющих драматические события; - любовно-романтический - основу сюжета составляет история любви; - реально-драматический - основу сюжета составляют реальные драматически окрашенные взаимоотношения; - интрапсихический - основу сюжета составляют внутренние переживания автора, его процесса рефлексии; - морально-нравственный - основу сюжета составляет описание добродетели или порока, с непременным наказанием последнего; - философский - основу сюжета составляет драматизация философской идеи, жизненного принципа или явления; - истории жизни; - смешанный. Жанр сказки указывает на актуальный для автора характер переживаний и область его интересов. 3. Последовательность сказочных событий. Работая со сказкой, важно проанализировать последовательность событий в ней.
4) Линия главного героя - это ключевая характеристика, отражающая актуальное самоощущение и стремление автора. Главный герой - это образ автора, либо реальный, либо идеальный.
Важно прояснить четыре момента: 1. Образ себя, отношение к себе, динамика изменений отношения к себе. Это проявляется через характер описания главного героя: каким он перед нами предстает - красивым или безобразным, успешным или неуспешным, меняется ли его статус и возможности в течение сказки. 2. Образ цели, к чему стремится главный герой. Это выясняется в финале сказки, так как становится возможным ответить на вопрос: «Чего хотел герой на самом деле?» 3. Мотивы поступков главного героя. Определяются по сюжету сказки. 4. Отношения с окружающим миром. Определяются по поступкам героя и характеру влияния на него других персонажей. В этом аспекте также актуален критерий «разрушитель-созидатель».
5) Символическое поле сказки - отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах. Работая с символическим полем сказки, необходимо выделить наиболее яркие образы и исследовать их значение на двух уровнях - на личном и глубинном. Личное значение можно определить, задав автору вопрос: «Чем для вас является такой-то образ?», глубинное значение выявляется путем размышлений и изучения специальной литературы. После анализа сказки по ее ключевым характеристикам составляется заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки и определяются перспективные задачи психологической работы с автором. Под конфликтным содержанием сказки понимается совокупность деструктивных элементов, выявленных по каждой ключевой характеристике. Под ресурсным содержанием сказки понимается совокупность созидательных и конструктивных элементов (духовного, ментального, эмоционального, поведенческого плана), выявленных по каждой ключевой характеристике.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|