Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возможности сказкотерапии




(А.А. Осипова. Общая психокоррекция, 2000).

 

1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента. Затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.

3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека и выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо-плохо.

4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность клиенту почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Под сказка с помощью метафоры варианта возможного разрешения ситуации.

6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).

 

Виды сказок.

Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские (художественные).

 

1. Народные сказки несут следующие чрезвычайно важные для нас идеи, изложенные первозданным образным языком:

1) Окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

2) Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3) Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4) Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

5) Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием самостоятельно. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.

Все эти философские идеи могут обсуждаться с клиентами.

 

Основные виды народных сказок:

- бытовые;

- сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца);

- сказки-басни, проясняющие какую-либо ситуацию или моральную норму;

- сказки-страшилки, истории о нечистой силе;

- сказки о взаимодействии людей и животных;

- притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях);

- сказки о животных;

- мифологические сюжеты (в том числе истории про героев);

- волшебные сказки, сказки с превращениями.

 

Сказки приходится дифференцировать, так как они имеют различный механизм психологического влияния и воздействия на человека. Он не всегда лежит на поверхности, чаще завуалирован, скрыт, не сразу доступен сознанию.

 

2. Художественная сказка - это произведение, сочетающее в себе разумное начало и фантазию.

Литературную сказку роднит с народной, прежде всего, использование фантастики, передающей действительность.

Это приводит к появлению новой сказочной реальности. Их отличает отношение к этой волшебной сказочной реальности. В литературной сказке традиционные образы отрываются от историко-генетической обусловленности и подчиняются воле писателя. На первый план выходит воля писателя.

 

Основные виды художественных сказок:

1. Художественные волшебные. Из названия понятно, что в них будет происходить что-то удивительное. Речь идет о различных вариантах превращений, могущественных старцах, ларцах и прочих волшебных вещах. Сюжет может быть очень извилистым, непредсказуемым, но в любой момент появятся помощники.

2. Художественные о животных. Главными персонажами здесь являются различные звери, птицы и насекомые. Они живут, думают и действуют как люди.

3. Художественные бытовые. В них действие обычно происходит в домах, подвалах, пещерах. Главные герои очень хозяйственны по своей натуре либо разрушают собственный быт. Такие сюжеты заканчиваются неожиданными вариантами и перспективами, так как многое зависит от деятельных персонажей, хлопочущих по хозяйству на страницах сказки. Если они не поддаются никаким позитивным изменениям, то влачат жалкое существование и их жизнь - безрадостные будни.

4. Художественные страшные. Сказки про нечистую силу - ведьм, упырей, вурдалаков и прочих персонажей. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. Здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии - многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

5. Психотерапевтические сказки. В них рассказывается о многих проблемах человека и каждый может узнать себя на страницах литературного произведения. Содержание сказки исцеляет своей неистребимой верой в добро - если есть яд, то всегда можно найти противоядие. В этих сказках говорится о том, что не следует торопиться с выводами, ждать скорейшего ответа на все вопросы и моментального обновления.

6. Дидактические сказки. Дидактические сказки создаются педагогами для приятной подачи учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

7. Психокоррекционные сказки. Эти сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля по ведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных