Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные признаки совместной деятельности




 

№ п/п Признак совместной деятельности (СД) Социально-психологический процесс СД Характеристика (свойство) СД и коллективного субъекта
  Наличие единой цели Целеобразование (целеполагание) Целенаправленность
  Побуждение работать вместе (общая мотивация) Мотивообразование (мотивирование) Мотивированность
  Разделение деятельности на функционально связанные составляющие Распределение функций между участниками Структурированность (распределенность)
  Объединение индивидуальных деятельностей Объединение (совмещение) Интегрированность (объединенность)
  Согласованное выполнение распределенных и объединенных индивидульных деятельностей Согласование (координация) Согласованность (координированность)
  Наличие управления как атрибутивной функции совместной деятельности Управление (регулирование) Организованность и управляемость (регулируемость)
  Единый конечный результат Оценивание групповых результатов Продуктивность (результативность)
  Наличие единого пространства и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей Функционирование в едином пространстве и времени Условия (пространственные и временные) совместной деятельности группы

Роль взаимодействия в совместной деятельности. В процессе СД имеет место единство двух направлений воздействия ее участников. Во-первых, это совместные воздействия на общий предмет труда, которые и вызывают необходимость исполнения основных структурных составляющих деятельности (целей, мотивов, действий и результата и т.п.). Во-вторых, это взаимные воздействия участников СД, которые порождаются отношениями производства и вызывают необходимость выделения и использования в анализе СД новых элементов. Такими составляющими компонентами СД являются предметно направленные взаимодействия.

Под взаимодействием понимается такая система действия участников СД, при которой действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других людей, а последние, в свою очередь, вызывают определенные действия первых лиц. Наличие взаимодействий между людьми является основным отличительным признаком совместной деятельности по сравнению с индивидуальной.

Однако отличаются они не только и даже не столько наличием или отсутствием взаимодействия между участниками деятельности, сколько характером его включения в структуру самой деятельности.

Взаимодействия между людьми (и общение как одна из конкретных форм) могут иметь место и при выполнении относительно независимых индивидуальных обязанностей, но при этом они не включаются в структуру индивидуальной деятельности и не вносят в нее принципиальных изменений. В данном случае взаимодействие, образно говоря, «присутствует рядом» с индивидуальной деятельностью, сопутствуя ей в форме общения людей друг с другом. Оно не является предметно направленным. Когда же взаимодействие преобразует выполняемую деятельность, то последняя уже перестает быть индивидуальной, а становится определенной формой СД.

Следовательно, предметно направленные взаимодействия, с одной стороны, органически включаются в психологическую структуру СД, а с другой – изменяют структуры индивидуальных деятельностей ее участников, подчиняя их общим целям и задачам. Фактически структура СД складывается, функционирует и развивается именно через предметно направленное взаимодействие участников деятельности.

Различия в профессиональной ментальности педагогов и психолога. Психолог и педагоги взаимодействуют в совместной деятельности, цель которой – развитие детей. Для успеха совместной деятельности необходимо ценностно-ориентационное единство ее участников. Приходя в образовательное учреждение, психолог встречается с определенными представлениями педагогов о целях воспитательно-образовательного процесса, их ценностными ориентациями, установками по отношению к детям.

Психолог не может не учитывать эту реальность, так как становится участником педагогического процесса. Вместе с тем он остается носителем своей профессиональной системы целей и ценностей, которые могут не совпадать с таковыми у педагогов и педагогического коллектива в целом.

Профессиональная ментальность включает в себя профессиональные мотивы, ценностные ориентации и социальные установки.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных