| Компоненты модели
|
Направленность деятельности
|
|
| на себя
| на детей
| на взрослых
| на процесс
|
|
|
|
|
|
|
|
Профессиональные знания
| Индивидуальные психофизиологические особенности Способности Возможности Потребности и способы их реализации Сильные стороны личности Недостатки и способы их компенсации Личностные проблемы и способы их решения
| Возрастные и типологические особенности Динамика развития личности в онтогенезе Соотношение воспитания, обучения и развития Возрастная норма и отклонения в психосоциальном и личностном развитии Особенности детского коллектива и малой группы Ребенок как субъект воспитания и развития
| Психология личности Клиентоцен-трированное консультирование Психология профессиональной деятельности Психопедагогика Социальная психология Психология семьи Гендерная психология Семейная педагогика Семейная психотерапия Психология общения
| Психопедагогика Педагогическая психология Возрастная психология Социальная психология Дифференциальная психология Психология трудного детства Психология девиантного поведения Специальная психология Социально-психологические технологии Психопатология
|
| Профессиональные умения
| Самодиагностика Саморегуляция эмоциональных состояний Самомобилизация психических функций (память, внимание, мышление, воля) Самоконтроль Поиск и анализ профессиональной информации Самообразование Самосовершенствование
| Коммуникация Организация Социально-педагогическая диагностика Психопрофилактика Возрастно-индивидуальное консультирование Социальная фасилитация Психологическая поддержка и сопровождение Обучение Воспитание
| Коммуникация Диагностика Организация Посредничество Дипломатия Консультирование Обучение Суггестия Психотерапия Реабилитация
| Социально-психологический анализ Рефлексия Проблематизация Целеполагание Планирование Социально-педагогическое прогнозирование Организация Профессиональное взаимодействие Моделирование Реализация Документирование
|
Профессиональные важные качества
| Интеллектуальность
(любознательность, логичность и практичность ума, рефлексивность) Социабельность (потребность в социальных контактах и одобрении, коммуникабельность) Потребность в достижениях и самокритичность Эмоциональная устойчивость и жизнерадостность Уверенность в себе Самодостаточность
| Аффилиация Любовь и эмпатия по отношению к детям Доброжелательность Внимательность Наблюдательность Терпимость и терпеливость Настойчивость Сдержанность Тактичность Педагогическая интуиция Педагогический оптимизм
| Дипломатичность Эмпатия по отношению к взрослым Самообладание Дружелюбие Морально-нравственная устойчивость Эрудированность Компетентность Культурная эмпатия Аутентичность Искренность Открытость к контакту Общительность Привлекательность Инициативность
| Критичность и независимость мышления Здравомыслие Восприимчивость Чувство новизны Нестандартность, креативность Способность выполнять разнообразную работу Легкая переключаемость Устойчивость к монотонии Аккуратность и последовательность Способность обучать и подчинять себе Способность к сотрудничеству Активность Ответственность
| |
| | | | | | | | | | |
Модель профессиональной деятельности психолога может служить неким идеальным ориентиром. Это не отрицает, а предполагает формирование у каждого специалиста индивидуального стиля деятельности как меры соответствия индивидуально-типологических и психологических особенностей личности требованиям профессиональной деятельности.