Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности организации




 

Крайности Золотая середина Крайности
Ограниченная, узкая специализация   Морализаторство Застой, идеализация старого опыта   Внутренняя пассивность Самоизоляция     Ригидность, психологическое самодурство   Трудности эмоционального характера     Пессимизм, отчаяние     Акцентирование на единичных принципах Многообразие форм и методов работы психолога   Нравственность Преемственность в работе   Самоактивизация творческого начала Профессиональное содружество   Гибкость, готовность к компромиссу   Последовательность в работе   Действующий оптимизм, разумная самоирония   Взаимосвязь принципов как основа системности в работе Хаос, бессистемность, поверхностность   Безнравственность Разрушение, отрицание прошлого, старого опыта Сгорание на работе   Потеря профессионального самоощущения     Приспособленчество, угодничество, предательство   Трудности логического характера, непоследовательность   Эйфория, излишняя самоуверенность   Перемешивание принципов, утрата специфики

Консультативная беседа используется с различными целями: для установления контакта с испытуемым и введения его в ситуацию эксперимента (контактная беседа); для проверки исследовательских гипотез (экспериментальная беседа); как метод получения данных о свойствах личности (диагностическое интервью); для оказания психологической помощи (клиническое интервью) (Е. Е. Данилова).

Названные виды беседы тесно связаны между собой и имеют общие элементы. Так, любая из них начинается с установления контакта и может содержать элементы диагностики и психологического воздействия на клиента. Консультативная беседа проводится по определенному плану. При этом степень ее стандартизации может быть различной: от жестко запрограммированного интервью по типу анкеты до разговора, протекающего в свободной форме, с определенной стратегией, но свободной тактикой.

Полностью стандартизированная беседа чаще применяется при массовых опросах, когда необходимо за короткий срок получить большой объем данных. В этом случае психолог в строгой последовательности предъявляет каждому испытуемому заранее составленные вопросы. Такая форма беседы позволяет получить хорошо сравнимые результаты, выразить их в количественной форме и не требует от психолога высокой квалификации. Однако регламентированная беседа ограничивает и не позволяет учитывать непосредственные реакции испытуемого и существенно уменьшает контакт с ним. Поэтому при индивидуальном обследовании, когда требуется проникнуть во внутренний мир личности, понять ее затруднения, такая форма беседы обычно не используется.

Менее стандартизированная беседа позволяет сохранить естественность ситуации и тем самым облегчает поддержание контакта с испытуемым. В этом случае психолог может индивидуализировать ситуацию опроса. Такая организация беседы требует большего профессионального мастерства, умения ориентироваться в ситуации клиента и менять тактику в зависимости от новых обстоятельств.

В большинстве случаев беседа является управляемой. Однако плодотворной может оказаться и неуправляемая беседа, которая носит исповедальный характер. В данном случае психолог занимает позицию активного слушателя, т.е. осуществляет так называемое эмпатическое слушание.

Беседа с детьми обладает определенной спецификой и является несравненно более сложным делом, чем беседа со взрослыми. Отличие ее состоит в том, что детей на беседу приводят обычно педагоги или родители, заметив какие-либо отклонения в их развитии и поведении. Поэтому у детей отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом, и требуется большая находчивость и изобретательность, чтобы «разговорить» ребенка. Особенно это касается трудных детей, имеющих негативный опыт общения со взрослыми. В этих случаях полезным средством для приобщения ребенка к сотрудничеству является игра.

Основным элементом консультативной беседы является вопрос. Обычно вопросы разделяются на три группы:

прямые, т.е. непосредственно относящиеся к исследуемому предмету («У тебя есть друзья?»);

косвенные, помогающие опосредованно получить информацию («Что ты подаришь другу на день рождения?»);

проективные, учитывающие идентификацию опрашиваемого с каким-либо лицом или группой и провоцирующие ребенка на спонтанные высказывания («У всех ли детей есть друзья?»).

Использование вопросов второго и третьего типов необходимо при выявлении характеристик, трудно поддающихся осознанию, а также в тех случаях, когда ответ может обладать высокой социальной желательностью.

Индивидуальная тактика беседы предполагает соединение полярных позиций: позволить говорить ребенку совершенно свободно или проверить свою собственную гипотезу, управляя беседой.

Содержание беседы меняется в зависимости от целей (диагностическое интервью, экспериментальная, консультативная, клиническая беседа).

Все виды бесед предваряются контактной беседой, содержание которой обусловлено стремлением к доверительным отношениям с клиентом. В ней осуществляется следующая содержательная цепочка: интерес к личности, ее интересам, нахождение нейтрального общего интереса, принятие личности.

Диагностическое интервью содержит вопросы, целенаправленно раскрывающие те психологические особенности ребенка, которые фигурируют в локусе жалобы взрослых. Они необходимы для постановки психологического диагноза и подтверждения диагностической гипотезы психолога. Поэтому в ход беседы могут включаться другие психодиагностические методы.

Экспериментальная беседа включает отвлеченный анализ трудных ситуаций у детей и их причин, выявление особенностей их поведения, анализ способов его саморегуляции, разработку советов другу, попавшему в подобную ситуацию, определение источников получения информации детьми.

Консультативная беседа в зависимости от используемой модели может содержать вопросы, направленные на выяснение сути психологической проблемы педагогов и родителей, касающейся ребенка, и рекомендации по ее разрешению.

Клиническая беседа направлена на осознание проблем взрослыми на основе вербального (словесного) общения с психологом либо носит исповедальный характер.

Урок психологии. На уроках психологии ученик может получить знания о самом себе, научиться применять полученные знания на практике: в собственном поведении, общении и деятельности. Эти знания и умения помогут ему стать социально адаптированным; будут способствовать личностному росту, самоопределению и поиску жизненных ценностей; создавать условия для раскрытия творческого потенциала; дадут некоторые сведения о психологических функциях, психических процессах и состояниях; будут содействовать развитию культуры общения и обогатят поведенческий потенциал.

Вполне понятно, что классическая форма преподавания не позволяет эффективно решать эти задачи. На уроках психологии рекомендуется использовать лекции, психодиагностические практикумы, экспрессивные методы творческого самовыражения, социально-психологический тренинг, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, игровое моделирование, иммитационные игры.

По своей форме уроки психологии напоминают социально-психологические тренинги, техника которых довольно эклектична. Несмотря на наличие конкретного плана, урок нельзя ограничивать четкими рамками программного ведения, так как в намеченный замысел могут вноситься изменения по ходу занятия.

Особо следует сказать о роли преподавателя психологии. Она достаточно сложна, так как включает в себя функции педагога, психолога, руководителя малой группы и ее участника одновременно. Как учитель преподаватель психологии дает теоретические знания, организует и направляет групповую дискуссию по обсуждению различных психологических проблем. Как психолог он грамотно осуществляет все психологические процедуры, их анализ и интерпретацию таким образом, чтобы это и служило целям обучения, и способствовало созданию обстановки доверия на занятии. Он организует групповую рефлексию и осуществляет функцию оказания поддержки. Как руководитель малой группы психолог осуществляет руководство всем процессом, творчески меняя стиль руководства. Как член группы он наравне с ребятами принимает участие во всех играх, упражнениях, творческих заданиях (М. А. Подвойская).

 

КОНСПЕКТ УРОКА (1-й ГОД ОБУЧЕНИЯ, 8-й КЛАСС)

Цель: знакомство с психологией – наукой о душе, о внутреннем мире человека.

Ход урока:

1. Приветствие.

- Какие предметы вы изучаете?

- Есть ли предмет, где изучается человек?

- Есть ли предмет, где бы вы узнали себя?

- Почему вводится предмет «Психология»? Его цель – изучение человека, получение знаний о себе, своем внутреннем мире и применение этих знаний к собственной жизни.

2. Давайте познакомимся (игра).

За 3 – 5 мин предлагается описать в свободной форме свое впечатление о психологе и отношении к нему. Желательно отразить как положительные, так и отрицательные впечатления анонимно. Затем психолог зачитывает ответы, доброжелательно их комментируя и систематизируя (внешность, личностные качества, манера поведения, стиль преподавания). Проводится анализ первого впечатления о человеке и его особенностей у разных людей. Самопрезентация учащихся (фамилия, имя и характерные качества).

3. Беседа о психологии.

Психология – наука о душе. Что такое душа? Есть ли душа у человека? Что такое «душевный человек», «болит душа», «душа ушла в пятки», «задушевный разговор»?

4. Пятиминутка о психологии (в течение 5 мин написать слова, которые относятся к психологии).

5. Демонстрация психологических опытов: «хромая обезьяна», «маятник».

6. Диагностика (шкала самооценки: параметры здоровья, ум, характер, счастье, память, внимание, воля, воображение, речь, общение, доброта, самоуважение).

Итоги: о чем говорили сегодня.

Домашнее задание: объяснить слова «душевный друг», «душевная болезнь», «бездушный».

Консилиум. В задачи консилиума входят:

выявление характера и причин отклонений в поведении и учении;

разработка программы воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития;

консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.

Принципы организации работы консилиума – уважение к личности и опора на положительное; «не навреди»; интеграция психологического и методического знания.

Систематически действующий, с постоянным составом участников, наделенный правом рекомендовать и контролировать, консилиум может рассматриваться как самостоятельная форма коллективной мыслительной деятельности со специфическим кругом реализуемых функций:

диагностическая функция заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития потенциальных возможностей и способностей учащихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении;

воспитательная функция включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т.д. По характеру эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер;

реабилитирующая функция предлагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.

Состав консилиума формируется с учетом его цели (руководитель консилиума, психолог, школьный врач, инспектор ИНД, специалист-консультант, педагоги, члены родительского комитета, желательные для ребенка референтные лица).

Способы подготовки заседания консилиума могут быть разными. Диагностический мозговой штурм, диагностическая цепочка, диагностический монолог используются на подготовительном первом этапе, когда составляется диагностическая карта учащегося.

На заседание приглашаются учащиеся и их родители. Процедурная схема заседания: оргкомитет, заслушивание характеристики, ее дополнение членами консилиума, собеседование с родителями и учащимися, подготовка педагогического диагноза, обмен мнениями и предложениями по коррекции учащихся, выработка рекомендаций.

Документация консилиума включает в себя три наименования: приказ по его организации и составу на учебный год, журнал консилиума и диагностические карты учащихся. Журнал консилиума заполняется психологом и содержит примерно следующие графы:

 

Ф.И.О. Класс Состав консилиума Основные отклонения в поведении, деятельности и общении ученика Рекомендуемые меры
         

 

Психолого-педагогический консилиум может рассматривать широкий круг проблем, связанных с дифференциацией обучения, созданием классов с углубленным преподаванием и классов адаптации, щадящей нагрузки, с вопросами профотбора и профконсультации и др. Примерами могут служить апробированные в нашей практике консилиумы «Трудный класс» и «Профессиональные намерения и возможности учащихся класса».

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

ПО ТЕМЕ «ТРУДНЫЙ КЛАСС»

Цель: коллективное изучение трудностей обучения и воспитания учащихся конкретного класса с помощью школьной психологической службы; выявление причин, вызывающих затруднения учащихся и учителей; разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин.

Участники: психолог, педагог-специалист, администрация, учителя, работающие в данном классе, классный руководитель, представители классного актива.

 

Рекомендации консилиума по теме «Трудный класс»

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных