ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Имеющих коммуникативные проблемыСоциально-психологический тренинг - это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников (А. С. Прутченков). Во время занятий у подростков происходит смена внутренних установок, расширяются знания, Появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Они становятся более компетентными в сфере общения. Во время тренинговых занятий каждый подросток окружается вниманием и заботой. Он может рассчитывать на помощь других. Поэтому он способен активно пробовать различные стили общения, усваивать новые, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, учится доверять людям. Эти занятия готовят к более активной и полноценной жизни в социуме. Задача группы социально-психологического тренинга – помочь каждому участнику выразить себя индивидуальными средствами. Но для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя. Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям: 1) восприятие своего «Я» через соотнесение с другими, т.е. когда человек использует другого в качестве модели, удобной для наблюдения и взгляда со стороны. Это дает прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы; 2) восприятие себя через восприятие другими, т.е. использование информации, передаваемой окружающими на основе обрат- ной связи. Это позволяет узнавать мнение окружающих о себе через их слова, чувства, поведенческие реакции; 3) восприятие себя через результаты деятельности, т. е. оценку того, что сделал человек. Этот способ самооценки закрепляет мнение о своих возможностях; 4) восприятие себя через наблюдение собственных состояний, которое дает понимание своего внутреннего мира; 5) восприятие себя через оценку внешнего облика. Участники учатся принимать себя и на этой основе развивать свои возможности. Общие цели социально-психологического тренинга, способствующие развитию личности: а) повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности активно взаимодействовать с окружающими; б) формирование активной социальной позиции подростков и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей; в) повышение общего уровня психологической культуры. Общие цели тренинга реализуются в частных задачах: овладение определенными социально-психологическими знаниями; развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других; диагностика и коррекция личностных качеств, снятие коммуникативных барьеров; овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия. Среди принципов тренинговой работы основными являются: 1) диалогизация взаимодействия, т.е. равноправное полноценное межличностное общение, основанное на доверии и взаимоуважении участников; 2) постоянная обратная связь, т. е. непрерывное получение участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий; 3) самодиагностика, способствующая самораскрытию участников, осознанию и формулированию ими собственных личностно значимых проблем; 4) оптимизация развития – констатация определенного психологического состояния отдельных участников и группы в целом и создание условий для их развития; 5) гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер -сочетание эмоционального накала и постоянной рефлексии переживаний; 6) добровольное участие в тренинге и его отдельных занятиях и упражнениях, предполагающее личную заинтересованность подростка; 7) постоянный состав группы, способствующий групповой динамике и самораскрытию подростков; 8) погружение, требующее организации работы крупными временными блоками; 9) изолированность, обеспечивающая конфиденциальность занятий; 10) свободное пространство, создающее возможность свободного передвижения, работы в микрогруппах.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИНГА КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
1-е занятие. Знакомство с принципами и правилами работы в группе. 1. Представление. 2. Правило группы. 3. Мой благородный поступок. 4. Список личных претензий. 5. Диагностика общительности. 6. Домашнее задание «Мой стиль общения». 7. Анализ итогов – «откровенно говоря».
2-е занятие. Самоанализ качеств, важных для межличностного общения. 1. Комплимент. 2. Анализ домашнего задания «Мой стиль общения». 3. Список качеств, важных для общения. 4. Угадывание мыслей и чувств – «Экстрасенс». 5. Принимаю решение по изменению... 6. Анализ итогов.
3-е занятие. Развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров. 1. Нетрадиционное «невербальное» приветствие. 2. Домашнее задание «Мой лучший друг». 3. Грани нашего сходства. 4. Игра «На воздушном шаре». 5. Оценка группы по коммуникативным качествам. 6. Я в тебе уверен. 7. Анализ итогов.
4-е занятие. Способы самоанализа и самокоррекции. 1. Волшебные слова. 2. Анализ дневников «Мой тип общения». 3. Контакты с новыми людьми. 4. Эксперимент «Дилемма узника». 5. Анализ событий в группе. 6. Анализ итогов.
5-е занятие. Закрепление коммуникативных навыков, настрой на будущее. 1. Комплименты «Мне очень нравится, когда ты...». 2. Анализ дневников «Мое общение». 3. Повторная диагностика общительности. 4. Психологический чемодан: «Что собрать тебе в дорогу?» 5. Самоанализ «Больше всего мне нравится, когда партнер по общению...». 6. Подведение итогов тренинга.
Для массовой работы с подростками в условиях школы-интерната, детского дома эффективно применение психотерапевтических методик типа «Арена» (А. Б. Добрович) и психодраматическое разыгрывание жизненных историй (А. Ф. Шадура). В первом случае с отдельным подростком или группой, желающими разрешить свои проблемы, работает психотерапевт. В малом круге, «на арене», разворачивается психокоррекционное действо, а большая группа подростков в зале создают эффект присутствия, сопереживают «актерам», идентифицируются с ними, многократно усиливая психотерапевтический эффект. Во втором случае психотерапевт или психолог выступает в роли режиссера, который готовит психодраматическую группу (5 – 6 человек), способную на сцене «оживить» любую проблему, представить ситуацию, продемонстрировать состояние, переживания человека и показать их реальную сущность и значимость. Драматизация осуществляется на основе пантомимы и предъявляет к «актерам» высокие требования. Визуализация проблемных ситуаций с привнесением в них нового, рационально-эмоционального уровня способствует осознанию и отреагированию проблем, десенсибилизирует подростков с аффективным поведением. В целом работа с подростками, а точнее – ее успешность является своеобразным индикатором профессиональной компетентности школьного психолога. Контрольные вопросы
1. В чем состоят запросы подростков на психологическую помощь? 2. Какова методика социально-психологического тренинга как основной формы работы с подростками? 3. Какие проблемы подростков можно разрешать с помощью методик А.Г. Лидерса, А.Б. Добровича, А.Ф. Шадуры? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|