ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
IV.4.3. Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия
Детство является таким периодом в жизни каждого человека, когда закладываются основы личностной активности, личностные свойства и ценности, определяющие качество будущей жизни. Одновременно это такой жизненный опыт, когда ребенок как человек и как личность наименее защищен от социального, физического и психического насилия. Поскольку существует и широко распространена агрессия, можно говорить о ее жертвах – детях и подростках, пострадавших от насилия. Насилие – это такое отношение, обращение одного человека с другим, которое нарушает право другого быть личностью. Домашнее насилие – это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля над другим разными способами (изоляция, запугивание, манипулирование, угрозы, эмоциональное насилие, экономическое насилие, физическое насилие, сексуальное насилие). По мнению специалистов, можно выделить три основные сферы отношений, в которых, с одной стороны, происходит социализация детей, с другой – ребенок подвергается риску насилия: семья, сфера образования, государственные учреждения интернатного типа и сфера микросоциальных отношений (Г. Н. Вострокнутов). Насильственные действия могут проявляться в самых разных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства. В домашнем насилии часто различают пренебрежение (плохое обращение), жестокое обращение (издевательство, физическое насилие), сексуальное злоупотребление. Пренебрежение преимущественно понимается как отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок является бездомным, нуждающимся, живет в физически опасном окружении. В поведении родителей есть серьезные упущения в обеспечении жизненно необходимых (витальных) потребностей ребенка: в пище, одежде, приюте, уходе, медицинском обслуживании и защите от опасных условий. По сути дела, речь идет о состояниях депривации. Наиболее близким по значению является понятие «социальное сиротство», или лишение детей родительского попечения при живых родителях. Физически жестокое обращение определяется как преднамеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных физических страданий. Сексуальное злоупотребление понимается как использование ребенка для целей сексуального удовлетворения взрослого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Оно может совершаться в различных формах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест), демонстрация порнографии, проституция несовершеннолетних. Под сексуальным злоупотреблением понимается вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные действия, которые они совершают, полностью их не понимая; на которые они не способны дать согласия; которые нарушают табу семейных (социальных) ролей. Жестокое обращение с детьми оценивается с учетом характера ближайших и отдаленных социально-медицинских последствий. Считается, что характеристика жестокого обращения с детьми должна включать: оценку совершаемых действий (физические, сексуальные, эмоциональные); продолжительность их воздействия и особенности последствий (физические, эмоциональные, психологические). К факторам жестокого обращения родителей с детьми, по мнению многих исследователей, относятся: • признаки асоциальной личности с психопатическими чертами и аффективной возбудимостью, алкоголизм, криминальность; • незрелость родителей, их изолированность, отсутствие социально-психологической поддержки со стороны прародителей; • низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы; • потребность родителей в абсолютной власти над ребенком; • жесткие моральные нормы и упрямство родителей; • одиночество и плохое здоровье матери. Последствия жестокого обращения с детьми чаще всего рассматриваются с позиций так называемой концепции цикла насилия. Многие исследователи указывают на связь между жестокостью наказаний, применяемых к ребенку, и мерами воздействия, которые использовались в родительской семье; между наказаниями и выраженной агрессивностью ребенка, частотой делинквентности и жестоким характером преступлений у тех лиц, с которыми жестоко обращались в детстве.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|