ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 1 МАРТА 1999 г., № 3
Минобразованием России в результате обмена информацией как с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, так и с руководителями государственных и муниципальных образовательных учреждений системы общего профессионального образования установлено: – неэффективное использование рабочего времени педагога-психолога при существующих нормативных документах, регламентирующих его деятельность; – отсутствие возможности постоянного и систематического повышения своей профессиональной компетенции, что приводит к снижению эффективности деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях различных типов и видов; - при существующей организации деятельности педагога-психолога происходит быстрая профессиональная дисквалификация его как специалиста, вследствие чего в отдельных регионах Российской Федерации отмечается заметная текучесть психологических кадров. Исходя из вышеизложенного, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, как у всех категорий педагогических работников образовательных учреждений (Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 55, пункт 5), из них: - индивидуальная групповая работа с обучающимися воспитанниками, консультативная работа с учителями, воспитателями и родителями обучающихся воспитанников составляет 24 часа в неделю; – подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных и заполнение отчетной документации, затраты времени на повышение профессиональной компетенции педагога-психолога составляют 12 часов в неделю, что не требует обязательного присутствия педагога-психолога в образовательном учреждении. Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога как критерий оценки эффективности его деятельности.
Приложение к Инструктивному письму Минобразования РФ от 1 марта 1999 г., № 3
ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Педагоги-психологи, работающие в образовательном учреждении, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психологической и медико-социальной помощи, ведут учет проводимой работы по следующим формам (формы составлены на основании опыта работы психологов): 1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения (форма 1). 2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (форма 2). 3. Журнал консультаций психолога (форма 3). 4. Журнал учета групповых форм работы (форма 4). 5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (формы 5, 5А, 5Б, 5В). 6. Программа работы педагога-психолога с группой (формы 6, 6А). 7. Коррекционная работа (форма 7). 8. Программа коррекционно-развивающих занятий (форма 8). 9. Требования к авторским программам (форма 9). 10. Аналитический отчет о работе педагога-психолога (форма 10). II. Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной методической службы (форма 11). По итогам года педагоги-психологи предоставляют аналитический отчет о своей работе (форма 10) руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы. Данный отчет включается в отчетную документацию образовательного учреждения. Руководитель психологической службы муниципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет (форма 11) руководителю муниципального органа управления образованием и руководителю психологической службы региона. Форма 1 (обязательна). Требования к плану работы педагога-психолога учреждения образования 1. При составлении плана необходимо учитывать: • цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения; • приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектов Российской Федерации; • нормы расхода времени на каждый вид деятельности (см. материалы коллегии Министерства образования Российской Федерации от 29 марта 1995 г. «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в России»). 2. План работы должен включать следующие графы: № п/п Название работы Условия проведения Ответственный Срок проведения Предполагаемый результат • Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (собрание, консультация, беседа, урок...), так и название программы деятельности по определенному направлению (например: проведение диагностического обследования, сопровождение класса коррекции и т.п.). Во втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых имеет свой срок и результат. • Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающей контроль за исполнением. • В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответственности (например: оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т.д.). 3. План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении (например: на неделю, месяц, квартал и т.д. или на учебную четверть). Перспективный план работы, включающий цели и направления работы психолога в данном учреждении, должен составляться на год. Форма 2 (обязательна). Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (структура и основы содержания) 1. Причина исследования (в изложении обратившегося). 2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования (разработчик: Ф.И.О., должность, место работы, рабочий телефон). 3. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы). 4. Сроки проведения исследования. 5. Применение методики описать по следующей схеме: № Название школы Автор теста, название теста Исследуемая функция Фактор, влияющий на результат 6. Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном исследовании (например: вербальный интеллект, осведомленность, понятливость, речевое развитие, общая оценка). 7. Результаты исследования: а) количественные данные представлены в таблицах на каждый класс (группу) (см. схему учета результатов тестирования); б) обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам; в) рекомендации по результатам исследования. Схема учета результатов тестирования № Ф. И. О. тестируемого Результаты выполнения диагностического задания Заключение Дата Ф.И.О., должность составителя заключения, подпись. Форма 3 (обязательна). Журнал консультаций психолога Полное наименование учреждения образования Дата Время проведения Консультируемый возраст пол имя Повод обращения Проблема Результат консультирования Консультант Отметка времени начала и окончания консультаций позволяет вести учет расхода времени на консультации в единицу времени и, следовательно, учитывать это при планировании работы на следующий год. Форма 4 (обязательна). Журнал учета групповых форм работы Список участников (№ п/п, Ф.И.О.) Тема или название тренинга Даты встреч Отметки о посещениях Ведущий Примечание К групповым формам работы психолога в учреждении образования можно отнести: • тренинг с детьми или взрослыми (педагогами, родителями); • коррекционные или развивающие занятия с детьми по определенной программе; • семинары, лекции, методические занятия с педагогами. Форма 5 (обязательна). Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку Карта № Обследование проводит Дата Фамилия Имя Дата рождения Учреждение образования (д/с, школа и т.д.) Класс (группа) Адрес Телефон Фамилия, имя, отчество родителей Кем направлен Причина обращения Анамнестические сведения Семья Условия проживания Биологические факторы леворукость Особенности раннего развития Воспитание до учреждения образования Наблюдение специалистов Жалобы в настоящий момент Проблемы, связанные с учреждением образования Перемена учреждения образования Повторение класса Сфера нарушения школьной адаптации Сложности в обучении, воспитании Итоговые оценки по основным предметам Трудности в освоении норм поведения Особенности социальных контактов Заключение Рекомендации Форма 5А (продолжение). Психосоциальная ситуация развития Актуальный конфликт, время его возникновения Оценка социальной ситуации в учреждении образования Оценка семейной ситуации Психологическая защита (ощущения, фантазии, деятельность, контакты) Самооценка Ситуация в семье Совместные занятия дома с ребенком Взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками Взаимоотношения родителей с учреждением образования Отношения в семье Тип семейного воспитания Форма 5Б (продолжение). Психологические данные Интеллектуальные особенности Личностные характеристики Зона ближайшего развития Мотивация Интересы, представления о будущем Медицинские данные Психологическое заключение Рекомендации Форма 5В (продолжение). На основании психолого-медико-социального заключения рекомендовано: Посещение коррекционных занятий Специалист За прошедший период произошли следующие изменения: Рекомендации педагогу: С рекомендациями ознакомлен Педагог Рекомендации родителям: С рекомендациями ознакомлены мать отец Форма 6 (обязательна). Программа работы педагога-психолога с группой (какой) 1. Составлена психологом (Ф.И.О.). 2. Описание класса (группы): • психологическая характеристика детей; • общая характеристика работы педагога в этом классе (группе). 3. Цели программы (сформулировать конкретные цели и задачи работы с детьми; если отдельно выделяется работа с педагогами и родителями, то сформулировать и эти задачи). 4. Этапы реализации программы по месяцам. 5. Планируемые результаты психологической работы в классе (группе) в виде, допускающем их экспертную проверку: Дата составления Подпись психолога Форма 6А (продолжение). Результаты психологической работы в классе (группе) в учебном году 1. В классе (группе) были проведены следующие диагностические исследования: Время проведения Тест Название исследуемой тестом характеристики 2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе). Время проведения Название тренинга Темы занятий 3. Перечень занятий с педагогами (если планировались). Время проведения Темы занятий Цели занятий Участники 4. Названия форм индивидуальной работы с детьми. Время проведения Темы занятий Цель занятий Ф.И.О. ребенка (если это была работа с отдельными детьми) Перечень полученных результатов работы с классом (группой) в виде, допускающем их понимание и использование теми, кто еще работает или будет работать с этим классом. Рекомендации к дальнейшей работе с этим классом (группой). Анализ опыта реализации данной программы и рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию. Дата Подпись психолога Форма 7 (обязательна для учреждений специального образования). Коррекционная работа Год Фамилия Имя Учреждение образования Класс (группа) Мнение специалиста (индивидуальная коррекция) Сильные стороны ребенка Слабые стороны ребенка Динамика коррекционного обучения За прошедший период произошли следующие изменения: Рекомендовано: Форма 8 (обязательна для учреждений специального образования). Программа коррекционно-развивающих занятий I. Пояснительная записка 1. Актуальность, цель программы 2. Задачи 3. Адресат 4. Содержание в виде, позволяющем определить ее значимость для работы с данным контингентом (в учреждении образования), в виде, определяющем пути достижения цели участниками занятий, с кем будут проводиться занятия (участники: дети, взрослые, учителя и т.д.), в виде, раскрывающем содержание разделов. II. Тематический план занятий по следующей схеме: Тема Цели и задачи Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний) III. Список литературы (указывается литература, которую могут использовать участники группы) Ведущий (Ф.И.О., должность) Форма 9 (обязательна для образовательных учреждений, реализующих авторские, инновационные программы). Требования к авторским программам Критерии оценки авторских программ: 1. Научно-практическая новизна 2. Научная обоснованность 3. Актуальность и перспективность 4. Практическая направленность 5. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей 6. Представленность результатов апробации Перечень представляемых документов: I. Программа: 1. Пояснительная записка, предусматривающая раскрытие актуальности, целей и задач курса, определяющая его продолжительность, возрастные категории обучающихся, ожидаемые результаты. 2. Содержание программы по разделам с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них. 3. Практическая часть, занимаемое ею место в курсе. 4. Список литературы, которую могут использовать обучающие, обучаемые и которую использовал автор. II. Примерный тематический план. Направления защиты программы: 1. Обоснование выбора курса. 2. Цели и задачи курса. 3. Содержание курса. 4. Ожидаемые результаты. 5. Место данного курса в учебном плане (доля часов, связь с другими курсами). Форма 10 (рекомендована). Аналитический отчет о работе педагога-психолога 1. Цель, объект, предмет исследования. Построение гипотезы. Выбор психодиагностических методик. Разработчик, диагност. 2. Представление результатов исследования. 3. Анализ полученных данных. 4. Выводы и рекомендации. Форма 11 (рекомендована). Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной психологической службы 1. Анализ состояния психологической службы (структура, кадровый состав, обеспечение потребности в кадрах и т.д.). 2. Обобщенный анализ результатов социопсихологического мониторинга, проводимого в соответствии с планом профилактической работы учреждений образования, по запросам администрации, педагогов (прилагается статистически обработанный материал по всем проведенным обследованиям в учреждениях образования в форме таблиц, графиков, гистограмм; дискета). 3. Обобщенный анализ консультативного приема, осуществляемого педагогами-психологами муниципальной психологической службы. 4. Анализ результатов мониторинга ведения курса «Основы жизненного самоопределения» в рамках регионального компонента, курсов «Здоровый образ жизни», «Основы самопознания», «Половое просвещение» и других, направленных на развитие личностной и эмоционально-волевой сферы. 5. Анализ коррекционно-развивающей работы, проводимой педагогами-психологами муниципальной психологической службы (прилагаются обобщенные результаты обследований детей до и после проведения коррекционно-развивающей работы в виде таблиц, графиков, гистограмм; дискета). 6. Выявленные проблемы: условия и первопричины их возникновения, задачи и методы их решения. 7. План работы на следующий учебный год. 8. Перспективы развития службы.
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ .. 2 Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.. 3 Глава 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ.. 3 I.1.1. Практическая психология образования и ее технологии. 3 I.1.2. Правовой статус практического психолога образования. 9 I.1.3. Квалификационная характеристика педагога-психолога. 12 I.1.4. Профессиональная этика практического психолога. 16 Глава 2. ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ.. 19 I.2.1. Требования к личности педагога-психолога. 19 I.2.2. Психолог как специалист в системе образования. 22 I.2.3. Модель профессиональной деятельности педагога-психолога. 25 I.2.4. Взаимодействие психолога и педагогов в совместной деятельности. 30 Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.. 36 I.3.1. Рабочее место психолога. 37 I.3.2. Планирование работы психолога. 39 I.3.3. Школьный психолог и его позиции. 42 I.3.4. Особенности организации практической деятельности психолога. 43 Глава 4. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ.. 52 I.4.1. Субъектно-объектные отношения в психологической деятельности. 52 I.4.2. Авторские модели психологической службы.. 54 I.4.3. Специфика работы психолога в детском саду. 59 I.4.4. Специфика работы школьного психолога в учреждениях интернатного типа. 63 Раздел II. СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.. 73 Глава 1. ГУМАНИЗАЦИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАК ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ.. 73 II. 1.1. Гуманистическая парадигма педагогического процесса. 74 II. 1.2. Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической. 75 моделей педагогического процесса. 75 II.1.3. Методологические основы гуманизации педагогического процесса. 76 II. 1.4. Роль психологической службы в гуманизации педагогического процесса. 78 Глава 2. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК ОСНОВА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ.. 80 II.2.1. Современное понятие психодиагностики. 80 II.2.2. Процедура и методы школьной психодиагностики. 82 II.2.3. Получение информации в работе психолога и ее использование. 84 II.2.4. Психологический мониторинг в практике психологической службы образования. 86 Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.. 90 II.3.1. Общее представление о психологическом консультировании. 90 П.3.2. Основные подходы к консультированию и его виды.. 92 II.3.3. Особенности возрастно-психологического и психолого-педагогического консультирования. 94 II.3.4. Методика индивидуального консультирования. 95 Глава 4. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ.. 99 II.4.1. Сущность и принципы психологической коррекции. 99 II.4.2. Содержание и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками. 101 II.4.3. Специфика и особенности психокоррекционного процесса. 104 II.4.4. Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками. 106 Раздел III. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РАЗЛИЧНЫМИ ВОЗРАСТНЫМИ ГРУППАМИ.. 111 Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 111 III. 1.1. Психологическое сопровождение естественного развития дошкольника. 111 III. 1.2. Игровая коррекция в работе с дошкольниками. 116 III. 1.3. Коррекция аффективного поведения детей дошкольного возраста. 125 III. 1.4. Коррекция межличностного взаимодействия в группе детского сада. 128 Глава 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.. 132 III.2.1. Младший школьник как объект психологической помощи. 132 III.2.2. Готовность ребенка к школьному обучению.. 133 III.2.3. Мотивация учения и адаптация ребенка к школе. 142 III.2.4. Коррекция страхов и школьной тревожности у младших школьников. 145 Глава 3. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ.. 159 III.3.1. Психические новообразования и трудности подросткового возраста. 159 III.3.2. Технология психологической работы с подростками в школе. 161 III.3.3. Групповая психотерапия при акцентуациях характера у подростков. 165 III.3.4. Социально-психологический тренинг для подростков, 167 имеющих коммуникативные проблемы.. 167 Глава 4. ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ.. 170 III.4.1. Юность и ее психологические проблемы.. 170 III.4.2. Новая парадигма профессиональной консультации старшеклассников. 171 III.4.3. Программа «Лидерство» для старшеклассников. 172 III.4.4. Методика интеллектуального оргдиалога при обучении старшеклассников общению.. 173 Раздел IV. МЕТОДИКА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА.. 174 Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В СЛУЧАЯХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.. 174 IV. 1.1. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. 174 IV. 1.2. Комплексная диагностика социально-педагогической запущенности детей. 175 IV. 1.3. Принципы ранней профилактики и коррекции. 191 социально-педагогической запущенности детей. 191 IV. 1.4. Методика психологической помощи социально и педагогически запущенным детям.. 195 Глава 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В АСПЕКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.. 203 IV.2.1. Адаптивное и отклоняющееся поведение. 203 IV.2.2. Причины и факторы девиантного поведения школьников. 206 IV.2.3. Установление контакта с девиантными подростками. 209 IV.2.4. Диагностика девиантного поведения. 210 Глава 3. НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ, ИХ ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ.. 216 IV.3.1. Психология агрессивного поведения. 216 IV.3.2. Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы и направления. 221 IV.3.3. Аутоагрессия и ее профилактика. 224 IV.3.4. Аддиктивное поведение как вид саморазрушения личности; 227 мишени его психокоррекции. 227 Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ.. 232 IV.4.1. Психологический кризис и виды кризисных ситуаций. 232 IV.4.2. Переживание-преодоление критических ситуаций как фактор диагностики и коррекции девиантного поведения подростков. 236 IV.4.3. Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия. 247 IV. 4.4. Психологическая поддержка подростков-инвалидов. 254 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 260 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 264 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 265 Содержание. 270
Учебное издание Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|