Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Содержание дисциплины основывается и является логическим продолжением следующих дисциплин:
№
| Наименование дисциплины (модуля)
|
| Философские проблемы науки и техники
|
| Исследование систем управления
| Содержание дисциплины служит основой для изучения следующих дисциплин:
№
| Наименование дисциплины (модуля)
|
| Финансовый анализ
|
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зач. единиц, 180 часов.
Вид учебной работы
| Всего
часов
| Семестр
№ 1
| Общая трудоемкость дисциплины, час
|
|
| Контактная работа (аудиторные занятия), в т.ч.:
|
|
| лекции
|
|
| лабораторные
|
|
| практические
|
|
| Самостоятельная работа студентов, в том числе:
|
|
| Курсовой проект
|
|
| Курсовая работа
|
|
| Расчетно-графическое задания
|
|
| Индивидуальное домашнее задание
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
| Форма промежуточная аттестация
(зачет, экзамен)
| Э
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование тем, их содержание и объем
Курс 1 Семестр 1
№ п/п
| Наименование раздела
(краткое содержание)
| Объем на тематический раздел по видам учебной нагрузки, час
| Лекции
| Практические
занятия
| Лабораторные
занятия
| Самостоятельная
работа
| 1.
| Методология исследовательской деятельности, как научная проблема.
Понятие о методологии как о системе принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Уровни методологии. Характеристика методологических принципов научного исследования: объективности, сущностного анализа, единства логического и исторического оснований, концептуального единства. Взаимодействие методологии с другими дисциплинами.
|
|
|
|
| 2.
| История становления научного метода.
Динамика научного познания. Этапы развития науки. Возникновение проблемы метода в науке. Зарождение европейской научной рациональности в Античности. «Органон» Аристотеля: обоснование индуктивно-дедуктивного метода научного познания.
Метода в философии Средних веков. Ревизия научного метода Аристотеля в Средневековье. Методологическая проблематика философии Нового времени. «Новый Органон» Френсиса Бэкона: становление индуктивизма. Индуктивно-дедуктивный метода Рене Декарта методологический солепсизм. Аналитико-синтетический метод Ньютона: единство математики и опыта без гипотез.
«Система логики» Джона Милля: «системная» апологетика индуктивизма. Дж.С. Милль О невозможности индукции как метода открытия. Становление неклассической рациональности.
Стандартная концепция научного метода: тупики индуктивизма и антииндуктивизма. «Принципы науки» У. Джевонса: синтез метода гипотез и теории вероятности.
|
|
|
|
|
| Школы и направления современной методологии
Становление неклассической науки и особенности неклассической методологии. Методология как анализ развития научного знания К. Поппера. Зависимость языка наблюдений от теории П.Фейерабенд. теория научных революций и методология познания в концепции Т. Куна. Методология исследовательских программ И. Лакатоса.
|
|
|
|
| 4.
| Научная проблема – исходный путь исследования
Понятие научной проблемы. Возникновение проблемы, как выражение несоответствия в развитии научного знания. Решение проблем и прогресс научного знания. Постановка и разработка научных проблем. Формулировка проблемы собственного исследования. Научно-исследовательская программа, её структура и функции
|
|
|
|
| 5.
| Теоретические методы исследования: общая характеристика
Теоретический уровень научного исследования. Абстрагирование и идеализация – начало теоретического исследования. Методы построения и оправдания теоретического знания. Научные факты и их обобщение. Научная картина мира и стиль мышления, их методологические функции в теоретическом познании.
|
|
|
|
| 6.
| Методы анализа, классификации и построения теорий Общая характеристика природы, структуры и функций научной теории. Становление и развитие научной теории. Классификация научных теорий. Структура научных теорий. Методологические и эвристические принципы построения теорий. Основные функции научной теории. Проверка и принятие научной теории.
|
|
|
|
| 7.
| Законы и их роль в научном исследовании. Логико-гносеологический анализ понятия «научный закон». Эмпирические и теоретические законы. Динамические и статистические законы. Роль законов научном объяснении и предсказании
|
|
|
|
| 8.
| Научная гипотеза и гипотетико-дедуктивный метод
Понятие научной гипотезы. Логико-методологические требования к научной гипотезе. Выдвижение, построение и проверка научных гипотез. Индуктивная модель обоснования науки. Гипотетико-дедуктивный метод рассуждений. Гипотетико-дедуктивный метод в естествознании. Логическая структура гипотетико-дедуктивных систем. Метод математической гипотезы как разновидность гипотетико-дедуктивной системы. Гипотетико-дедуктивная модель науки
|
|
|
|
| 9.
| Абдукция и поиск объяснительных гипотез.
Абдукция как альтернатива гипотетико-дедуктивному методу. Абдуктивные рассуждения и их особенности. Возможные способы применения абдуктивных рассуждений. Критика и дальнейшее развитие принципов абдукции. Новые подходы к анализу роли абдукции в научном поиске.
|
|
|
|
| 10.
| Методы и функции научного объяснения
Типы и методы научного объяснения. Каузальные, или причинные, объяснения. Дедуктивно-номологическая модель объяснения. Альтернативные модели научного объяснения. Методы и модели исторического объяснения в науке.
|
|
|
|
|
| Методы и функции понимания.
Проблема понимания в методологии науки. Гермневтический подход к проблеме понимания. Понимание как семантическая интерпретация. Взаимопонимание и диалог. Понимание как процесс развития познания. Особенности понимания в исторической науке.
|
|
|
|
|
| Методы научного прогнозирования
Логическая структура научных предсказаний. Основные типы предсказаний в науке. Прогнозирование как особый вид научного предвидения. Предвидения и пророчества в истории науки.
|
|
|
|
|
| Методы эмпирического исследования.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Описание, сравнение, наблюдение. Наблюдение как метод познания. Наблюдение. Интерсубъективность и объективность. Непосредственные и косвенные наблюдения. Интерпретация данных наблюдения. Функции наблюдения в научном исследовании. Эксперимент как особая форма научного познания. Структура и основные виды эксперимента. Планирование и построение эксперимента. Контроль эксперимента. Интерпретация результатов эксперимента. Функции эксперимента в научном исследовании. Измерения. Количественные методы исследования. Обобщение и обработка эмпирических данных.
|
|
|
|
|
| Научная критика.
Научная критика, ее задачи и функции. Теоретическая научная критика. Эмпирическое опровержение. Логическая фальсификация и реальное опровержение. Научная критика как ослабленная верификация. Парафальсификация и ее логика. Основные виды научных споров.
|
|
|
|
|
|
| ВСЕГО
|
|
|
|
| | | | | | | | 4.2. С одержание практических (семинарских) занятий
№ п/п
| Наименование
раздела дисциплины
| Тема практического (семинарского) занятия
| К-во часов
| К-во часов СРС
| семестр № 1
|
| Методология исследовательской деятельности, как научная проблема
| 1. Предмет, задачи и структура дисциплины.
2. Наука как важнейшая форма познания в современном мире/
3. Понятие методологии/
4. Уровни методологии/
5. Характеристика методологических принципов научного исследования/
6. Взаимодействие методологии с другими дисциплинами/
7. Взаимодействие методологии с другими дисциплинами.
|
|
|
| История становления научного метода
| 1. Динамика научного познания. Этапы развития науки
2. Античная наука, становление европейской рациональности
3. Проблема метода в средневековой философии
4. Проблема метода в философии Нового времени
5. Развитие методологии в XIX века
|
|
|
| Школы и направления современной методологии
| 1. Особенности неклассической методологии
2. Философия науки и методология К. Поппера.
3. Философия науки и методология П.Фейерабенда.
4. Философия науки и методология в концепции Т. Куна.
Философия науки и методология И. Лакатоса
|
|
|
| Научная проблема – исходный путь исследования
| 1. Понятие научной проблемы.
2. Возникновение проблемы, как выражение несоответствия в развитии научного знания.
3. Решение проблем и прогресс научного знания.
4. Постановка и разработка научных проблем.
5. Формулировка проблемы собственного исследования.
6. Научно-исследовательская программа, её структура и функции
|
|
|
| Теоретические методы исследования: общая характеристика
| 1. Теоретический уровень научного исследования.
2. Абстрагирование и идеализация – начало теоретического исследования.
3. Методы построения и оправдания теоретического знания.
4. Научные факты и их обобщение.
5. Научная картина мира и стиль мышления, их методологические функции в теоретическом познании.
|
|
|
| Методы анализа, классификации и построения теорий
| 1. Общая характеристика природы, структуры и функций научной теории.
2. Становление и развитие научной теории.
3. Классификация научных теорий.
4. Структура научных теорий.
5. Методологические и эвристические принципы построения теорий.
6. Основные функции научной теории.
7. Проверка и принятие научной теории.
|
|
|
| Законы и их роль в научном исследовании.
| 1. Логико-гносеологический анализ понятия «научный закон».
2. Эмпирические и теоретические законы.
3. Динамические и статистические законы.
4. Роль законов в научном объяснении и предсказании
|
|
|
| Научная гипотеза и гипотетико-дедуктивный метод
| 1. Понятие научной гипотезы
2. Логико-методологические требования к научной гипотезе
3. Выдвижение, построение и проверка научных гипотез
4. Индуктивная модель обоснования науки
5. Гипотетико-дедуктивный метод рассуждений
6. Гипотетико-дедуктивный метод в естествознании
7. Логическая структура гипотетико-дедуктивных систем
8. Метод математической гипотезы как разновидность гипотетико-дедуктивной системы
9. Гипотетико-дедуктивная модель науки
|
|
|
| Абдукция и поиск объяснительных гипотез
| 1. Абдукция как альтернатива гипотетико-дедуктивному методу
2. Абдуктивные рассуждения и их особенности
3. Возможные способы применения абдуктивных рассуждений
4. Критика и дальнейшее развитие принципов абдукции
5. Новые подходы к анализу роли абдукции в научном поиске
|
|
|
| Методы и функции научного объяснения
| 1.Типы и методы научного объяснения
2.Каузальные, или причинные, объяснения
3.Дедуктивно-номологическая модель объяснения
4.Альтернативные модели научного объяснения
5.Методы и модели исторического объяснения в науке.
|
|
|
| Методы и функции понимания
| 1. Проблема понимания в методологии науки.
2. Гермневтический подход к проблеме понимания.
3. Понимание как семантическая интерпретация
4. Взаимопонимание и диалог
5. Понимание как процесс развития познания
6. Особенности понимания в исторической науке
|
|
|
| Методы научного прогнозирования
| 1. Логическая структура научных предсказаний.
2. Основные типы предсказаний в науке.
3. Прогнозирование как особый вид научного предвидения.
4. Предвидения и пророчества в истории науки.
|
|
|
| Эмпирические методы исследования
| 1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
2. Описание, сравнение, наблюдение.
3. Наблюдение как метод познания.
4. Эксперимент как особая форма научного познания.
5. Измерения.
6. Обобщение и обработка эмпирических данных.
|
|
|
| Научная критика
| 1. Эмпирическое опровержение.
2. Логическая фальсификация и реальное опровержение.
3. Научная критика как ослабленная верификация.
4. Парафальсификация и ее логика.
5. Основные виды научных споров.
|
|
|
|
| ВСЕГО:
|
|
Содержание лабораторных занятий
Учебным планом не предусмотрены
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|