ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Следующие ситуации помогут Вам научиться оценивать процедуры работы органов самоуправления.Ответьте на вопрос: есть ли в приведённых примерах нарушения принципов самоуправления?
Пример 1. Заседания ученического совета ведёт учитель. Комментарий: Ученический совет – это орган ученического самоуправления, который формируется учениками из числа учеников. Его работой не может руководить учитель. Педагог может участвовать в работе ученического совета на правах консультанта с согласия ребят. Доверить ему ведение заседаний ребята могут только на первых порах, пока они не научатся делать это самостоятельно.
Пример 2. Заместитель директора школы по воспитательной работе дал задание ученическому совету провести школьный праздник. Комментарий: В этом случае, можно говорить о подчиненности органа самоуправления школьной администрации. Если ученический совет выполняет задания школьной администрации, то он автоматически перестаёт быть независимым представителем интересов учеников – выходит из области самоуправления. Заместитель директора может попросить у ученического совета оказать помощь в проведении праздника, но решение об этом остаётся на усмотрение самого ученического совета.
Пример 3. Ученический совет выступает с отчетом о своей работе на планёрке учителей. Комментарий: Ученический совет не может отчитываться перед учителями. Он может выступить перед педагогами с информацией о своей работе, но не с отчетом. Отчитываться ученический совет может перед теми, кто его избрал, то есть перед учениками.
Пример 4. В ученическом совете большинство составляют девочки. Комментарий: Нарушений принципов самоуправления здесь нет. Ученики избирают в совет тех, кому они больше доверяют, независимо от того, юноша это или девушка. Установление каких-либо пропорций представительства мальчиков или девочек в органе школьного самоуправления, на наш взгляд, недопустимо.
Пример 5. В ученический совет разрешено избирать только тех, кто учится без двоек. Комментарий: Право участвовать в управлении школой не зависит от успеваемости. Следовательно, подобных ограничений быть не может, как не может быть ограничений на количество мальчиков или девочек. Подобные ограничения означали бы дискриминацию, а допускать её – нельзя.
Пример 6. Ученический совет обязан показывать свою газету директору школы, прежде чем вывесить её на школьный стенд. Комментарий: Если ученический совет может вывешивать свою газету только с разрешения директора, это означает его подконтрольность школьной администрации, следовательно, нарушение принципов самоуправления. Ученический совет имеет право вывешивать свою газету, но он же несет ответственность за то, чтобы в газете не было оскорблений, призывов к насилию и других нарушений закона. Школьные активисты имеют право свободно высказывать своё мнение, не переступая черту закона. Если, к примеру, в школьной газете будут опубликованы призывы к насильственному свержению власти, то директор совершенно обоснованно снимет эту газету со стенда – в конечном итоге, именно он несет юридическую ответственность за всё, что происходит в школе, поэтому в подобных случаях он обязан принимать меры. Если директор опасается, что со школьной газетой могут возникнуть проблемы такого рода, то было бы более приемлемо предложить ребятам другие варианты решения этой проблемы, кроме прямой цензуры (которая, кстати, запрещена Конституцией). Например, для редакции газеты могут быть организованы занятия по теме журналистской этики и правового регулирования свободы слова. Можно также предложить ребятам пригласить в качестве консультанта педагога, который не будет влиять на позицию ребят, но будет консультировать по вопросам корректности материалов с точки зрения действующего законодательства. В любом случае, за ученическим советом остаётся окончательное решение, а за директором – право наказывать учеников за нарушение школьного устава.
Пример 7. Заседания ученического совета проводятся только в присутствии заместителя директора по воспитательной работе. Комментарий: Ученический совет может самостоятельно решать, есть ли необходимость приглашать на заседания представителя администрации школы. Если ребятам запрещено проводить заседания без представителя администрации, то это является нарушением принципов самоуправления.
Пример 8. Ученический совет повесил на стенд заявление, в котором критикует приказ директора школы. Комментарий: Ученический совет вполне может выбрать такую форму общения с учениками – он должен информировать учеников о своей работе и её результатах. Никаких нарушений принципов самоуправления в этом примере нет. Если заявление ученического совета будет снято со стенда представителями администрации, то можно говорить о нарушении свободы мнений. Директор не может сорвать со стенда ученического совета материал, который его не устраивает. Он может пригласить ученический совет обсудить эту проблему, а если мнения не совпадут – то также довести до учеников своё видение ситуации.
Пример 9. Ученический совет опубликовал в местной газете статью с критикой школьных порядков. Комментарий: Нарушения принципов самоуправления в этом примере нет. Ученический совет может привлекать к школьным проблемам внимание общественности, особенно если прямые обращения ученического совета к директору школы не увенчались успехом.
Пример 10. Ученический совет, при необходимости, может знакомиться с личными делами учеников. Комментарий: В этом примере есть нарушения не только принципов самоуправления, но и прав школьников. Персональная информация об учениках или работниках школы не может предоставляться ученическому совету в силу того, что ученики и педагоги имеют право на неприкосновенность частной жизни. Если представители ученического совета обратятся к директору школы с просьбой познакомить их с личным делом ученика Петрова, то директор обязан ответить отказом.
Пример 11. Совет школы принял решение о запрете курения на территории школы. Комментарий: Орган самоуправления не может выполнять административных функций и принимать решения, обязательные для учеников, педагогов и родителей. Запрет на курение на территории школы уже имеется в действующем законодательстве. Контролировать выполнение школьных правил и поддерживать порядок должна администрация школы. Как правило, подобные решения органов самоуправления появляются именно по инициативе администрации. Перекладывать свою ответственность на самоуправление проталкиванием подобных решений бесполезно – это только дискредитирует самоуправление и ничего не меняет в решении проблемы.
Пример 12. В школе создана детская общественная организация, в которую вступили все школьники. С согласия директора, организация взяла на себя полномочия органа ученического самоуправления. Комментарий: В этом примере допущено нарушение принципов самоуправления. Общественная организация не является формой школьного самоуправления. Право участвовать в управлении школой не должно зависеть от того, является ли ученик (педагог, родитель) членом какой-либо общественной организации. В нашем примере, выход ученика из организации означал бы, что теперь он лишается возможности участвовать в управлении своей школой.
Пример 13. Завуч школы ведет список учеников, явившихся на ученическую конференцию. Фамилии неявившихся будут переданы классным руководителям. Комментарий: Ученическая конференция – это орган ученического самоуправления. Администрация школы не имеет права принуждать учеников участвовать в работе органов самоуправления: самоуправление – это право, а не обязанность. Неявившиеся делегаты – эта проблема самих учеников: в следующий раз изберут других, более ответственных.
Пример 14. Ученический совет участвует в расследованиях по жалобам учеников на нарушение их прав со стороны учителей. Комментарий: Участие представителей ученического совета в дисциплинарных расследованиях по фактам нарушения прав ребенка – это норма, закрепленная Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон даёт такие полномочия «выборным представителям обучающихся» - ученики, избранные в представительные органы самоуправления, являются такими выборными представителями. Механизм дисциплинарного расследования, вкратце, выглядит следующим образом: Учащиеся могут ходатайствовать перед администрацией школы о проведении дисциплинарного расследования в отношении работников школы по фактам нарушения прав ребенка. Они могут сделать это либо лично, либо через своих выборных представителей. В комиссию, которая будет проводить это расследование, ученики также могут направить своих выборных представителей. По завершении дисциплинарного расследования, директор школы должен принять решение на основе установленных комиссией фактов. Например, объявить учителю взыскание. Если обучающиеся не согласны с этим решением, они через своих выборных представителей могут обратиться за помощью в уполномоченные государственные органы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|