ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ситуации для проверки понимания тезисов о самоуправленииПредложите на обсуждение слушателей ряд примеров. Обсуждать эти примеры можно по микрогруппам. После высказываний микрогрупп прокомментируйте обсуждение. Необходимо ответить на вопрос: Являются ли, по-вашему, предлагаемые примеры формами школьного самоуправления? Почему?
Ситуация 1. Ученики создали в школе добровольческую группу помощи ветеранам. Комментарий: Такая группа не относится к школьному самоуправлению. Её деятельность направлена не на решение проблем учеников, а на решение проблем ветеранов – то есть, на решение социальной проблемы вне школы.
Ситуация 2. Ученики открыли в школе общественную приёмную по проблемам школы. Комментарий: Такую приёмную можно отнести к школьному самоуправлению. Приёмная, в которой школьные активисты консультируют учеников, дают им советы по решению возникающих у них проблем в школе, выслушивают их предложения и пр., является исполнительным органом школьного ученического самоуправления. Приёмная не имеет никаких властных полномочий, но оказывает влияние на решение школьных проблем.
Ситуация 3. Ученики создали в школе дискуссионный клуб. Комментарий: Если этот дискуссионный клуб не оказывает влияние на то, что происходит вне его стен, то он не может считаться формой школьного самоуправления. Органы школьного самоуправления работают не для тех, кто в них входит, а для учеников (педагогов, родителей) в целом (см. тезис 5). Поэтому, даже если дискуссионный клуб обсуждает школьные проблемы, но эти обсуждения остаются внутри клуба, такой клуб нельзя считать формой школьного самоуправления. В том случае, если материалы и результаты дискуссий вносятся на рассмотрение учеников, родителей, педагогов, администрации, можно говорить о стремлении клуба повлиять на ситуацию в школе. Следовательно, такой клуб можно считать формой школьного самоуправления.
Ситуация 4. Ученики выпускают газету о жизни школы. Комментарий: Если в этой газете ставятся проблемы школы, то такую детскую редакцию можно считать органом школьного ученического самоуправления – налицо стремление ставить вопросы, которые необходимо решать, влиять на общественное мнение, следовательно, способствовать изменению ситуации в школе. Но если эта газета не рассматривает школьных проблем, а пишет о школьных праздниках, конкурсах, увлечениях учеников, вряд ли её можно считать формой школьного самоуправления.
Ситуация 5. Старшеклассники объединились в отряд вожатых, который работает с младшими школьниками. Комментарий: Такой отряд вожатых можно считать органом ученического самоуправления – старшеклассники объединились для того, чтобы работать в интересах младших школьников, решать их проблемы, улучшать школьную воспитательную систему.
Ситуация 6. Ученики создали школьную команду КВН. Комментарий: Команду КВН нельзя считать формой школьного самоуправления. Несмотря на то, что она может выступать перед школьниками, её главной целью является не решение проблемы досуга школьников, а подготовка хороших КВНовских программ, победа в фестивалях и пр. Основная деятельность этой группы лежит вне школьной проблематики (см. тезис 5).
Ситуация 7. Ученики создали школьную полицию, которая следит за порядком. Комментарий: Школьную полицию нельзя считать формой самоуправления. Органы самоуправления не могут осуществлять властных полномочий, нести на себе административные функции вместо школьной администрации (см. тезис 4). Такая «школьная полиция» работает не в интересах школьников, а в интересах администрации. Контроль за порядком в школе – задача школьной администрации. Если директор школы допустил существование в школе подобной «ученической полиции», то именно он несет всю ответственность за последствия её действий.
Ситуация 8. Ученики создали штаб досуга. Комментарий: Штаб досуга можно считать органом школьного самоуправления. Его деятельность направлена на решение проблемы досуга школьников силами самих школьников. Такой штаб может поддерживать досуговые инициативы школьников и проводить собственные культурные проекты на условиях добровольного участия учеников. Не путайте с так называемыми «культмассовыми секторами», которые проводят традиционные школьные мероприятия по указанию школьной администрации под руководством педагога!
Ситуация 9. Ученики сами организуют дежурство по школе. Комментарий: Дежурство по школе – это форма самообслуживания, но не самоуправления. Орган школьного самоуправления не может командовать школьниками – следовательно, он не может расставлять школьников на «посты» в школьных коридорах или, тем более, выполнять полицейские функции. Если школьники в классе договорились по очереди накрывать в столовой, здесь также нет признаков самоуправления – эта деятельность не выходит за рамки классного коллектива, то есть является не самоуправлением, а самообслуживанием (см. тезис 5).
Ситуация 10. Ученический совет создал финансовую комиссию, которая контролирует расходование директором средств родительского фонда. Комментарий: В принципе, такую комиссию можно считать формой школьного самоуправления – она работает в интересах учеников школы. Но было бы более корректно, чтобы расходование этих средств контролировали родители – именно они платят добровольные взносы в школьный фонд. Если же родители приняли решение о том, что их деньги должны расходоваться с согласия учеников, такая комиссия в школе вполне уместна. Перед тем, как тратить деньги родительского фонда, директор будет запрашивать согласие ученической финансовой комиссии.
Ситуация 11. Ученический совет создал аналитическую группу, которая читает приказы директора и другие локальные акты школы и следит, чтобы они не ущемляли интересы учеников. Комментарий: Аналитическую группу можно считать формой школьного самоуправления. Её работа будет способствовать совершенствованию нормативной базы школы, корректировке локальных актов, ущемляющих права и интересы учеников.
Ситуация 12. Ученики создали правозащитный комитет, который помогает ученикам защищать нарушенные права. Комментарий: Правозащитный комитет является органом школьного самоуправления: он работает в интересах учеников и решает проблему соблюдения прав человека в школе.
Ситуация 13. Ученики создали Комитет по общественным связям. Комментарий: Комитет по общественным связям является формой школьного самоуправления: он развивает сотрудничество школы с другими организациями, привлекает ресурсы общественных, государственных и других организаций к решению школьных проблем.
Ситуация 14. На педагогический совет вызываются ученики, которые грубо нарушают школьные правила. Комментарий: Педагогический совет, согласно закону «Об образовании», это орган школьного самоуправления. Он не должен превращаться в директорскую планёрку. На педсовете педагоги должны обсуждать волнующие их проблемы и принимать решения, которые влияют на работу школьной администрации в интересах педагогов. Если педсовет подчинён школьной администрации и выполняет административные функции, такие как «проработка» учеников, то он не может считаться органом педагогического самоуправления.
Ситуация 15. Представителя от родителей класса в родительский комитет направляет классный руководитель. Комментарий: Такой родительский комитет не может считаться органом родительского самоуправления. Родители сами должны избирать своих представителей в родительский комитет. При этом, родительский комитет должен не выполнять просьбы директора, как это бывает во многих школах, а влиять на политику школьной администрации в интересах родителей.
Ситуация 16. Родительский комитет принял решение о том, что родители должны сдавать в школьный фонд по 100 рублей в месяц. Комментарий: Родительский комитет не может принимать решения, обязательные для родителей. Он должен представлять их интересы, а не командовать ими – в противном случае, он не может считаться органом школьного самоуправления. В приведенном примере родительский комитет может только рекомендовать родителям внести в школьный фонд определенную сумму на добровольных началах: решение о том, вносить деньги или нет, а если вносить, то в каком размере, в любом случае остаётся за каждым из родителей.
Ситуация 17. Школьный суд чести принял решение объявить ученику выговор. Комментарий: Органы самоуправления не могут наказывать учеников – это может делать только школьная администрация. Если «Школьный суд чести» является для учеников принудительным и может принимать обязательные для них решения, то его нельзя считать органом самоуправления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|