Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Всебелорусский съезд (конгресс) в декабре 1917 года и его значение.




 

Белорусские политические партии и организа­ции не прекращали своей контрреволюционной деятельности. Они прилагали все усилия, чтобы быстрее отстранить от власти большевиков. Большие надежды в этом плане они возлагали на созыв Всебелорусского съезда, чтобы противопоставить его уже существующим органам Советской власти — Облисполкомзапу и СНК Западной области, законно избранных на съездах Советов. Великая Белорусская Рада планировала созвать съезд 5 декабря 1917г. в Рогачеве под прикрытием легионов Довбор-Мусницкого. Он, по задумке организаторов, должен был создать «всеми признанную демократическую краевую власть, которая направи­ла бы белорусский народ на светлый путь национального разви­тия». Эта власть, как рассчитывали лидеры ВБР, должна была охватить Виленскую, Минскую, Витебскую, Гродненскую, Могилевскую, западные уезды Смоленской и северную часть Черни­говской губерний.

Такие же цели ставил и Белорусский областной комитет (БОК), созданный в ноябре 1917г. в Петрограде при исполкоме Все­российского съезда крестьянских депутатов. Членами комитета были делегаты белорусских губерний на Всероссийских съездах крестьянских депутатов, военных комитетов фронтов и флотов, губернских и других Советов, в основном правые эсеры. Как и ВБР, БОК был противником Октябрьской революции и стремился к государственному обособлению Белоруссии. Но между ними существовали принципиальные разногласия и, прежде всего, в понимании методов достижения поставленных целей.

Великая Белорусская Рада не верила в поддержку крестьян и считала, что их участие на съезде приведет к его провалу. Для такого вывода фактов было достаточно. Предыдущие усилия объединить крестьян под «национальным флагом» ничего не дали. На выборах в Учредительное собрание национальный блок потерпел сокрушительное поражение. Даже партии национальных меньшинств в Белоруссии — еврейские, польские и украинские - оказались более влиятельными. Поэтому ВБР делала ставку на ин­теллигенцию, чиновников, буржуазные и мелкобуржуазные по­литические партии и организации.

Лидеры БОКа рассчитывали опереться на более широкую социальную базу — рабочих, солдат и крестьян. Поэтому они по­всеместно демонстрировали свое лояльное отношение к Советс­кой власти и демагогично заявляли, что съезд должен содейство­вать ее укреплению на территории Белоруссии. Обосновывали они это тем, что в Облисполкомзапе и СНК Западной области и фрон­та нет или почти нет представителей коренной нации — белору­сов. В начале декабря 1917г. лидеры БОКа обратились через Наркомнац в СНК РСФСР с ходатайством поддержать идею съез­да и обещали отдать все свои силы на укрепление Советской вла­сти, пополнив ее органы представителями белорусской националь­ности. Учитывая, что съезд на такой основе действительно мог содействовать укреплению Советской власти в Белоруссии, СНК РСФСР дал свое согласие на его проведение и выделил на эти цели 50 тыс. рублей. Оргкомитету съезда были представлены в бесплатное пользование телефон и телеграф.

Получив разрешение и средства на проведение съезда, лиде­ры БОКа боялись, чтобы ВБР не сорвала их планы. В Петроград на переговоры были вызваны ее руководители И.Воронка и И.Мамонько. Руководители БОКа в категорической форме потребова­ли от Рады отказаться от созыва самостоятельного съезда, а ког­да делегаты соберутся, то объявить его предварительным совещанием и никаких решений не принимать. Великая Белорус­ская Рада вынуждена была подчиниться.

Пока шло сглаживание конфликта, оргкомитет съезда зани­мался приглашением «делегатов». Приглашения были посланы только тем партиям и организациям, которые поддерживали за­мыслы организаторов.

Съезд начал свою работу 15 декабря 1917г. С самого начала съезд занял антисоветскую позицию. При­крываясь заявлениями о признании Советской власти в центре России, съезд заявил о своем неподчинении местным органам — Облисполкомзапу и СНК Западной области фронта, избранных съездами Советов Белоруссии, и принял решение создать свой «центральный белорусский орган», к которому должна перейти вся полнота власти на территории Белоруссии. Антисоветская позиция участников съезда проявилась и при решении вопроса об общественно-политическом устройстве Белоруссии. В резолюции, принятой съездом, подчеркивалось, что в пределах Белорусского края устанавливается республиканско-демократическая форма правления, что означало ликвидацию Советской власти и замену ее буржуазной парламентской республикой.

Усмотрев в принятых съездом решениях явный и открытый выпад против Советской власти, СНК Западной области и фронтом 17 декабря принял решение о роспуске съезда, и в ночь с 17 на 18 декабря он был распущен. В связи с тем, что часть руководите­ли съезда пробовала воспрепятствовать выполнению решения СНК, 27 человек были арестованы. Но организаторы съезда и после того отказались подчиниться решению органов Советской власти.


64. Германская оккупация. Объявление БНР и её политика. Уставные грамоты.

 

Мирный договор на условиях, навязанных молодой Советской стране Германией, был подписан в Бресте 3 марта 1918г. По его условиям к Германии отходили оккупированные ею Литва, Латвия, Эстония, значительные части территорий Украины, Белоруссии и РСФСР. Советская страна вынуждена была также выплатить контрибуцию в размере 6 млрд. немецких марок.

К моменту подписания мирного договора значительная часть территории Белоруссии оказалась в руках немецких оккупантов. Полностью свободными от оккупации остались только Климовичский, Мстиславский, Чауский, Чериковский, Витебский и Городокский уезды и отдельные волости еще шести уездов Витебской и Могилевской губерний.

На оккупированной территории немецкая военщина установила режим грабежа и жестоких репрессий. Оккупационные власти стремились подчинить хозяйственную систему Белоруссии нуждам и интересам германского милитаризма. Рассматривая оккупированную территорию как источник материальных средств для продолжения войны и обеспечения немецкой промышленности сырьем и рабочей силой, оккупанты самым варварским способом опустошали страну, подвергая безудержному грабежу природные богатства и разворовывая средства производства. Они реквизировали с/х инвентарь, отнимали домашний скот, вплоть до последней коровы, и даже вещи домашнего обихода. Десятки тыс. рабочих были вывезены на принудительные работы в Германию.

Грабежи дополнялись кровавым террором и зверствами в отношении к мирному населению. Партийные и советские активисты арестовывались и без суда и следствия расстреливались. Повсюду проводились карательные экспедиции, в ходе которых уничтожались те, кто подозревался в сочувствии к большевикам. В Минске и других городах Белоруссии немецкие оккупанты создали густую сеть концентрационных лагерей, где удерживали арестованных советских граждан.

С приходом немецких оккупантов активизировали свою деятельность лидеры белорусских политических партий и организаций. Вступив в блок с партиями эсеров и меньшевиков, Бундом и Еврейской социал-демократической рабочей партией «Поалей-Цион», они 19 февраля 1918г., за два дня до вступления в Минск немецких войск, от имени Всебелорусского съезда создали правительство — «Народный секретариат Белоруссии» во главе с И.Воронко. 21 февраля 1918г., в день вступления в Минск войск кайзеровской Германии, Исполком Всебелорусского съезда, избранный подпольно 18 декабря 1917г., обратился к населению Белоруссии с «уставной грамотой», где объявлялось, что «Народный секретариат» будет «защищать завоевания революции».

Немецкие оккупационные власти не намерены были делиться властью на захваченной территории и не считали необходимым существование марионеточного «белорусского правительства». Правда, они не собирались и преследовать белорусские политические группировки, которые искали пути к сотрудничеству.

Воспользовавшись ситуацией, Исполком Всебелорусского съезда 9 марта 1918г. опубликовал вторую «уставную грамоту», где было объявлено о создании Белорусской Народной Республики (БНР). Грамота провозглашала свободу слова, печати забастовок, вероисповедания, 8-часовой рабочий день, равноправие народов, населяющих территорию Белоруссии. Поднимался вопрос и о земле. Если раньше его решение откладывалось до Всебелорусского учредительного собрания, то сейчас провозглашалась отмена частной собственности на землю и передача ее крестьянам без выкупа. Этим «революционным» актом лидеры Исполкома Всебелорусского съезда рассчитывали ослабить классовые противоречия в деревне и одновременно завоевать симпатии безземельного и малоземельного крестьянства.

Вторую «уставную грамоту» поддержали все политически» партии и организации, действующие на территории Белоруссии русские, еврейские, украинские, польские и литовские.

18 марта 1918г. Исполком Всебелорусского съезда был реорганизован в Раду БНР, которая должна была стать законодательным государственным органом. В Раде, как и в «Народном секретариате», принимали участие члены БСГ, эсеры, меньшевики, Бунд, другие белорусские и еврейские политические партии и организации.

Вслед за второй вскоре появилась и третья «уставная грамота». Она была принята на заседании Рады БНР в ночь с 24 на 25 марта 1918г. В ней уже БНР провозглашалась «свободным и независимым государством». Это означало разрыв всех связей с Советской Россией.

Но добиться признания БНР от кайзеровской Германии лидерам белорусских буржуазных и мелкобуржуазных политических
партий не удалось. Она всегда отклоняла их многочисленные просьбы. Правящие круги Германии, прежде всего, мало верили в способность Белорусской Рады организовать жизнеспособное управление на оккупированной территории. Они не видели в белорусском национальном движении того политического фактора, с которым необходимо считаться, а поэтому и не придавали ему серьезного значения.

Открытая немецкая ориентация Рады БНР не встретила поддержки у меньшевиков, эсеров и бундовцев. Объединенные ненавистью к большевикам и Советской власти, они расходились с белорусскими группировками в вопросах политической ориентации и государственного строительства в Белоруссии. Ориентируясь на федеративную связь Белоруссии с Российской буржуазной республикой, представители этих партий стали обвинять своих недавних союзников в узурпации прав Всебелорусского съезда. 10 мая лидер минских эсеров Н.К.Ярошевич призвал отмежеваться от политики Рады БНР и созвать «Учредительное собрание союза земств и городов Белоруссии», которое должно решить вопрос о судьбе края. Бундовцы, эсеры и меньшевики предложили Раде БНР объявить третью «уставную грамоту» «декларативным докумен­том», а решение вопроса о государственных связях Белоруссии с Россией отложить до Всебелорусского Учредительного собрания. Но радовцы не хотели идти на уступки. Тогда Бунд, эсеры и меньшевики вышли из Рады БНР.


65. Объявление ССРБ, её территория. Формирование первого правительства ССРБ. Первый съезд Советов ССРБ и его решения.

 

ЦК РКП(б) 24 декабря 1918г., идя навстречу предложениям конференции белорусских коммунистических секций и учитывая пожелания белорусского народа, он принял решение о создании Белорусской Советской Социалистической Республики. Было признано целесообразным провозгласить не автономную, а независимую суверенную республику.

В постановлении отмечалось, что ядром белорусской республики должны стать Минская, Смоленская, Могилевская, Витебская и Гродненская губернии с частью прилегающих к ним территории соседних губерний, населенных преимущественно белорусами. Такими территориями были признаны часть Ново-Александровского уезда Ковенской губернии, Вилейский, часть Свентянского и Ошмянского уездов Виленской губернии, Августовский уезд Сувалковской губернии, Суражский, Мглинский, Стародубский и Новозыбковский уезды Черниговской губернии.

В постановлении одновременно предусматривалась возможность исключения из состава БССР следующих территорий: Смоленской губернии — Гжатского, Сычевского, Вяземского и Юхновского уездов и из Витебской губернии — части уездов Двинского, Режицкого и Люцинского.

Определяя территорию республики, I съезд КП(б)Б одновременно наметил изменение ее административно-территориального деления. Вместо 5 губерний предусматривалось создать 7 районов: Минский, Смоленский, Витебский, Могилевский, Гомелъский, Гродненский, Барановичский. Уезды предусматривалось переименовать в подрайоны. Предполагалось создать 54 подрайона.

Съезд избрал Центральное бюро КП(б)Б. В его состав вошли: А.Ф.Мясников, В.Г.Кнорин, Р.П.Пикель, С.В.Иванов, И.В.Лагун, И.Я.Алибегов, А.А.Андреев, Д.Ф.Жилунович и др.

После горячих споров 1 января 1919г. было окончательно сформированно Временное рабоче-крестьянское правительство Белоруссии. Оно состояло из председателя и 16 членов. От белорусских коммунистических секций в него вошли 7 человек: Д.Ф.Жилунович (председатель), В.С.Фальский (нарком иностран­ных дел), О.Л.Дыла (нарком труда), Д.С.Чернушевич (нарком социального обеспечения), А.И.Кваченко (нарком юстиции), А.Г. Червяков (нарком просвещения), И.И.Пузырев (нарком здравоох­ранения). Остальные десять членов правительства представляли Западную область: А.Ф.Мясников (нарком военных дел), И.П.Са­вицкий (нарком железнодорожного транспорта), С.В.Иванов (нар­ком внутренних дел), М.И.Колманович (нарком продовольствия), И.И.Рейнгольд (нарком финансов), Ф.Г.Шантырь (нарком нацио­нальных дел), Р.В.Пикель (нарком Совнархоза), А.А.Андреев (нар­ком земледелия), К.Ф.Розенталь (нарком почт и телеграфа), С.И. Берсан (нарком государственного контроля). Позже в состав пра­вительства вошли еще два члена: В.И.Яркин — председатель ЧК и Г.П.Найденков — председатель коллегии по делам военноплен­ных и беженцев.

Манифест, подписанный Д.Ф.Жилуновичем, А.Ф.Мясниковым, А.Г.Червяковым и С.В.Ивановым, стал первым политическим и юридическим актом Белорусской ССР. Он включал ряд важных положений. Провозглашая республику от имени народа, Временное рабоче-крестьянское правительство Белоруссии заявляло о том, что вся власть в стране принадлежит Советам рабочих, солдатских и красноармейских депутатов. Все распоряжения и приказы оккупантов отменялись, а Белорусская Рада объявлялась вне закона. Земля помещиков, монастырей, церквей и костелов, железные дороги, средства связи, фабрики и заводы объявлялись достоянием народа. Вводился 8-часовой рабочий день. Манифест провозглашал также равноправие трудящихся всех национальностей, идею дружбы и сотрудничества народов, тесного единства трудящихся Белоруссии и России.

2-3 февраля 1919г. в Минске произошел I Всебелорусский съезд Советов рабочих, крестьянский и красноармейских депутатов. Съезд обсудил следующие вопросы: о текущем моменте, отчет Временного правительства Беларуси, об отношениях к советским республикам, о Конституции БССР, выборы ЦИК БССР. Съезд принял «Декларацию об установлении федеративной связи между БССР и РСФСР».

I Всебелорусский съезд Советов принял Конституцию БССР – Основной закон республики на начальном этапе ее развития, а также герб и флаг. В соответствии с конституцией наивысшая власть в республике принадлежала съезду Советов. В период между съездами ее осуществлял Центральный исполнительный комитет. В состав избранного на съезде ЦИК БССР вошло 50 человек – 45 коммунистов, 2 бундовца, 2 члена партии Паалей-Цион, 1 меньшевик.

I съезд определил территорию Советской Беларуси в составе Минской и Гродненской губерний. Территория Витебской и Могилевской губерний в состав БССР не вошла. Это случилось потому, что Советское правительство хорошо знали политику правящих кругов Польши, которые имели целью восстановление Польши в границах 1772г. А это означало присоединение к Польше всей территории Беларуси. Тактика ЦК РКП(б) в белорусском вопросе строилась с учетом данного фактора. Планировалось, что включенные в состав РСФР Могилевская и Витебская губернии, если другие территории Беларуси захватит Польша, в будущем могут стать основой для восстановления белорусской государственности.


66. Создание ЛитБел: целесообразность и итоги. Борьба белорусского и литовского народов с польскими интервентами 1919 - 1920-е годы.

 

В дни работы I Всебелорусского съезда Советов в Вильно про­ходила 2-я конференция Коммунистической партии Литвы и За­п. Белоруссии. Она также высказалась за объединение Лит­вы и Белоруссии в единую Литовско-Белорусскую Советскую Республику. Идею объединения Литовской и Белорусской ССР поддержал также I съезд Советов Литвы, который проходил 18—20 февраля 1919г. в Вильно. В соответствии с постановлениями республи­канских съездов 27 февраля в Вильно состоялось совместное за­седание ЦИК Литвы и Бело­руссии. На нем был создан совместный орган государственной власти объединенного государства — ЦИК Литовско-Белорусской ССР в составе 100 человек, сформировано совместное правитель­ство республики во главе с видным политическим деятелем Лит­вы В.С.Мицкявичюсом-Капсукасом. Председателем ЦИК ЛитБел был избран К.Г.Циховский.

ЦК КП(б)ЛиБ и правительству ЛитБел пришлось работать в очень сложных условиях: принимать решительные меры по ликвидации хозяйственной разрухи в промышленности и на транс­порте, по улучшению условий труда рабочих, обеспечению трудящихся продуктами питания, организации их медицинского и культурного обслуживания. В марте 1919г. по распоряжению правительства ЛитБел были национализированы все фабрики и заводы, хозяева которых с приходом Советской власти сбежали.

Советские органы Литвы и Белоруссии взяли в свои руки ком­мунальное хозяйство. Тысячи рабочих семей были переселены из сырых подвалов и тесных бараков в дома буржуазии. Одновременно проводилась работа по восстановлению промышленности: выделялись субсидии на ремонт заводов и фаб­рик, намечались сроки начала их работы. В результате предпри­нятых мер уже в марте 1919г. в ЛитБел были введены в строй многие фабрики и заводы. В уездах действовали маслобойные и сыроваренные заводы, лесопильные и кирпичные предприятия, швейные и обувные мастерские.

Много делалось и для создания нормальных условий труда рабочих. На всех предприятиях был введен 8-часовой рабочий день, а в табачной промышленности — 7-часовой. Подростки до 16 лет к труду по найму не допускались. Для лиц, не достигших 18 лет, рабочий день устанавливался не более 6 часов в сутки.

Вопреки требованиям Декрета о земле правитель­ство ЛитБел не наделило крестьян конфискованной помещичьей землей и инвентарем, а взяло курс на организацию колхозов и совхозов в помещичьих имениях. Только на протяжении 3 меся­цев (февраль — апрель 1919г.) в Виленской губернии было создано 500 совхозов, в Минской — 916. Кроме совхозов создава­лись также ТОЗы, коммуны, кооперативы и так далее. Но созданные наспех совхозы, ТОЗы, коммуны и артели на базе помещичьих имений не оправдали возложенных на них надежд. Им не хватало семян и тягловой силы для обработки земли. Низким был урожай, полученный на колхозных и совхозных полях.

В конце марта 1919г. активизировала военные действия и буржуазно-помещичья Польша. К середине апреля польские вой­ска захватили Слоним, Пинск, Барановичи и другие города Бело­руссии. 17 апреля легионы Пилсудского заняли Лиду и начали наступление на Вильно. ЦИК Литовско-Белорусской ССР объявил военное положение и создал Совет Обороны Республики. В его состав вошли В.Мицкявичюс-Капсукас (председатель), И.Уншлихт, М.Калманович, позже В.Кнорин, К.Циховский, Е.Бош. Три дня отряды виленских рабочих и части Красной Армии мужественно защищали город, но 21 апреля вынуждены были отступить. Совет обороны и СНК ЛитБел переехали в Минск.

ЦК КП(б)ЛиБ, Совет Обороны Литовско-Белорусской ССР и командование Западного фронта, созданного 2 февраля 1919г., попали все возможное, чтобы задержать наступление польских войск. В республике повсеместно проводились партийные, комсомольские и профсоюзные мобилизации. Только с января по июнь 1919г. в Красную Армию вступили 90 тыс. человек из белорусских губерний. Большинство из них были оставлены на Запад­ном фронте. Но, несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, польские войска настойчиво продвигались в глубь территории Литовско-Белорусской ССР. К осени героическими усилиями Красной Армии наступление польских интервентов было остановлено, и линия польско-советского фронта стабилизировалась по реке Березина.

На захваченной территории польские интервенты восстановили власть буржуазии и помещиков и установили жестокий ок­купационный режим. Тысячи трудящихся, сочувствующих Советской власти, были брошены в тюрьмы и концентрационные лагеря. Репрессии против мирного населения сопровождались массовым грабежом. Многие белорусские города польское командование отдало на разграбление своим солдатам.

Территория Литвы и Белоруссии, захваченная польскими войсками, была разделена на 2 округа — Виленский и Минский. Они, в свою очередь, делились на поветы и гмины. Все руководящие посты в окружных, поветовых и тминных органах власти были сконцентрированы в руках польской буржуазии и помещиков. Польская администрация, осуществляя политику полониза­ции, начала преследовать и белорусские национальные органи­зации, деятельность которых носила политический характер.

В конце 1919г. подпольные большевистские организации действовали уже во всех губернских и уездных городах, а также
во многих местечках и селах оккупированной Белоруссии. Ядро их составляли коммунисты, вокруг которых группировались сочувствующие им рабочие и крестьяне, служащие, а во многих местах и польские солдаты. С первых дней оккупации в Белоруссии начало развертываться и массовое партизанское движение. Уже в апреле 1919г. в Новогрудском уезде начали действовать партизанские отряды под командованием Ф.Володько и А.Жука. Летом 1919г. волна партизанского движения охватила Полесье. Крупные партизанские отряды действовали в Азаричах и Бельске, в окрестностях Петрикова, в Пинском и Мозырском уездах.


67.Обновление и развитие промышленности и с\х в условиях НЭПа.

 

После X съезда РКП(б) Советское правительство законодатель­но закрепило новую экономическую политику. В дальнейшем восстановление промышленности и транспор­та проходило на основе НЭПа. Во второй половине 1921г. в соответствии с «Наказом СНК о проведении в жизнь новой эконо­мической политики» началась перестройка управления промышленностью и перевод предприятий на хозяйственный расчет. В государственный сектор были включены наиболее крупные пред­приятия, которые имели большое народнохозяйственное значе­ние и концентрировали наиболее квалифицированную часть ра­бочего класса, а также средние и мелкие предприятия, которые были хорошо оборудованы и могли давать прибыль. Одновремен­но происходило укрупнение предприятий. В подчинение СНХ БССР из 219 действующих предприятий были переданы только 88. Остальные предприятия были сданы в аренду или пе­реданы другим ведомствам, или подлежали консервации. Предприятия, переданные в ведение Совнархоза БССР, были объединены в 16 хозрасчетных управлений и 15 заводоуправлений. Позже их количество сократилось до 11.

Перестройка органов управления изменила и структуру со­внархозов. Многочисленные их отделы и секции были ликвиди­рованы. Вместо их были созданы отделы: производственно-тех­нический, торговли и обеспечения, центральная бухгалтерия. Административно-управленческий аппарат в результате значи­тельно сократился. Одновременно проводился перевод предприятий на хозяй­ственный расчет. В первую очередь он затронул предприятия лег­кой промышленности, продукция которых в большей мере имела связь с рынком. Здесь хозяйственный расчет должен был обеспе­чить не только окупаемость затрат, но и прибыль.

Всю продукцию производства, сырье, топливо и др. пред­приятия, хозяйственные государственные объединения получали только за плату. Для восстановления и развития предприятий из отчислений своего производства создавались оборотные фонды. Одна их часть шла в распоряжение объединений, которые отчис­ляли деньги в этот фонд, вторая предназначалась для содействия восстановлению предприятий и отраслей, которые сами не могли создать оборотных фондов. Материальное положение рабочих и служащих хозрасчетных предприятий ставилось в полную зави­симость от прибыльности предприятий. Одновременно осуществ­лялся переход к новой тарифной политике, которая основывалась на принципе сдельной оплаты труда.

В результате всех этих мероприятий промышленность Бело­руссии восстанавливалась быстрыми темпами. В 1922г. на ее территории (в границах 1924г.) уже действовало 277 промышленных предприятий, а валовая продукция промышленности со­ставляла 37,7% к уровню 1913г.

В 1926—1928 г.г. промышленность Белоруссии развива­лась еще более быстрыми темпами. Это было связано с началом индустриализации в стране. Количество цензовых промышленных пред­приятий до конца 1927—1928г.г. увеличилось до 446.

Реконструировались также действующие предприятия, фаб­рики и заводы оснащались новым оборудованием, усовершенство­валась технология, механизировались производственные процес­сы. Все это дало возможность значительно увеличить выпуск промышленной продукции. В 1928г. она уже в 2 раза превыси­ла объем 1913г.

Одной из главных задач, которые стояли перед трудящими­ся республики в начале 20-х годов, было восстановление посевных площадей. Но выполнить эту задачу было очень тяжело. Многие крестьянские хозяйства не имели семян, инвентаря, тягловой ра­бочей силы. На помощь им пришло государство. Государство оказывало помощь крестьянам и инвентарем.

Большую помощь деревне оказывал рабочий класс и воины Западного военного округа. Рабочие организовали тысячи мас­терских по ремонту и изготовлению с/х ин­вентаря. Воины Западного военного округа направили в дерев­ню 24 тыс. своих представителей, которые работали в 12 тыс. крестьянских хозяйств. Это были в основном семьи погибших красноармейцев или те, чьи дети служили в Красной Армии.

Важнейшим испытанием для нового экономического курса Советского государства явилось проведение первой налоговой кампании. Она началась в августе 1921г. Крестьяне отнеслись к ней с пониманием. Несмотря на некоторые трудности, связан­ные с ошибками при исчислении налогов, а также деятельность враждебных элементов, в целом сбор налога в Белоруссии про­шел успешно и завершился в марте 1921г.

Заготовка с/х продукции шла и по линии товарообмена. С этой целью была создана сеть кооперативов и товарообменных пунктов. Но план товарообмена выполнить не удалось. Не хватало товаров первой необходимос­ти. К тому же часто цены на промышленные товары в обменных пунктах были выше, чем в торговой сети. Поэтому крестьяне охот­нее пользовались торговлей, чем товарообменом.

Постепенно восстанавливалось и животноводство. За 1921г. поголовье лошадей в крестьянских хозяйствах увеличилось на 9,8%, крупного рогатого скота — на 10,9%, овец — на 9,8%, сви­ней—на 7,3%.

Наделение батраков и беднейшего крестьянства землей, со­здание благоприятных условий для развития с/х обусловили дальнейшее развитие процесса осереднячивания кре­стьянства. В 1922г. почти половина крестьянских хозяйств уже относилась к середнякам. Каждое из этих хозяйств имело лошадь и корову. Количество бедняков в деревне уменьшалось.

В с/х продолжалось колхозное и совхозное строительство. В связи с введением новой экономической политики и наделением крестьян землей многие крестьяне вышли из кол­хозов, надеясь улучшить свое материальное положение в единоличном хозяйстве. Таким образом, в первые годы НЭПа с/х медленно, но уверенно восстанавливалось.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных