ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Всебелорусский съезд (конгресс) в декабре 1917 года и его значение.
Белорусские политические партии и организации не прекращали своей контрреволюционной деятельности. Они прилагали все усилия, чтобы быстрее отстранить от власти большевиков. Большие надежды в этом плане они возлагали на созыв Всебелорусского съезда, чтобы противопоставить его уже существующим органам Советской власти — Облисполкомзапу и СНК Западной области, законно избранных на съездах Советов. Великая Белорусская Рада планировала созвать съезд 5 декабря 1917г. в Рогачеве под прикрытием легионов Довбор-Мусницкого. Он, по задумке организаторов, должен был создать «всеми признанную демократическую краевую власть, которая направила бы белорусский народ на светлый путь национального развития». Эта власть, как рассчитывали лидеры ВБР, должна была охватить Виленскую, Минскую, Витебскую, Гродненскую, Могилевскую, западные уезды Смоленской и северную часть Черниговской губерний. Такие же цели ставил и Белорусский областной комитет (БОК), созданный в ноябре 1917г. в Петрограде при исполкоме Всероссийского съезда крестьянских депутатов. Членами комитета были делегаты белорусских губерний на Всероссийских съездах крестьянских депутатов, военных комитетов фронтов и флотов, губернских и других Советов, в основном правые эсеры. Как и ВБР, БОК был противником Октябрьской революции и стремился к государственному обособлению Белоруссии. Но между ними существовали принципиальные разногласия и, прежде всего, в понимании методов достижения поставленных целей. Великая Белорусская Рада не верила в поддержку крестьян и считала, что их участие на съезде приведет к его провалу. Для такого вывода фактов было достаточно. Предыдущие усилия объединить крестьян под «национальным флагом» ничего не дали. На выборах в Учредительное собрание национальный блок потерпел сокрушительное поражение. Даже партии национальных меньшинств в Белоруссии — еврейские, польские и украинские - оказались более влиятельными. Поэтому ВБР делала ставку на интеллигенцию, чиновников, буржуазные и мелкобуржуазные политические партии и организации. Лидеры БОКа рассчитывали опереться на более широкую социальную базу — рабочих, солдат и крестьян. Поэтому они повсеместно демонстрировали свое лояльное отношение к Советской власти и демагогично заявляли, что съезд должен содействовать ее укреплению на территории Белоруссии. Обосновывали они это тем, что в Облисполкомзапе и СНК Западной области и фронта нет или почти нет представителей коренной нации — белорусов. В начале декабря 1917г. лидеры БОКа обратились через Наркомнац в СНК РСФСР с ходатайством поддержать идею съезда и обещали отдать все свои силы на укрепление Советской власти, пополнив ее органы представителями белорусской национальности. Учитывая, что съезд на такой основе действительно мог содействовать укреплению Советской власти в Белоруссии, СНК РСФСР дал свое согласие на его проведение и выделил на эти цели 50 тыс. рублей. Оргкомитету съезда были представлены в бесплатное пользование телефон и телеграф. Получив разрешение и средства на проведение съезда, лидеры БОКа боялись, чтобы ВБР не сорвала их планы. В Петроград на переговоры были вызваны ее руководители И.Воронка и И.Мамонько. Руководители БОКа в категорической форме потребовали от Рады отказаться от созыва самостоятельного съезда, а когда делегаты соберутся, то объявить его предварительным совещанием и никаких решений не принимать. Великая Белорусская Рада вынуждена была подчиниться. Пока шло сглаживание конфликта, оргкомитет съезда занимался приглашением «делегатов». Приглашения были посланы только тем партиям и организациям, которые поддерживали замыслы организаторов. Съезд начал свою работу 15 декабря 1917г. С самого начала съезд занял антисоветскую позицию. Прикрываясь заявлениями о признании Советской власти в центре России, съезд заявил о своем неподчинении местным органам — Облисполкомзапу и СНК Западной области фронта, избранных съездами Советов Белоруссии, и принял решение создать свой «центральный белорусский орган», к которому должна перейти вся полнота власти на территории Белоруссии. Антисоветская позиция участников съезда проявилась и при решении вопроса об общественно-политическом устройстве Белоруссии. В резолюции, принятой съездом, подчеркивалось, что в пределах Белорусского края устанавливается республиканско-демократическая форма правления, что означало ликвидацию Советской власти и замену ее буржуазной парламентской республикой. Усмотрев в принятых съездом решениях явный и открытый выпад против Советской власти, СНК Западной области и фронтом 17 декабря принял решение о роспуске съезда, и в ночь с 17 на 18 декабря он был распущен. В связи с тем, что часть руководители съезда пробовала воспрепятствовать выполнению решения СНК, 27 человек были арестованы. Но организаторы съезда и после того отказались подчиниться решению органов Советской власти. 64. Германская оккупация. Объявление БНР и её политика. Уставные грамоты.
Мирный договор на условиях, навязанных молодой Советской стране Германией, был подписан в Бресте 3 марта 1918г. По его условиям к Германии отходили оккупированные ею Литва, Латвия, Эстония, значительные части территорий Украины, Белоруссии и РСФСР. Советская страна вынуждена была также выплатить контрибуцию в размере 6 млрд. немецких марок. К моменту подписания мирного договора значительная часть территории Белоруссии оказалась в руках немецких оккупантов. Полностью свободными от оккупации остались только Климовичский, Мстиславский, Чауский, Чериковский, Витебский и Городокский уезды и отдельные волости еще шести уездов Витебской и Могилевской губерний. На оккупированной территории немецкая военщина установила режим грабежа и жестоких репрессий. Оккупационные власти стремились подчинить хозяйственную систему Белоруссии нуждам и интересам германского милитаризма. Рассматривая оккупированную территорию как источник материальных средств для продолжения войны и обеспечения немецкой промышленности сырьем и рабочей силой, оккупанты самым варварским способом опустошали страну, подвергая безудержному грабежу природные богатства и разворовывая средства производства. Они реквизировали с/х инвентарь, отнимали домашний скот, вплоть до последней коровы, и даже вещи домашнего обихода. Десятки тыс. рабочих были вывезены на принудительные работы в Германию. Грабежи дополнялись кровавым террором и зверствами в отношении к мирному населению. Партийные и советские активисты арестовывались и без суда и следствия расстреливались. Повсюду проводились карательные экспедиции, в ходе которых уничтожались те, кто подозревался в сочувствии к большевикам. В Минске и других городах Белоруссии немецкие оккупанты создали густую сеть концентрационных лагерей, где удерживали арестованных советских граждан. С приходом немецких оккупантов активизировали свою деятельность лидеры белорусских политических партий и организаций. Вступив в блок с партиями эсеров и меньшевиков, Бундом и Еврейской социал-демократической рабочей партией «Поалей-Цион», они 19 февраля 1918г., за два дня до вступления в Минск немецких войск, от имени Всебелорусского съезда создали правительство — «Народный секретариат Белоруссии» во главе с И.Воронко. 21 февраля 1918г., в день вступления в Минск войск кайзеровской Германии, Исполком Всебелорусского съезда, избранный подпольно 18 декабря 1917г., обратился к населению Белоруссии с «уставной грамотой», где объявлялось, что «Народный секретариат» будет «защищать завоевания революции». Немецкие оккупационные власти не намерены были делиться властью на захваченной территории и не считали необходимым существование марионеточного «белорусского правительства». Правда, они не собирались и преследовать белорусские политические группировки, которые искали пути к сотрудничеству. Воспользовавшись ситуацией, Исполком Всебелорусского съезда 9 марта 1918г. опубликовал вторую «уставную грамоту», где было объявлено о создании Белорусской Народной Республики (БНР). Грамота провозглашала свободу слова, печати забастовок, вероисповедания, 8-часовой рабочий день, равноправие народов, населяющих территорию Белоруссии. Поднимался вопрос и о земле. Если раньше его решение откладывалось до Всебелорусского учредительного собрания, то сейчас провозглашалась отмена частной собственности на землю и передача ее крестьянам без выкупа. Этим «революционным» актом лидеры Исполкома Всебелорусского съезда рассчитывали ослабить классовые противоречия в деревне и одновременно завоевать симпатии безземельного и малоземельного крестьянства. Вторую «уставную грамоту» поддержали все политически» партии и организации, действующие на территории Белоруссии русские, еврейские, украинские, польские и литовские. 18 марта 1918г. Исполком Всебелорусского съезда был реорганизован в Раду БНР, которая должна была стать законодательным государственным органом. В Раде, как и в «Народном секретариате», принимали участие члены БСГ, эсеры, меньшевики, Бунд, другие белорусские и еврейские политические партии и организации. Вслед за второй вскоре появилась и третья «уставная грамота». Она была принята на заседании Рады БНР в ночь с 24 на 25 марта 1918г. В ней уже БНР провозглашалась «свободным и независимым государством». Это означало разрыв всех связей с Советской Россией. Но добиться признания БНР от кайзеровской Германии лидерам белорусских буржуазных и мелкобуржуазных политических Открытая немецкая ориентация Рады БНР не встретила поддержки у меньшевиков, эсеров и бундовцев. Объединенные ненавистью к большевикам и Советской власти, они расходились с белорусскими группировками в вопросах политической ориентации и государственного строительства в Белоруссии. Ориентируясь на федеративную связь Белоруссии с Российской буржуазной республикой, представители этих партий стали обвинять своих недавних союзников в узурпации прав Всебелорусского съезда. 10 мая лидер минских эсеров Н.К.Ярошевич призвал отмежеваться от политики Рады БНР и созвать «Учредительное собрание союза земств и городов Белоруссии», которое должно решить вопрос о судьбе края. Бундовцы, эсеры и меньшевики предложили Раде БНР объявить третью «уставную грамоту» «декларативным документом», а решение вопроса о государственных связях Белоруссии с Россией отложить до Всебелорусского Учредительного собрания. Но радовцы не хотели идти на уступки. Тогда Бунд, эсеры и меньшевики вышли из Рады БНР. 65. Объявление ССРБ, её территория. Формирование первого правительства ССРБ. Первый съезд Советов ССРБ и его решения.
ЦК РКП(б) 24 декабря 1918г., идя навстречу предложениям конференции белорусских коммунистических секций и учитывая пожелания белорусского народа, он принял решение о создании Белорусской Советской Социалистической Республики. Было признано целесообразным провозгласить не автономную, а независимую суверенную республику. В постановлении отмечалось, что ядром белорусской республики должны стать Минская, Смоленская, Могилевская, Витебская и Гродненская губернии с частью прилегающих к ним территории соседних губерний, населенных преимущественно белорусами. Такими территориями были признаны часть Ново-Александровского уезда Ковенской губернии, Вилейский, часть Свентянского и Ошмянского уездов Виленской губернии, Августовский уезд Сувалковской губернии, Суражский, Мглинский, Стародубский и Новозыбковский уезды Черниговской губернии. В постановлении одновременно предусматривалась возможность исключения из состава БССР следующих территорий: Смоленской губернии — Гжатского, Сычевского, Вяземского и Юхновского уездов и из Витебской губернии — части уездов Двинского, Режицкого и Люцинского. Определяя территорию республики, I съезд КП(б)Б одновременно наметил изменение ее административно-территориального деления. Вместо 5 губерний предусматривалось создать 7 районов: Минский, Смоленский, Витебский, Могилевский, Гомелъский, Гродненский, Барановичский. Уезды предусматривалось переименовать в подрайоны. Предполагалось создать 54 подрайона. Съезд избрал Центральное бюро КП(б)Б. В его состав вошли: А.Ф.Мясников, В.Г.Кнорин, Р.П.Пикель, С.В.Иванов, И.В.Лагун, И.Я.Алибегов, А.А.Андреев, Д.Ф.Жилунович и др. После горячих споров 1 января 1919г. было окончательно сформированно Временное рабоче-крестьянское правительство Белоруссии. Оно состояло из председателя и 16 членов. От белорусских коммунистических секций в него вошли 7 человек: Д.Ф.Жилунович (председатель), В.С.Фальский (нарком иностранных дел), О.Л.Дыла (нарком труда), Д.С.Чернушевич (нарком социального обеспечения), А.И.Кваченко (нарком юстиции), А.Г. Червяков (нарком просвещения), И.И.Пузырев (нарком здравоохранения). Остальные десять членов правительства представляли Западную область: А.Ф.Мясников (нарком военных дел), И.П.Савицкий (нарком железнодорожного транспорта), С.В.Иванов (нарком внутренних дел), М.И.Колманович (нарком продовольствия), И.И.Рейнгольд (нарком финансов), Ф.Г.Шантырь (нарком национальных дел), Р.В.Пикель (нарком Совнархоза), А.А.Андреев (нарком земледелия), К.Ф.Розенталь (нарком почт и телеграфа), С.И. Берсан (нарком государственного контроля). Позже в состав правительства вошли еще два члена: В.И.Яркин — председатель ЧК и Г.П.Найденков — председатель коллегии по делам военнопленных и беженцев. Манифест, подписанный Д.Ф.Жилуновичем, А.Ф.Мясниковым, А.Г.Червяковым и С.В.Ивановым, стал первым политическим и юридическим актом Белорусской ССР. Он включал ряд важных положений. Провозглашая республику от имени народа, Временное рабоче-крестьянское правительство Белоруссии заявляло о том, что вся власть в стране принадлежит Советам рабочих, солдатских и красноармейских депутатов. Все распоряжения и приказы оккупантов отменялись, а Белорусская Рада объявлялась вне закона. Земля помещиков, монастырей, церквей и костелов, железные дороги, средства связи, фабрики и заводы объявлялись достоянием народа. Вводился 8-часовой рабочий день. Манифест провозглашал также равноправие трудящихся всех национальностей, идею дружбы и сотрудничества народов, тесного единства трудящихся Белоруссии и России. 2-3 февраля 1919г. в Минске произошел I Всебелорусский съезд Советов рабочих, крестьянский и красноармейских депутатов. Съезд обсудил следующие вопросы: о текущем моменте, отчет Временного правительства Беларуси, об отношениях к советским республикам, о Конституции БССР, выборы ЦИК БССР. Съезд принял «Декларацию об установлении федеративной связи между БССР и РСФСР». I Всебелорусский съезд Советов принял Конституцию БССР – Основной закон республики на начальном этапе ее развития, а также герб и флаг. В соответствии с конституцией наивысшая власть в республике принадлежала съезду Советов. В период между съездами ее осуществлял Центральный исполнительный комитет. В состав избранного на съезде ЦИК БССР вошло 50 человек – 45 коммунистов, 2 бундовца, 2 члена партии Паалей-Цион, 1 меньшевик. I съезд определил территорию Советской Беларуси в составе Минской и Гродненской губерний. Территория Витебской и Могилевской губерний в состав БССР не вошла. Это случилось потому, что Советское правительство хорошо знали политику правящих кругов Польши, которые имели целью восстановление Польши в границах 1772г. А это означало присоединение к Польше всей территории Беларуси. Тактика ЦК РКП(б) в белорусском вопросе строилась с учетом данного фактора. Планировалось, что включенные в состав РСФР Могилевская и Витебская губернии, если другие территории Беларуси захватит Польша, в будущем могут стать основой для восстановления белорусской государственности. 66. Создание ЛитБел: целесообразность и итоги. Борьба белорусского и литовского народов с польскими интервентами 1919 - 1920-е годы.
В дни работы I Всебелорусского съезда Советов в Вильно проходила 2-я конференция Коммунистической партии Литвы и Зап. Белоруссии. Она также высказалась за объединение Литвы и Белоруссии в единую Литовско-Белорусскую Советскую Республику. Идею объединения Литовской и Белорусской ССР поддержал также I съезд Советов Литвы, который проходил 18—20 февраля 1919г. в Вильно. В соответствии с постановлениями республиканских съездов 27 февраля в Вильно состоялось совместное заседание ЦИК Литвы и Белоруссии. На нем был создан совместный орган государственной власти объединенного государства — ЦИК Литовско-Белорусской ССР в составе 100 человек, сформировано совместное правительство республики во главе с видным политическим деятелем Литвы В.С.Мицкявичюсом-Капсукасом. Председателем ЦИК ЛитБел был избран К.Г.Циховский. ЦК КП(б)ЛиБ и правительству ЛитБел пришлось работать в очень сложных условиях: принимать решительные меры по ликвидации хозяйственной разрухи в промышленности и на транспорте, по улучшению условий труда рабочих, обеспечению трудящихся продуктами питания, организации их медицинского и культурного обслуживания. В марте 1919г. по распоряжению правительства ЛитБел были национализированы все фабрики и заводы, хозяева которых с приходом Советской власти сбежали. Советские органы Литвы и Белоруссии взяли в свои руки коммунальное хозяйство. Тысячи рабочих семей были переселены из сырых подвалов и тесных бараков в дома буржуазии. Одновременно проводилась работа по восстановлению промышленности: выделялись субсидии на ремонт заводов и фабрик, намечались сроки начала их работы. В результате предпринятых мер уже в марте 1919г. в ЛитБел были введены в строй многие фабрики и заводы. В уездах действовали маслобойные и сыроваренные заводы, лесопильные и кирпичные предприятия, швейные и обувные мастерские. Много делалось и для создания нормальных условий труда рабочих. На всех предприятиях был введен 8-часовой рабочий день, а в табачной промышленности — 7-часовой. Подростки до 16 лет к труду по найму не допускались. Для лиц, не достигших 18 лет, рабочий день устанавливался не более 6 часов в сутки. Вопреки требованиям Декрета о земле правительство ЛитБел не наделило крестьян конфискованной помещичьей землей и инвентарем, а взяло курс на организацию колхозов и совхозов в помещичьих имениях. Только на протяжении 3 месяцев (февраль — апрель 1919г.) в Виленской губернии было создано 500 совхозов, в Минской — 916. Кроме совхозов создавались также ТОЗы, коммуны, кооперативы и так далее. Но созданные наспех совхозы, ТОЗы, коммуны и артели на базе помещичьих имений не оправдали возложенных на них надежд. Им не хватало семян и тягловой силы для обработки земли. Низким был урожай, полученный на колхозных и совхозных полях. В конце марта 1919г. активизировала военные действия и буржуазно-помещичья Польша. К середине апреля польские войска захватили Слоним, Пинск, Барановичи и другие города Белоруссии. 17 апреля легионы Пилсудского заняли Лиду и начали наступление на Вильно. ЦИК Литовско-Белорусской ССР объявил военное положение и создал Совет Обороны Республики. В его состав вошли В.Мицкявичюс-Капсукас (председатель), И.Уншлихт, М.Калманович, позже В.Кнорин, К.Циховский, Е.Бош. Три дня отряды виленских рабочих и части Красной Армии мужественно защищали город, но 21 апреля вынуждены были отступить. Совет обороны и СНК ЛитБел переехали в Минск. ЦК КП(б)ЛиБ, Совет Обороны Литовско-Белорусской ССР и командование Западного фронта, созданного 2 февраля 1919г., попали все возможное, чтобы задержать наступление польских войск. В республике повсеместно проводились партийные, комсомольские и профсоюзные мобилизации. Только с января по июнь 1919г. в Красную Армию вступили 90 тыс. человек из белорусских губерний. Большинство из них были оставлены на Западном фронте. Но, несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, польские войска настойчиво продвигались в глубь территории Литовско-Белорусской ССР. К осени героическими усилиями Красной Армии наступление польских интервентов было остановлено, и линия польско-советского фронта стабилизировалась по реке Березина. На захваченной территории польские интервенты восстановили власть буржуазии и помещиков и установили жестокий оккупационный режим. Тысячи трудящихся, сочувствующих Советской власти, были брошены в тюрьмы и концентрационные лагеря. Репрессии против мирного населения сопровождались массовым грабежом. Многие белорусские города польское командование отдало на разграбление своим солдатам. Территория Литвы и Белоруссии, захваченная польскими войсками, была разделена на 2 округа — Виленский и Минский. Они, в свою очередь, делились на поветы и гмины. Все руководящие посты в окружных, поветовых и тминных органах власти были сконцентрированы в руках польской буржуазии и помещиков. Польская администрация, осуществляя политику полонизации, начала преследовать и белорусские национальные организации, деятельность которых носила политический характер. В конце 1919г. подпольные большевистские организации действовали уже во всех губернских и уездных городах, а также 67.Обновление и развитие промышленности и с\х в условиях НЭПа.
После X съезда РКП(б) Советское правительство законодательно закрепило новую экономическую политику. В дальнейшем восстановление промышленности и транспорта проходило на основе НЭПа. Во второй половине 1921г. в соответствии с «Наказом СНК о проведении в жизнь новой экономической политики» началась перестройка управления промышленностью и перевод предприятий на хозяйственный расчет. В государственный сектор были включены наиболее крупные предприятия, которые имели большое народнохозяйственное значение и концентрировали наиболее квалифицированную часть рабочего класса, а также средние и мелкие предприятия, которые были хорошо оборудованы и могли давать прибыль. Одновременно происходило укрупнение предприятий. В подчинение СНХ БССР из 219 действующих предприятий были переданы только 88. Остальные предприятия были сданы в аренду или переданы другим ведомствам, или подлежали консервации. Предприятия, переданные в ведение Совнархоза БССР, были объединены в 16 хозрасчетных управлений и 15 заводоуправлений. Позже их количество сократилось до 11. Перестройка органов управления изменила и структуру совнархозов. Многочисленные их отделы и секции были ликвидированы. Вместо их были созданы отделы: производственно-технический, торговли и обеспечения, центральная бухгалтерия. Административно-управленческий аппарат в результате значительно сократился. Одновременно проводился перевод предприятий на хозяйственный расчет. В первую очередь он затронул предприятия легкой промышленности, продукция которых в большей мере имела связь с рынком. Здесь хозяйственный расчет должен был обеспечить не только окупаемость затрат, но и прибыль. Всю продукцию производства, сырье, топливо и др. предприятия, хозяйственные государственные объединения получали только за плату. Для восстановления и развития предприятий из отчислений своего производства создавались оборотные фонды. Одна их часть шла в распоряжение объединений, которые отчисляли деньги в этот фонд, вторая предназначалась для содействия восстановлению предприятий и отраслей, которые сами не могли создать оборотных фондов. Материальное положение рабочих и служащих хозрасчетных предприятий ставилось в полную зависимость от прибыльности предприятий. Одновременно осуществлялся переход к новой тарифной политике, которая основывалась на принципе сдельной оплаты труда. В результате всех этих мероприятий промышленность Белоруссии восстанавливалась быстрыми темпами. В 1922г. на ее территории (в границах 1924г.) уже действовало 277 промышленных предприятий, а валовая продукция промышленности составляла 37,7% к уровню 1913г. В 1926—1928 г.г. промышленность Белоруссии развивалась еще более быстрыми темпами. Это было связано с началом индустриализации в стране. Количество цензовых промышленных предприятий до конца 1927—1928г.г. увеличилось до 446. Реконструировались также действующие предприятия, фабрики и заводы оснащались новым оборудованием, усовершенствовалась технология, механизировались производственные процессы. Все это дало возможность значительно увеличить выпуск промышленной продукции. В 1928г. она уже в 2 раза превысила объем 1913г. Одной из главных задач, которые стояли перед трудящимися республики в начале 20-х годов, было восстановление посевных площадей. Но выполнить эту задачу было очень тяжело. Многие крестьянские хозяйства не имели семян, инвентаря, тягловой рабочей силы. На помощь им пришло государство. Государство оказывало помощь крестьянам и инвентарем. Большую помощь деревне оказывал рабочий класс и воины Западного военного округа. Рабочие организовали тысячи мастерских по ремонту и изготовлению с/х инвентаря. Воины Западного военного округа направили в деревню 24 тыс. своих представителей, которые работали в 12 тыс. крестьянских хозяйств. Это были в основном семьи погибших красноармейцев или те, чьи дети служили в Красной Армии. Важнейшим испытанием для нового экономического курса Советского государства явилось проведение первой налоговой кампании. Она началась в августе 1921г. Крестьяне отнеслись к ней с пониманием. Несмотря на некоторые трудности, связанные с ошибками при исчислении налогов, а также деятельность враждебных элементов, в целом сбор налога в Белоруссии прошел успешно и завершился в марте 1921г. Заготовка с/х продукции шла и по линии товарообмена. С этой целью была создана сеть кооперативов и товарообменных пунктов. Но план товарообмена выполнить не удалось. Не хватало товаров первой необходимости. К тому же часто цены на промышленные товары в обменных пунктах были выше, чем в торговой сети. Поэтому крестьяне охотнее пользовались торговлей, чем товарообменом. Постепенно восстанавливалось и животноводство. За 1921г. поголовье лошадей в крестьянских хозяйствах увеличилось на 9,8%, крупного рогатого скота — на 10,9%, овец — на 9,8%, свиней—на 7,3%. Наделение батраков и беднейшего крестьянства землей, создание благоприятных условий для развития с/х обусловили дальнейшее развитие процесса осереднячивания крестьянства. В 1922г. почти половина крестьянских хозяйств уже относилась к середнякам. Каждое из этих хозяйств имело лошадь и корову. Количество бедняков в деревне уменьшалось. В с/х продолжалось колхозное и совхозное строительство. В связи с введением новой экономической политики и наделением крестьян землей многие крестьяне вышли из колхозов, надеясь улучшить свое материальное положение в единоличном хозяйстве. Таким образом, в первые годы НЭПа с/х медленно, но уверенно восстанавливалось. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|