ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Общественно-политическая и культурная жизнь в 30-е г. 20 в.
Все, что не вкладывалось в конструкцию сталинских установок, объявлялось враждебным ленинизму, льющим воду на «мельницу классового врага». Если не хватало фактов для доказательства «оппозиционеров», их придумывали методом прямых фальсификаций и искажений. В Белоруссии в первую очередь пострадали деятели науки и культуры, представители коренной белорусской нации. Их все чаще и чаще начали обвинять в так называемом «национал-демократизме». Чтобы показать, что «национал-демократизм» имеет широкое распространение и организационное оформление, было сфабриковано дело о существовании глубоко законспирированной контрреволюционной организации «Союз освобождения Белоруссии» (СОБ), ставившей своей целью свержение Советской власти и установление белорусской буржуазной государственности. В связи с этим в конце 1929 — начале 1930г. в республике прокатилась серия арестов лиц, которые будто бы являлись членами СОБ. Всего было арестовано 86 человек. Руководство организацией приписывалось Я.Ю.Лесику, С.Н.Некрашевичу, В.Ю.Ластовскому и др. В конце 1930г. угроза расправы нависла и над классиками белорусской литературы Я.Купалой и Я.Коласом. В конце ноября 1930г. Я.Купала, не выдержав организованной против него травли, предпринял попытку самоубийства. Но она оказалась неудачной. После этого его на некоторое время оставили в покое. Но в конце 30-х годов над ним и Я.Коласом вновь нависла опасность. Только благодаря смелому поступку первого секретаря ЦК КП(б)Б П.К.Понамаренко им удалось спастись. Но уже черный молот репрессий успел перемолоть в своих жерновах большинство членов Союза писателей Белоруссии (были репрессированы около 120 человек). Репрессиям подверглись также рабочие и крестьяне. Первые репрессии против рабочих были связаны с ликвидацией троцкистско-зиновьевской оппозиции, с открытыми судебными процессами по делу «вредителей» — специалистов из города Шахты, а в БССР — по делу «вредителей» на Витебском и Оршанском железнодорожных узлах, в деревообрабатывающей промышленности. Репрессии против крестьянства начались в 1928—1929г.г. Уже тогда органы госбезопасности привлекли к уголовной ответственности многих крестьян за укрытие хлебных излишков. Работники НКВД уничтожили также лучших представителей командно-политического состава Белорусского военного округа. Только с мая 1937 г. по сентябрь 1938г. было репрессировано около половины командиров полков, почти все командиры бригад, дивизий и корпусов, около третьей части комиссаров полков. В конце 20-х и в 30-е годы продолжалось развитие белорусской советской литературы. Она стала более глубоко и более достоверно и убедительно отражать жизнь людей, шире стал ее тематический диапазон, выше идейно-художественный уровень. Этому во многом способствовала перестройка писательских организаций, проходившая в стране в 1932—1934г.г., и создание на базе ранее существовавших организаций единой писательской организации в республике — Союза писателей БССР. Ведущее место в произведениях белорусских писателей этих лет заняла героика революционной борьбы и строительства новой жизни, дружба народов, коллективный труд, защита Родины и другие прогрессивные явления. Теме защиты Родины были посвящены поэмы П.Глебки «В те дни», А.Кулешова «Баранов Василь», повесть А.Самуйленка «Теория Каленбрун». Против отрицательных явлений жизни были направлены сатирические басни и пьесы К.Крапивы. В предвоенные годы в БССР значительное развитие получило и белорусское театральное искусство. Ведущее место среди театральных коллективов в это время занимал Первый Белорусский государственный театр, где трудились и творили такие выдающиеся мастера сцены, как В.Крылович, В.Владомирский, Г.Глебов, В.Платонов, Л.Ржецкая, И.Жданович, Л.Рахленко и др. Возглавлял коллектив театра Е.Мирович. На сцене театра ставились пьесы современных белорусских, русских и украинских драматургов, русской и зарубежной классики. Большую работу по культурному обслуживанию жителей села проводил Белорусский государственный передвижной театр под руководством В.Голубка. В 1932г. он был реорганизован в Третий Белорусский государственный театр в Гомеле. Популярностью пользовались произведения для детей Я.Мавра. Во второй половине 30-х годов значительный шаг в своем развитии сделало музыкальное искусство Белоруссии. Этому способствовало открытие в 1932г. Белорусской государственной консерватории, в 1933г. — Белорусского театра оперы и балета, в 1937г. — Белорусской государственной филармонии. В конце 20-х — 30-е годы улучшили свое профессиональное мастерство белорусские композиторы Н.Чуркин, В.Золотарев, Л.Туренков, Н.Аладов, П.Подковыров, Е.Тикоцкий, Г.Пукст и др. В это время они создали ряд новых музыкальных произведений — симфоний, сюит, пьес, что послужило подготовкой к созданию белорусской национальной оперы и балета. В конце 20-х — начале 30-х годов происходило становление белорусского художественного кино. Лучшими фильмами немого кино были «До завтра» Ю.Тарича, «Кастусь Калиновский» В.Гардина, «Сосны шумят» Л.Молчанова, «В огне рожденная» В.Корш-Саблина. К числу фильмов, созданных в 30-е годы, относятся «Первый взвод» и «Золотые огни» В.Корш-Саблина, «Балтийцы» А.Файнциммера, «Полесские робинзоны» И.Бахара и Л.Молчанова и др. Наряду с профессиональным искусством в республике в эти годы бурно развивалось народное творчество. В городах и деревнях, при Дворцах культуры, клубах, народных домах, избах-читальнях и других культурно-просветительных учреждениях работали тысячи самодеятельных музыкальных, хоровых драматических и литературных кружков.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|