ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Образование, культура и наука в сер. 50-х - сер 80-х гг. XX века.
В годы 5-й 5-ки 1951-55 гг. завершился переход ко всеобщему 7-му и расширено среднее образование. С к. 50-х годов начала проводиться реформа общеобразовательной школы - предусматривала введение всеобщего 8-го обучения, преобразования СШ с 10-м обучением в 11-е обучение. Расширялась сеть вечерних и заочных школ. Получили развитие специальные школы (музыкальные, спортивные), дворцы и дома пионеров. В 70-е г. уделялось большое внимание школьному строительству. На развитие образования отрицательно сказывалось слабое финансирование, что отражалось на материально-технической базе школ. Совершенствовалась система высшего образования. В ВУЗах велась большая научно-исследовательская работа, при многих из них были открыты НИИ, отраслевые лаборатории, вычислительные центры. Значительные шаги проделала белорусская наука, ведущим центром оставалась АН БССР. В ряду актуальных направлений научных исследований занимала энергетика. В 1962 г. был создан атомный реактор. Важные исследования проводились в области физики, математики и технических наук, кибернетики. Международное значение имели достижения - ак. Ермоленко, Ерофеева, Комарова (химия), Горецкий, Лукашев (геология). Со вт. пол. 50-х г. под влиянием «хрущёвской оттепели» происходила активизация культурной жизни, в первую очередь - литературы. Начали печататься произведения репрессированных Гартного, Горецкого, Чарота, Граховского. Плодотворно работали Адамович, Быков, Кароткевич, Лыньков, Танк, Бровка, Шамякин, Крапива. Писатели стремились отражать проблемы и явления общества, создать образ современника, показать его внутренний мир, отношение к жизни. Актуальной остаётся проблема ВОВ. В сер. 50-х годов в белорусской драматургии поднимаются проблемы духовности, взаимоотношений между поколениями. Исторической тематике посвящены пьесы Короткевича «Колокола Витебска». В живописи продолжали деятельность художники Ахремчик, Волков, Савицкий. Художники стремились показать размах новостроек, благородство нелёгкого крестьянского труда. Картины: Стасевич «Шахтёры Солигорска», Савицкий «Хлеб», Ващенки «Август». Тема ВОВ отражена на полотнах Савицкого «Витебские ворота», «Поле», Громыко «1941г. Над Припятью». Новый этап в сер. 50-х г. начался в музыкальном искусстве - тема современности (Богатырёв, Глебов, Оловников). В песенном жанре - Лученок, Ханок. Теме современности посвящены оперы «Колючая Роза» (Семенякин), «Тропою жизни» (Вагнер). Характерен поворот композиторов к народной песне, литературе. Произведениям Купалы, Колоса, Быкова. Появились балеты «Курган», «Альпийская баллада» Глебова, опера «Зорка Венера» Семенякина. В театральном искусстве появились произведения, кот. поднимали сложные проблемы современности, моральности. В эти годы с успехом шли пьесы Макаёнка «Лявониха на орбите», Мележа «Люди на болоте», в 70-80-е г. - Адамовича «Война под крышами», Чигринова «Плачь перепёлки». Определенных успехов достигли кинематографисты Киностудия «Беларусьфильм» выпускала художественные, научно-популярные, документальные фильмы. Самыми известными фильмами этого периода были: «Альпийская баллада», «Люди на болоте», «Белые росы». Развивалась сеть культурно-просветительских учреждений, проводились лекции, экскурсии, выставки, концерты. Но на развитие культуры выделялись незначительные средства, творчество многих деятелей культуры сковывалось вмешательством партийно-государственных структур. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|