Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.




Примечание. Об участниках и состоянии информационного рынка России можно узнать:

· из справочников "Вся компьютерная Москва", "Кто есть кто на компьютер­ном рынке", "Кто есть кто на компьютерном рынке России", "Информаци­онные технологии Петербурга";

· из 1-го тома "Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций";

· из журнала "Информационные ресурсы России";

· из сети Internet.

С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители — ученые и специалисты в области науки и техники.

С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.

С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.

Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в уда­ленных от пользователя базах данных.

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, ад­министративных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информа­ционных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:

Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.

 

Пример. В настоящее время в России получают распространение современные мировые технические достижения:

• возможность работы в глобальной компьютерной сети Internet, что позволит вы­вести информационные ресурсы России на мировой рынок;

• технология WWW (Всемирная паутина) ведения гипертекстовой среды;

• электронная почта в компьютерной сети РЕЛКОМ, в которую вовлечено около 300 тыс. пользователей, из них 20 тыс. индивидуалов.

 

1. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.

 

Пример. Закон "Об информации, информатизации и защите информации". Закон "Об авторском праве и смежных правах". Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных". Закон " О правовой охране топологий интегральных схем".

 

2. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структу­ры, помогающие находить нужную информацию.

 

Пример. "Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций", где обоб­щены сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и рас­пространителей.

3. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.

 

Рассмотренный ниже пример демонстрирует роль государства в регулировании рыночной экономики в период нестабильности. В нашей стране, претерпевающей серьез­ные экономические изменения, организационный фактор государственной политики стано­вится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.

 

Пример. Трудности, возникшие в последнее время в экономике США, породили ряд проблем, в решении которых возросла плановая и стабилизирующая роль госу­дарства как регулятора экономических, технологических и социальных отношений:

• во-первых, американские предприниматели, переставшие быть монополистами на мировом рынке и встретившие жесткую конкуренцию со стороны Японии, Герма­нии и других стран, начинают искать поддержку у государства;

• во-вторых, государство оказалось вынужденным перераспределять общественные фонды, с тем, чтобы помочь увеличению занятости, которая последние годы в связи с внедрением новых информационных технологий (НИХ) постоянно умень­шается;

• в-третьих, в связи с сокращением военно-промышленного комплекса государство специалистов в наукоемкие технологии, где требуется огромные затраты на их разработку и реализацию.

 

В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информати­зации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информа­ционного рынка. Мы предлагаем вам следующее толкование этого понятия

 

Инфраструктура информационного рынка — совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагаю­щих однородные информационные продукты и услуги.

 

В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения относительно инфраструктуры информационного рынка. Так, например, предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами:

• научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;

• объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;

• услуги образования — все виды обучений;

• управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, ста­тистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;

• бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.

 

В этой инфраструктуре, отсутствуют три основных аспекта, харак­терных для информационного общества:

• технический — вся аппаратно-техническая база информатики;

• программный — все программные продукты информатики;

• коммуникационный — все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче информации, все виды телефонной и факсимильной связи.

Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанци­онных информационных услуг:

¨ высокомонополизированный профессиональный рынок, предоставляющий пользова­телю информацию по его сфере деятельности;

¨ услуги для обеспечения управленческих решений, которые позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем;

¨ домашний рынок, предоставляющий услуги бытового характера, например для элек­тронных платежных операций и покупок.

Представляется наиболее правомерным следующий подход к инфраструктуре рынка, кото­рый мы посчитали возможным взять за основу, внеся некоторые изменения и добавления (рис).

Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.

1-й секторделовая информация, состоит из следующих частей:

• биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками явля­ются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компа­нии, банки;

• статистическая информация — ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются госу­дарственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

• коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям рабо­ты и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специаль­ные информационные службы.

2-й сектор — информация для специалистов, содержит следующие части:

• профессиональная информация — специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;

• научно-техническая информация — документальная, библиографическая, рефератив­ная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

• доступ к первоисточникам — организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

3-й сектор — потребительская информация, состоит из следующих частей:

• новости и литература — информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

• потребительская информация — расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;

• развлекательная информация — игры, телетекст, видеотекст.

4-й сектор— услуги образования, включает все формы и ступени образо­вания: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практику мы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие сис­темы, методики обучения и пр.

5-й сектор — обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

• программные продукты — программные комплексы с разной ориентацией — от про­фессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспе­чение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типо­выми математическими методами и др.;

• технические средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтех­ника, сопутствующие материалы и комплектующие;

• разработка и сопровождение информационных систем и технологий — обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуаль­ных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, со­здание и сопровождение баз данных;

• консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую при­обретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятель­ность и т.д.;

• подготовка источников информации — создание баз данных по заданной теме, облас­ти, явлению и т.п.


 

 


 

Деловая Информация

информация для

специалистов

 

Потребительская Услуги

информация образования

 

Обеспечивающие

информационные

системы и средства

 

 

Примечание. В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:

• непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;

•дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении ком­пьютерным базам данных.

Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информа­ционных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

Приведем функции информационного бизнеса:

· управление финансами и ведение учета;

· управление кадрами;

· материально-техническое снабжение;

· организация производства;

· маркетинговые исследования;

· лизинговые операции;

· консультационное обслуживание;

· страхование имущества и информации;

· организация службы информационной безопасности;

· сервисное обслуживание.

 

 

Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защи­те информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких, как:

• "Об информации, информатизации и защите информации".

• "Об авторском праве и смежных правах".

• "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".

• "О правовой охране топологий интегральных схем".

Рассмотрим основные положения закона "Об информации, информатизации и защите информации", который является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развития информационного общества. С его помощью удалось частично решить вопросы правового регулирования на информационном рынке ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением "персональной" инфор­мации.

Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:

· Общие положения.

· Информационные ресурсы.

· Пользование информационными ресурсами.

· Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения.

· Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и инфор­матизации.

В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направ­ление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формирова­нием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации.

Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и инфор­матизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физичес­ких лиц на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, правовые положения по их использованию и предлагается рас­сматривать информационные ресурсы в двух аспектах:

• как материальный продукт, который можно покупать и продавать;

• как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных