ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.Примечание. Об участниках и состоянии информационного рынка России можно узнать: · из справочников "Вся компьютерная Москва", "Кто есть кто на компьютерном рынке", "Кто есть кто на компьютерном рынке России", "Информационные технологии Петербурга"; · из 1-го тома "Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций"; · из журнала "Информационные ресурсы России"; · из сети Internet. С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители — ученые и специалисты в области науки и техники. С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации. С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний. Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных. Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии. В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются: Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
Пример. В настоящее время в России получают распространение современные мировые технические достижения: • возможность работы в глобальной компьютерной сети Internet, что позволит вывести информационные ресурсы России на мировой рынок; • технология WWW (Всемирная паутина) ведения гипертекстовой среды; • электронная почта в компьютерной сети РЕЛКОМ, в которую вовлечено около 300 тыс. пользователей, из них 20 тыс. индивидуалов.
1. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.
Пример. Закон "Об информации, информатизации и защите информации". Закон "Об авторском праве и смежных правах". Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных". Закон " О правовой охране топологий интегральных схем".
2. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.
Пример. "Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций", где обобщены сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей. 3. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.
Рассмотренный ниже пример демонстрирует роль государства в регулировании рыночной экономики в период нестабильности. В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, организационный фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.
Пример. Трудности, возникшие в последнее время в экономике США, породили ряд проблем, в решении которых возросла плановая и стабилизирующая роль государства как регулятора экономических, технологических и социальных отношений: • во-первых, американские предприниматели, переставшие быть монополистами на мировом рынке и встретившие жесткую конкуренцию со стороны Японии, Германии и других стран, начинают искать поддержку у государства; • во-вторых, государство оказалось вынужденным перераспределять общественные фонды, с тем, чтобы помочь увеличению занятости, которая последние годы в связи с внедрением новых информационных технологий (НИХ) постоянно уменьшается; • в-третьих, в связи с сокращением военно-промышленного комплекса государство специалистов в наукоемкие технологии, где требуется огромные затраты на их разработку и реализацию.
В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Мы предлагаем вам следующее толкование этого понятия
Инфраструктура информационного рынка — совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения относительно инфраструктуры информационного рынка. Так, например, предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами: • научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям; • объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции; • услуги образования — все виды обучений; • управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений; • бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.
В этой инфраструктуре, отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества: • технический — вся аппаратно-техническая база информатики; • программный — все программные продукты информатики; • коммуникационный — все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче информации, все виды телефонной и факсимильной связи. Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг: ¨ высокомонополизированный профессиональный рынок, предоставляющий пользователю информацию по его сфере деятельности; ¨ услуги для обеспечения управленческих решений, которые позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем; ¨ домашний рынок, предоставляющий услуги бытового характера, например для электронных платежных операций и покупок. Представляется наиболее правомерным следующий подход к инфраструктуре рынка, который мы посчитали возможным взять за основу, внеся некоторые изменения и добавления (рис). Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг. 1-й сектор — деловая информация, состоит из следующих частей: • биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки; • статистическая информация — ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы; • коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы. 2-й сектор — информация для специалистов, содержит следующие части: • профессиональная информация — специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.; • научно-техническая информация — документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности; • доступ к первоисточникам — организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах. 3-й сектор — потребительская информация, состоит из следующих частей: • новости и литература — информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии; • потребительская информация — расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.; • развлекательная информация — игры, телетекст, видеотекст. 4-й сектор— услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практику мы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр. 5-й сектор — обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей: • программные продукты — программные комплексы с разной ориентацией — от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.; • технические средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие; • разработка и сопровождение информационных систем и технологий — обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных; • консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.; • подготовка источников информации — создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.
Деловая Информация информация для специалистов
Потребительская Услуги информация образования
Обеспечивающие информационные системы и средства
Примечание. В каждом секторе может быть организован любой вид доступа: • непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях; •дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных. Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство. Приведем функции информационного бизнеса: · управление финансами и ведение учета; · управление кадрами; · материально-техническое снабжение; · организация производства; · маркетинговые исследования; · лизинговые операции; · консультационное обслуживание; · страхование имущества и информации; · организация службы информационной безопасности; · сервисное обслуживание.
Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких, как: • "Об информации, информатизации и защите информации". • "Об авторском праве и смежных правах". • "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных". • "О правовой охране топологий интегральных схем". Рассмотрим основные положения закона "Об информации, информатизации и защите информации", который является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развития информационного общества. С его помощью удалось частично решить вопросы правового регулирования на информационном рынке ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением "персональной" информации. Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам: · Общие положения. · Информационные ресурсы. · Пользование информационными ресурсами. · Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения. · Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации. В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации. Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, правовые положения по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах: • как материальный продукт, который можно покупать и продавать; • как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|