Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Когнитивный подход к изучению развития




Специфика когнитивного подхода заключается в исследовании всего многообразия процессов, происходящих в человеческом развитии, через призму развития когнитивных функций, и прежде всего интеллекта. Один из основоположников когнитивного подхода, великий швейцарский психолог Жан Пиаже рассматривал интеллект человека как важнейший фактор, обеспечивающий адаптацию (приспособление) человека к условиям своей среды (включающей как биологические, так и социальные моменты). Биолог по основному образованию, Ж. Пиаже полагал, что структура нашего интеллекта, способы образования и существования понятий, причинные схемы имеют в основе «внутреннее устройство» мозга. Человек от рождения обладает некоторым врожденным набором схем поведения: сосания, хватания, восприятия и др., одни из которых появляются сразу после рождения, а для появления других требуется некоторое созревание мозга. Он приспосабливает этот «набор» схем ко все новым и новым стимулам, а такое приспособление имеет две стороны: с одной, включение нового объекта в старую схему (ассимиляция), с другой — приспособление самой схемы к новому объекту (аккомодация),

Так, ребенок, например, имеет схему «птица», видит самолет впервые, он применяет к нему свою схему поведения — называет его «птица», то есть схема ассимилирует новый объект. Но самолет гудит и имеет мотор, взрослые привлекают внимание ребенка к различиям между «понятием» птица и самолетом, и сообщают ему новое понятие — самолет, тогда модифицируется схема: не все, что летает—это птица. Аналогично и младенец—любой объект, который он видит и может достать рукой, пытается включить в схему питания: засунуть в свой рот.

 

Следующей чертой, определяющей развитие интеллекта, является его организация. Отдельные схемы, существующие у человека, иерархически организованы, и с ростом и развитием уровень организации все более повышается.

Анализируя все многообразие существующих у человека схем поведения, Жан Пиаже вычленил мыслительные операции, лежащие в их основе.

Операцией он назвал мысленные действия человека, обладающие свойством обратимости, заключающейся в том, что индивид может вернуться к началу процесса. Например, можно вернуться на то же место, откуда вышел (обратимость в сфере физических действий), спланировать серию ходов в шахматах, а затем мысленно вернуться к началу комбинации (обратимость мысленных операций).

Полноценно научить ребенка выполнять какую-либо операцию, по мнению Пиаже, невозможно, определяющее влияние на развитие оказывают созревание и самостоятельное открытие самим ребенком мыслительных операций, приобретение ребенком логического опыта, возникающего только в собственной активности ребенка. А научение и обучение он приравнивает к овладению знанием, внешним по отношению к ребенку: научаясь, от запоминает ответ, но развития при этом не происходит. По его мнению, развитие определяет обучение.

Когнитивное развитие, по Ж. Пиаже, определяет все развитие в целом, центром его является развитие символической функции отражения. В ее развитии Жан Пиаже выделил три уровня:

Ø Сенсомоторная схема (недифференцированная от обозначаемого объекта, являющаяся его частью),

Ø Репрезентация (знак, дифференцированный от содержания, но сохраняющий с ним связь)

Ø И абстрактно-логическое понятие.

 

В соответствии с этим он обозначил три стадии развития интеллекта:

Ø сенсомоторный интеллект,

Ø репрезентативный интеллект

Ø и понятийный (формально-логический) интеллект.

1. Сенсомоторная стадия (примерно от 0 до 18 месяцев) - первая стадия развития интеллекта. В момент рождения ребенок обладает весьма скромным набором поведенческих реакций, которые, к тому же, он не может контролировать сам. Основное направление развития состоит в превращении их в формы (или схемы) организованного поведения, которые могут использоваться ребенком произвольно. Жан Пиаже разделил сенсомоторную стадию на 6 подстадий.

На первой подстадии (0 - 1 мес.) ребенок обладает только врожденными схемами: он может следить глазами за объектом, реагировать на звук, двигать ручками и ножками.

На второй подстадии (1-4,5 мес.) возникает взаимодействие разных схем, голодный ребенок может сосать палец действие, которое не есть врожденный рефлекс, а также ребенок может повторить одно и тоже действие несколько раз.

На третьей подстадии(4,5-8 мес.) ребенок начинает координировать схемы (например, зрения и хватания: не только посмотреть или схватить, но и посмотреть, чтобы схватить; впервые ребенок начинает не только тянуться, но и дотягиваться до привлекшего его объекта), его активность сосредотачивается на тех изменениях, которые он производит, например он долго трясет погремушку и прислушивается к заинтересовавшим его звукам. Младенец при попытке взять предмет подстраивает кисть руки под его форму; если это маленькая крошка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы.

На четвертой подстадии (8-12 мес.) действие ребенка обретает цель и средства; возникает представление о непрерывности и постоянстве объекта. На этой подстадии у ребенка возникает практический интеллект.

На пятой подстадии (12-15 мес.) ребенок может специально изменять свои действия, чтобы посмотреть, к каким последствиям это приведет.

Шестая подстадия характеризуется окончательным уравновешением практического интеллекта. Физическое действие становится обратимым, то есть ребенок приобретает способность вернуться назад, на то место, откуда он начал движение, действие. Происходит интериоризация схем физических действий; теперь становится возможной активация схемы действия отсутствующим объектом, то есть по памяти.

2. Стадия репрезентативного интеллекта или стадия конкретных операций (от 1,5 до 11-12 лет).

В ней Ж. Пиаже выделяет две подстадии:

Ø дооперационалъную стадию (1,5 — 6-7 лет)

Ø и стадию конкретных операций (7 11-12 лет).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных