Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стратегии организации исследования в возрастной психологии




Лонгитюдинальный (или лонгитюдный) метод часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка (или группы детей) в течение длительного времени, на разных возрастных этапах. Исследование такого типа дает возможность построить индивидуальную кривую развития каждого ребенка и соотнести уровень его развития с возрастной нормой. Лонгитюдный метод позволяет обнаружить на кривой развития переломные точки, в которых происходят резкие качественные сдвиги. Организация лонгитюдного исследования предполагает одновременное использование других методов: наблюдения, тестирования, анализа продуктов деятельности, эксперимента.

Ярким примером лонгитюдного изучения развития собственных детей при помощи метода наблюдения являются опубликованные дневники Н.А. Менчинской. На протяжении всей своей жизни Н.А. Менчинская большое внимание уделяла систематическому наблюдению за развитием ребенка, особенно в дошкольный период его детства. Наблюдения за ранним развитием ребенка в период от рождения до года требуют особого такта, профессионального знания закономерностей этого развития, умения вовремя подметить возникающие изменения, а иногда намеренно вызвать те или иные реакции ребенка, чтобы их зафиксировать и осмыслить. Н.А. Менчинская, обладая в совершенстве этими качествами, вела дневники развития сына, дочери, а затем и внука.

 

Наряду с лонгитюдным исследованием в возрастной психологии часто используются такие методы организации исследования, как метод срезов и сравнительный метод.

 

Суть метода срезов (так называемое «поперечное» исследование) состоит в следующем: в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик (тест, беседа, констатирующий эксперимент и др.) изучается определенный аспект развития, например, уровень интеллекта. В результате получают данные, характерные для этой группы детей одного возраста.

Недостаток метода срезов заключается в том, что результат такого исследования часто представлен характеристикой «усредненного» ребенка соответствующего возраста как абстрактного носителя измеряемых психологических свойств. При таком подходе процесс развития выглядит как равномерно возрастающая прямая линия, где все качественные новообразования скрыты. Когда делается несколько срезов, подключается сравнительный метод: данные по каждой возрастной группе сравниваются между собой и на основе этого делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.

 

Например, сравнительный метод в сочетании со стратегией поперечных срезов в исследовании А.Н. Леонтьева позволил выявить определенные возрастные закономерности развития непосредственной и опосредствованной памяти: у дошкольников продуктивность непосредственного запоминания набора слов незначительно отличается от продуктивности запоминания этих же слов опосредствованным способом (при помощи картинок); у школьников продуктивность опосредствованного запоминания значительно превышает продуктивность непосредственного запоминания; а в группе студентов (взрослых) эти различия опять сглаживаются. На основе анализа этих экспериментальных фактов авторы сделали вывод: в онтогенезе овладение непосредственной памятью идет через внешне опосредствованное запоминание (с помощью внешних средств - например, картинок) к внутренне опосредствованному запоминанию; внешние средства как бы «вращиваются», интериоризуются и становятся внутренними.

Лонгитюдная стратегия организации исследований в сочетании со стратегией поперечных срезов представлена многочисленными экспериментами, проведенными под руководством Б.Г. Ананьева. В ходе анализа экспериментального материала авторами отслежена динамика развития различных психических функций в онтогенезе, особенно в периоды взрослости: психофизиологических функций, перцептивных процессов, психомоторики, памяти, интеллекта.

 

 

Например, установлено, что наилучшие показатели по тестам интеллекта обнаруживают молодые люди 19 лет, у них же отмечается наибольшее расхождение между уровнями вербального и невербального интеллекта; с возрастом происходит перестройка структурных связей междуотдельными интеллектуальными функциями в сторону усиления вербальных компонентов. Речемыслительные (вербальные) функции угасают с возрастом значительно медленнее других и противостоят процессам старения. Причем интенсивность инволюции (угасания) интеллектуальных функций зависит от одаренности личности (внутренний фактор) и от характера профессиональной деятельности (внешний фактор).

Итак, мы рассмотрели особенности методов, заключающиеся в различии стратегий организации исследований

Ø лонгитюдный метод,

Ø метод срезов

Ø и сравнительный метод.

Наряду с ними в исследованиях возрастной психологии специфические черты приобретают и общепсихологические методы - наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, эксперимент и др. Рассмотрим подробнее, какие требования, достоинства, недостатки и ограничения имеют эти методы в контексте исследований возрастной психологии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных