Развитие как «приобретение и потери».
Процесс возрастного развития не является простым продвижением ко все большей эффективности и приросту. Развитие включает в себя линии прогресса и регресса. Жан Пиаже показал, что за потерями в точности суждений, основанных на перцепции, у 6-7 летних детей стоят существенные преобразования когнитивных структур. Усиление уровня социального контроля в эмоциональном развитии детей этого же возраста неизбежно связано с утратой непосредственности эмоциональных переживаний.
4. Неравномерность.
При любых, даже самых благоприятных условиях различные психические проявления и психические функции не находятся на одном и том же уровне развитая. Разные функции и качества достигают своего максимального развития в разном возрасте. Так, пик развития формально-логических операций приходится на 18 - 22 года, не случайно этот период является сензитивным для обучения, основанного на применении дедуктивных доказательств. Неравномерность может проявляться как на межиндивидуальном уровне (в одном классе учатся два 16-летних юноши, но один - едва начинающий взрослеть подросток, другой соответствует возрастным стандартам более зрелого возраста) и на внутрииндивидуальном (например, у подростка разные системы организма созревают в разные сроки, не совпадает и время наступления физиологической, социальной, интеллектуальной зрелости).
Пластичность.
В зависимости от условий жизни и опыта человека его развитие может принимать различные формы. Пластичность обеспечивает возможность изменения и совершенствование психических процессов и функций. Она проявляется в компенсации, исходя из которой низкий уровень развития какой-либо функции или свойства может выполняться за счет более высокого уровня развития другой функции. Например, слабая память может быть компенсирована большей организованностью и четкостью деятельности, неспособность ребенка к эмпатии высоким уровнем идентификации. На пластичности основаны богатейшие возможности целенаправленного изменения психики ребенка в условиях обучения и воспитания.
Интеграция.
По мере возрастного развития психика человека приобретает все большую цельность, единство, устойчивость, постоянство. Как указывал Н. Д. Левитов, маленький ребенок в психическом отношении представляет малосистематизированные сочетания разных фрагментарных психических состояний. Возрастное развитие будет заключаться в перерастании этих психических состояний в устойчивые черты личности. Примером проявления интеграции может служить возрастное самосознание в направлении построения интегрированной системы когнитивно - познавательных и оценочно-личностных компонентов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|