Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предмет и задачи возрастной психологии




Характеристика основных понятий возрастной психологии позволяет сформировать ее предмет. Возрастная психология изучает источники, условия, движущие силы и закономерности онтогенетического развития.

Из определения предмета вытекает основная задача возрастной психологии - изучение хода и условий полноценного, то есть оптимального для каждого возраста психического развития. Развитие всегда осуществляется в конкретной социальной ситуации, что с необходимостью предполагает учет опосредствующего влияния различных макро- и микроструктурных условий, которые преломляются через жизненный опыт человека, его личностные и индивидуальные особенности, психологический склад. Дифференциация представлений о социальной ситуации развития включает в себя изучение всех значимых для развития ребенка социальных взаимоотношений, характера ведущей деятельности, ее строения, иерархии типичных для возраста видов деятельности. Это позволяет выявить показатели благополучного или отклоняющегося хода развития. Особенное значение при этом приобретает сопоставление реального места и значимости того или иного вида деятельности в жизни ребенка с уровнем сформированности психических процессов и качеств.

 

Психологические новообразования являются результатом и предпосылкой возрастного развития, их изучение и диагностика - важнейшие практические задачи возрастной психологии. Развитие - возрастной процесс, оно не заканчивается с достижением зрелости. Оптимизация психического развития во всех возрастных периодах, максимальное использование ресурсов и потенциала каждого возраста - ближайшая и актуальная задача практического приложения возрастной психологии.

Изучение возрастных особенностей должно осуществляться не только с точки зрения актуального уровня развития, но быть адресовано к выявлению «завтрашнего дня развития» ребенка, осуществлять научный прогноз развития. В связи с этим принято выделять две формы возрастной психологии:

Ø Одна из них описательная, так как ее основной задачей является фиксация актуального хода развития, не предполагающая возможности прослеживать логику развития в будущем.

Ø Другая - проективная, для нее характерно активное моделирование изученных возрастных процессов и эксперимент.

 

Например, в исследованиях В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина были выявлены возможности младших школьников в усвоении теоретических понятий, тем самым были поставлено под сомнение сложившиеся ранее представления о возрастных особенностях их мышления. Эксперименты Л.Ф. Обуховой позволили пересмотреть обоснованную Ж. Пиаже нормативную линию когнитивного развития шести - семилетних детей. Современные социально-культурные процессы вносят изменения в динамику и содержание психического развития. Прогноз влияния этих изменений на уже сложившиеся представления о тех или иных периодах развития - актуальная задача возрастной психологии.

Вопросы и задания для самопроверки

 

1. На чем основана неоднозначность возрастной терминологии? В толковом словаре В. Даля «юноша» определяется как «парень от пятнадцати до двадцати лет и более» и «подросток» - как «дитя на подросте, около четырнадцати - пятнадцати лет. Между тем герою романа Ф.М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось двадцать лет.

 

2. О какой динамической характеристике онтогенетического развития идет речь в данном фрагменте: «Бывают в жизни моменты, которые являются как бы пограничной чертой для истекшего периода времени, но которые вместе с тем с определенностью указывают на новые направления жизни... мы чувствуем себя вынужденными обозревать взором мысли прошедшие и настоящие, чтобы таким образом осознать свое действительное положение». (К. Маркс. Письмо к отцу. Из ранних произведений. т.1. с. 6).

 

3. Американский этнограф Маргарет Мид, изучив взросление на островах Самоа и Новой Гвинеи нашла, что переход к взрослости не сопровождается у подростков каким-либо кризисом. Не было там и проблем индивидуального самоопределения (профессионального, моральною). Чем можно объяснить этот факт?

 

4. Дайте комментарий приведенному отрывку: «Кьяве наблюдал приближение старости не в зеркале, а по чувству усталости, которое все чаще приходило к нему. Его жизнь требовала непрерывных физических занятий: бега, ходьбы, метания аркана, погони за оленями, иногда стрельбы. Уже много лет он с легкой усмешкой смотрел на мир и обманывал старость тем, что экономил движения. Он знал, куда побегут олени, угадывал маршрут подбиравшихся к стаду волков. Он угадывал погоду, чтобы уходить даже от пурги, экономя силы...» (О.Куваев «Территория». - М.: Современник. 1984. с.51.)

Литература

1. Божович Л.И. Избранные труды. - М.: 1994. с.

2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений, т.4. - М., 1984. с.

3. Леонтьев А.Н. К теории психического развития ребенка // Избранные психологические труды в двух томах, т.1. с. 281-302.

4. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. с. 209-216; с. 223-226.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных